Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня вовсем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мнег решному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. от 70-ти Акилы, прп. Никодима Святогорца и иных святых сегодня!
Свт. Феофан Затворник:
Из сердца исходят злые помыслы". В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: "трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших". При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение - садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.
1 Кор. 7, 24-35:
В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
[Зач. 139.] Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Мф. 15, 12-21:
Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека,
ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.
[Зач. 62.] И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
Из Охридского Пролога за 14 июля
Рассуждение:
Христиане должны надежно защитить себя от соблазнов міра сего. Подобает им быть отражателями [букв.: латниками. – Ред.] всех ударов и всех искушений, так чтобы любое зло от них отскакивало. Броня же их созидается не за день и не за два, но со многим старанием и усердием выковывается в ходе длительных подвигов добродетели. [Но] чего стоит вся наша добродетель, если поддаемся мы первому же соблазну. Говоря об этом, святитель Григорий Нисский приводит пример с некой обезьяной в Александрии. «В Александрии, – пишет он, – один ловкач научил обезьяну весьма умело изображать танцовщицу на сцене. Посетители театра хвалили обезьяну, которая в одежде плясуньи танцевала в такт музыке. Но в то время как зрители обращали свои взоры на сие новое для них представление, некий шалун захотел всем продемонстрировать, что танцовщица есть не кто иная, как обезьяна. Пока все радостно восклицали и аплодировали мастерству плясуньи, тот баловник, как говорят, бросил на сцену сладости, которые обезьяна особенно любит. Как только увидела она такие гостинцы, то, забыв и о танцах, и о восторге зрителей, и о [напяленных на нее] дорогих одеждах, бросилась всеми лапами на угощение. А так как одежды ей мешали, то стала она драть их когтями, пытаясь сорвать их с себя. И вместо похвалы и удивления среди зрителей разразился смех». Ведь из-за разорванной маски «танцовщицы» выглянула обезьян[ья мордочк]а.
Проповедь о твердости веры
Противостойте ему твердою верою, зная,
что такие же страдания случаются
и с братьями вашими в міре.
1Пет. 5:9
Самая главная твердыня человеческой души, братья, – это твердыня веры. Против этого оплота диавол сильнее всего ратует всеми своими стрелами и лукавыми кознями. Ибо знает сей нечистый и злобный дух, что если удастся ему разрушить эту [душевную] крепость, то навсегда пленит он душу человека. Посему святые Апостолы просили Господа: Умножь в нас веру (Лк. 17:5). Будем и мы, братья, молиться каждый день, чтобы Господь приложил нам веры, чтобы упрочил и укрепил Он веру нашу. Змея, [пребывая] в опасности, больше всего защищает свою голову, поэтому Сам Господь назвал ее мудрой. Да храним и мы точно так же голову нашей духовной жизни, а [голова] – это вера. Ничто в міре не может заменить нам веру в Бога: ни философия, ни наука, ни богатство, ни слава, ни весь мір из конца в конец со всеми своими эфемерными прелестями. Ведает об этом диавол, поэтому с наибольшей яростью нападает на нашу веру, наводя на нас сомнение, заставляя нас колебаться, смущая наши мысли, лишая покоя наши сердца. Ну а если диавол знает, что вера – это самое главное, тем более обязаны знать это мы. Ведь ради нас сошел Христос на землю, ради нас пострадал на кресте [и именно] нам вручил завет спасительной веры.
Веру же не можем мы ни укрепить, ни приумножить иначе, как через страдания. Посему многострадальный апостол Петр и свидетельствует: Такие же страдания (как и ваши) случаются и с братьями вашими в міре. По смирению не упоминает сей апостол о собственных бедствиях, но говорит о страданиях наших братьев во Христе. Общники веры суть общники и страданий. Не только вы, братья, претерпеваете сие за веру, но тому же самому подвергаются и прочие ваши собратья по этой же самой вере.
Пусть послужит это к смягчению ваших мук. Но паче всего пусть облегчит вам беды и скорби Сам распятый Господь наш Иисус Христос.
О Господи Иисусе, Страдалец превыше всех страдальцев и Победоносец превыше все победителей, умножь в нас веру и укрепи нас силою Твоей благодати, как укрепил ты Апостолов Твоих святых. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ
Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.
Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи "Добротолюбие", найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание - редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.
Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.
По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.
Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к "Добротолюбию" и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга "Невидимая брань", переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника "Учение об исповеди" (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным "Словом о покаянии". Интересна книга преподобного "Благонравие христиан", изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием "Венец Приснодевы" (Венеция, 1796, 1846).
Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции "Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.
Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как "Новый избор житий святых" (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга "Новый Синаксарь" в 3-х томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык "Толкования Посланий святого апостола Павла" Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).
Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы", а также "Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим" ("Православный церковный календарь на 1976 г.", с. 61), "Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников" (Венеция, 1836), "Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха" (Константинополь, 1844).
Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 3
Му́дрости благода́тию, о́тче, укра́шенный,/ труба́ богогла́сная показа́лся еси́ Ду́ха/ и доброде́телей наста́вник, Никоди́ме Богоглаго́ливый,/ всем бо подае́ши спаси́тельная уче́ния,/ жития́ чи́стаго показу́я сия́ние/ бога́тством Боже́ственных твои́х слове́с,// и́миже, я́ко свет, ми́рови возсия́л еси́.
Перевод: Благодатью мудрости, отче, украшенный, ты стал Богогласной трубой Духа и наставником добродетелей, Никодим Богоглаголивый, ибо ты подаешь всем спасительные наставления, показывая сияние чистого жития богатством Боговдохновенных твоих поучений, ими же, как свет миру, ты воссиял.
Ин тропарь преподобному Никодиму Святогорцу, глас 1
Свети́ло Афо́нское, и На́ксии о́трасль,/ и Це́ркве всея́ богодухнове́ннаго учи́теля,/ Никоди́ма, ве́рнии, да почти́м,/ и́же, исполня́яся му́дрости Боже́ственныя,/ уче́ния бо небе́сная и оби́льная излива́ет вопию́щим:/ сла́ва просла́вльшему тя Христу́,/ сла́ва венча́вшему тя,// сла́ва подаю́щему тобо́ю нам по́мощь.
Перевод: Светило Афонское и росток Наксоса, и всей Церкви Богодухновенного учителя, Никодима, верующие, почтим, который наполнившись Божественной мудрости возглашает обильные небесные учения всем взывающим: «Слава прославившему тебя Христу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя нам помощь».
Кондак преподобному Никодиму Святогорцу, глас 8
Я́ко таи́нника изря́днейшаго доброде́тельнаго жития́ и благоче́стия,/ богоно́снаго учи́теля Правосла́вия, пра́зднует тя Це́рковь,/ с Небе́с бо дарова́ния прие́мый,/ озаря́еши Боже́ственными твои́ми писа́нии вопию́щих ти:// ра́дуйся, о́тче Никоди́ме.
Перевод: Как особого хранителя тайн добродетельного жития и благочестия, Богоносного учителя Православия, празднует память твою Церковь, ибо ты получив дарования с Небес, озаряешь Богодухновенными твоими писаниями взывающих к тебе: «Радуйся, отче Никодим».