Со Светлой седмицей!
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, апп. от 70-ти Аристарха, Пуда, Трофима и иных святых сего дня!
Святитель Феофан Затворник:
Благодетелен труд тех, которые здравыми соображениями разбивают взгромождаемую против истины Воскресения ложь. Читай и вооружайся этими соображениями; но при этом не ленись все больше и больше давать простора для входа в тебя силы Воскресения Христова. Чем больше будешь делать это, тем больше будешь дышать воздухом Воскресения, и тем безопаснейшим становиться от всех стрел вражиих, направляемых против этой истины. Спросишь, что же для этого надо? Ничего особенного: будь тем, чем должен ты быть по завету, в который вступил во святом крещении, которое есть наше воскресение. Оплевал ты сатану и все дела его? - и продолжай так себя держать в отношении к нему. Сочетался ты со Христом? - и пребудь с Ним. Дела тьмы и света явны. Бегай одних и прилежи другим. Но делай это без всяких уступок, даже малейших, чтобы нормою жизни твоей было следующее: нет общения свету ко тьме, Христу с велиаром.
Деяния св. апп. Гл. 2: 38 - 43
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
От Иоанна св. благов. Гл. 3: 1 - 15
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Из Охридского Пролога за 15 апреля:
Рассуждение
Преподобный Григорий Синаит пишет о созерцании: «Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый – Бог незримый и безвидный, безначальный и несозданный, Виновник всего сущего, Троичное, единое и пресущественное Божество; второй – чин и положение умных Сил; третий – состав видимых тварей; четвертый – домостроительное воплощение Слова; пятый – всеобщее воскресение; шестой – страшное второе Христово пришествие; седьмой – вечные муки; восьмой – Небесное Царство. Первые четыре явлены и принадлежат прошлому, а последние четыре не явлены и относятся к будущему, хотя и сии четыре ясно созерцаются теми, кто при содействии благодати стяжал полную чистоту ума. Приступающий же к сему делу (созерцания) без света благодати пусть знает, что строит он фантазии, а созерцания не имеет». Так пишет великий и проницательный Григорий Синаит, который всё, что́ знал, знал из личного опыта.
Проповедь о том, что будем мы подобны Тому, Кого любим
Возлюбленные! мы теперь дети Божии;
но еще не открылось, что будем. Знаем
только, что, когда откроется, будем подобны
Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
1Ин. 3:2
Доселе были мы рабами, а теперь мы дети Божии. Были мы рабами зла, а теперь мы служители добра, верховного Добра на небе и на земле. Рабствовали мы всему тому, что́ ниже и хуже человека, а отныне будем служить Всевышнему и Всеблагому. Угнетал нас мрак, а теперь мы будем ходить во свете. До сей поры в непрестанном страхе держали нас диавол, грех и смерть, а теперь мы будем жить близ Бога, в свободе и радости.
Теперь... Когда [это] теперь? Теперь, когда явился Господь на земле во плоти, когда преподал Он нам учение света, свободы и жизни, когда [пре]славно воскрес Он и явился в Своем прославленном теле и когда исполнил Он все предречения пророков и все Свои обетования. Теперь и мы дети Божии, сыны света и наследники Царства.
И будем подобны Ему. Это, по правде говоря, еще не проявилось, но [проявился Он – и этого пока достаточно. Показал Он нам, сколь прекрасен человек в воскресении, и знаем мы, что и мы будем такими, как и Он. Апостол Иоанн благовествует: знаем, что будем подобны Ему. Не говорит: мы предугадываем, или: нам сказано, но утверждает [в серб, букв.: говорит. – Ред.]: знаем, что станем такими, как и Он. Ведь воскрес Он не ради Себя, а ради нас. Восстал Он от гроба не только чтобы явить Свою силу не имеющим упования мертвецам, но чтобы убедить мертвецов, что и они оживут, и показать им, какими они будут, когда оживут. Да и Апостолы писали знаем – не из тщеславия перед невеждами, а по братской любви к людям, чтобы и все люди это знали, а значит – и мы.
