27 марта день памяти Благоверного великого князя Ростислава, Феодоровской иконы Божией Матери

27.03.2019

Благоверный великий князь Ростислав

27 марта Русская православная церковь чтит память святого благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславича. Это один из выдающихся государственных деятелей Руси середины XII века. Он также состоит в Соборе Белорусских святых.

Родился князь Ростислав около 1110 года. В крещении был назван Михаилом. Происходил из рода Рюриковичей. Был третьим сыном святого Мстислава Великого, внуком Владимира Мономаха.

Известно, что до XII века Смоленская земля была частью Киевского государства, а ее князем был Мстислав Великий. В 1125 году Мстислав стал князем Киева, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол. Смоленск же перешел в управление Ростиславу, который положил начало политическому обособлению Смоленского княжества.

Ростислав управлял Смоленском более 30 лет. Все свои силы он направлял на укрепление своего княжества. Цель его внутренней политики заключалась в том, чтобы сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал именоваться великим князем смоленским. Таким образом, Ростислав Мстиславич стал родоначальником смоленской княжеской династии.

К заслугам князя Ростислава относится градостроение. Дело в том, что на момент его вступления на княжеский престол в Смоленском княжестве, кроме самого Смоленска, было всего 3 города: Торопец, Вержавск, Каспля. Ростислав увеличил число городов. Благодаря его стараниям были построены Мстиславль, Ростиславль, Дорогобуж, Изяславль, Ельня, Лучин, Кричев, Красн, Василев, Пропойск.

При Ростиславе Мстиславиче Смоленск обособляется от Южной Руси и в церковном плане. С начала ХІ века Смоленск был в составе Переяславльской епископии. В 1136 году смоленский князь учредил собственную епископию, во главе которой стал епископ Мануил.

Большое внимание Ростислав уделял собиранию и списыванию рукописей и книг. В Смоленске и других городах в его время появились книгохранилища духовной и светской литературы.

В силу особенностей своего характера князь более всего был склонен к мирной, организаторской деятельности. Однако жить тихо и мирно Смоленскому княжеству было не суждено. Ростиславу Мстиславичу пришлось неоднократно участвовать в княжеских междоусобицах. Как свидетельствуют древние летописи, князь Ростислав отличался в боях подвигами мужества, но также и высокими христианскими качествами: он был незлобив, уступчив и миролюбив. Любовь к своим подчиненным, желание им всякого блага, забвение обид и постоянное памятование о своих грехах составляли неотъемлемую принадлежность его души.

В 1159 году Ростислав Смоленский был приглашен киевлянами на великокняжеский стол. Став киевским князем, он больше всего заботился о мире на земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически прекратились. Князь всей душой стремился к Церкви: тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архимандритом Поликарпом, создал в Смоленском уделе множество храмов. Известно, что Ростислав Мстиславич жаждал иноческой жизни, однако этому желанию не суждено было сбыться. Он умер 17 марта 1167 года на территории Смоленского княжества в селе Зарубе, принадлежавшем его сестре Рогнеде. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, где оно и покоится до сих пор.

Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха — эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем нового поколения русских князей, которые действовали прежде всего в интересах собственных земель.

Его деяния во благо государства и православного народа русского высоко оценены Православной церковью. В 1984 году он был прославлен Русской православной церковью в лике святого.

 

Тропарь благоверному великому князю Ростиславу – Михаилу   глас 6

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской   глас 4

Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской   глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Феодоровская

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.