27 мая день памяти Мученика Исидора Хиосского

27.05.2022

Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Теребенская", "Ярославская", архистратигов Михаила и Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мч. Исидора и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

Вы не верите, ибо вы не из овец Моих", говорит Господь неверовавшим иудеям. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною". Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь - пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники - это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие - это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

 

Дея. 15, 5-34:

Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. 

Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. 

По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 

и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 

и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 

Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. 

Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. 

Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. 

И с сим согласны слова пророков, как написано:

Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 

чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. 

Ведомы Богу от вечности все дела Его.

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 

а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. 

Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 

написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 

то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 

человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к апостолам.

Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

 

Ин. 10, 17-28:

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 

Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. 

От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 

Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? 

Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. 

И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 

Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.

Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. 

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 

И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Из Охридского Пролога за 14 мая:

Рассуждение

Грех, служащий к соблазну других, – это сугубый грех. Благоразумный человек заботится о том, чтобы собственным греховным примером не соблазнить кого-либо и не ввести в грех. Св[ятитель] Амвросий [Медиоланский] хвалит такое благоразумие рано упокоившегося императора Валентиниана, приводя следущие эпизоды из его жизни: «Царь, услышав, что в Риме говорят о нем как о заядлом охотнике и любителе зверей – чего на самом деле не было – и [утверждают], что эта страсть якобы отвлекает царя от государственных дел, тотчас приказал перебить всех зверей в своем саду. Услышав затем, что некоторые клеветники распространяют о нем слухи, что он будто бы рано обедает (желая тем самым представить его чревоугодником), царь наложил на себя очень строгий пост и тайно, и всенародно. На общественных обедах редко можно было увидеть, как он кладет себе в рот некий кусочек пищи. Когда опять-таки его сестры спорили с каким-то третьим лицом по поводу некоего имения, царь, хотя и обладал правом разрешить [сей] спор, переправил это дело в публичный суд, дабы избежать нареканий в пристрастии». Поистине, этот набожный государь с великим страхом соблюдал слово Господне: Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих.

 

Проповедь о Христе как Отрасли Давида

В те дни и в то время возращу Давидову 

Отрасль праведную, и будет производить 

суд и правду на земле. 

Иер. 33:15

Этими словами святой пророк Иеремия предсказывает пришестие Спасителя міра из колена Давидова. Отрасль праведная – это Сам Господь Иисус Христос. Ни к кому другому эти слова не могут относиться, так как во время пришествия Господа Иисуса на Иерусалимском престоле сидел уже не князь из колена Давидова, а чужеземец, идумеец Ирод. Равно как с той поры и поныне не было какой-либо другой знаменитой отрасли от Давида ни в правителях светских, ни во владыках духовных. В год Рождества Христова оставалось всего лишь несколько лиц из племени Давидова, причем незнатных и обедневших. К ним относились и Пресвятая Дева Мария, и праведный старец Иосиф, древодел. Итак, ясно, что за тысячелетия, прошедшие с той поры, когда это пророчество было изречено, не появилось никакой величественной отрасли из колена Давидова, кроме Самого Господа Иисуса. Это становится еще яснее из [по] следующих слов: Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне (Иер. 33:22). Эти слова могут относиться только к духовным потомкам Давида через Иисуса Христа, то есть к христианам, ибо только число христиан (а никак не потомков Давида по плоти, которых и вовсе не осталось) за эти двадцать веков можно соизмерять со звездами на небе и с песком в море.

О братья мои, возрадуемся тому, что и мы, христиане, относимся к этому бессчетному народу Божию, к этому величайшему народу в истории міра как по численности, так и по характеру. И еще больше возрадуемся, что и мы принадлежим к этой Божественной Отрасли Давида, искупившей нас от чужаков и соделавшей Своими и учинившей наследниками и сонаследниками вечного Царства.

Господи преблагий, Ты избавил нас, блудных сынов, от свинского унижения и голодания и соделал сынами Царскими. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 

 

  МУЧЕНИК ИСИДОР ХИОССКИЙ

Святой мученик Исидор жил в III веке на острове Хиосе, родом был из Александрии. В первый год правления императора Декия (249 - 251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога, Христа-Спасителя, и никогда не отречется от Него. Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ - отсечь голову святому Исидору. С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор и сказал: "Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!" Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике (память 4 сентября).

В начале XII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины.

Тропарь мученику Исидору Хиосскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Иси́дор/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Исидор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Исидору Хиосскому, глас 4

Упра́витель превели́кий вселе́нней ты яви́лся еси́, свя́те,/ твои́ми к Бо́гу моли́твами,/ те́мже воспева́ем тя днесь,/ му́чениче Богому́дре,// Иси́доре пресла́вне.