О воскресший Господи, утверди и в нас это спасительное знание, молитвами Твоих святых Апостолов. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК САВВА
Святой мученик Савва, по происхождению готф, жил в IV веке. В то время среди готфов проповедовал христианство епископ Вульфил. Среди многих крестившихся был и святой Савва.
Став христианином, он вел добродетельную жизнь, был благоговеен, мирен, воздержан, прост, молчалив (но заставлял умолкнуть идолослужителей), избегал женщин, все дни проводил в молитве, часто пел в церкви и заботился о ее благоустройстве. Он смело проповедовал христианство.
Готфские князья и судьи под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан и стали принуждать их к вкушению идоложертвенного мяса. Многие из язычников, чтобы сохранить жизнь своим близким и родственникам, принявшим христианство, подавали им вместо идоложертвенного обычное мясо. Некоторые христиане согласились на такой обман, но святой Савва отказался и заявил, что христианин должен открыто исповедовать свою веру. За это жители селения, где жил святой Савва, выгнали его, но потом просили вернуться. Когда преследование христиан усилилось, односельчане святого Саввы решили идти к судье и принести клятву в том, что среди них нет ни одного христианина. Тогда святой Савва громогласно заявил: "Не клянитесь за меня, потому что я - христианин". Жители пошли и поклялись, что в их селении только один христианин. По приказанию судьи к нему привели святого Савву. Но судья, увидев его бедность, решил, что он не может ни помочь кому-либо, ни повредить, и отпустил его.
Между тем гонение продолжалось. Вскоре один из готфских военачальников по имени Афарид во время праздника Святой Пасхи напал на селение. Святой Савва собрался встречать Великий Праздник с епископом Гуфиком, но был возвращен с пути Ангелом в свое селение. К тому времени туда вернулся из Греции и пресвитер Сапсал. Воины схватили священника Сапсала и святого Савву, которому не дали даже одеться. Священника везли на телеге, а святого Савву, обнаженного, вели за телегой по терновнику, били палкой и бичами. Господь невидимо хранил мученика, так что когда на утро они достигли города, святой Савва сказал мучителям: "Посмотрите на мое тело, есть ли на нем следы от терновника и от ваших ударов?" Воины были удивлены, увидев мученика здоровым и невредимым, без малейшего следа перенесенных мучений. Тогда святого Савву растянули на осях телеги и били весь день. Ночью одна благочестивая жещина встала, чтобы приготовить еду домашним, увидела привязанного мученика и освободила его. Он стал помогать ей по хозяйству. Днем по приказанию Афарида святой Савва был подвешен к перекладине дома. Ему и священнику поднесли идоложертвенное мясо и пообещали отпустить на свободу, если они вкусят его. Священник Сапсал ответил: "Мы скорее согласимся, чтобы Афарид распял нас, чем вкусим оскверненное бесами мясо". Святой Савва спросил: "Кто прислал это мясо?" "Владыка Афарид", - ответил слуга. "Есть только один Владыка - Бог, Который на Небесах", - произнес мученик. В ярости один из слуг сильно ударил святого Савву копьем в грудь. Все думали, что мученик умрет, но святой не чувствовал никакой боли и сказал ударившему; "Твой удар был для меня не сильнее того, как если бы ты меня ударил мягкой шерстью".
Афарид велел предать святого Савву смерти. Священника Сапсала оставили связанным, а святого Савву повели к реке Муссова, чтобы утопить его. По дороге святой радостно благодарил Бога за то, что Он сподобил его пострадать за исповедание Его святого Имени.
Слуги тем временем рассуждали между собой: "Почему бы нам не отпустить этого неповинного ни в чем человека? Афарид не узнает о том, что мы отпустили его". Святой Савва услышал их и воскликнул: "Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу!" Мученика бросили в реку, привязав к шее его большой обрубок дерева.
Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года, когда ему было 38 лет. Палачи извлекли тело мученика и бросили на берегу, но христиане скрыли его. Позднее один из скифских вождей, христианин Иуний Саран, перенес мощи святого Саввы в Каппадокию, где они были приняты с честью святителем Василием Великим (память 1 января).