Доброго дня! Господи, мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, мчч. Фирса, Левкия,, Каллиника и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.
Евр. 9, 8-10. 15-23:
Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления....
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Почему и первый завет был утвержден не без крови.
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Мк. 8, 22-26:
Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
Из Охридского Пролога за 14 декабря
Рассуждение:
[ Существуют] три вида похвальной ревности: ревность к очищению себя от греховных вожделений и помыслов, ревность по истине веры и ревность по правде Божией среди людей. Все эти три [рода] ревности наполняли душу святителя Николая Чудотворца до совершенства. Ревность к очищению себя являл он всю свою жизнь, неустанно бодрствуя над своим сердцем. Ревность по истине веры показал он особенно на Первом Вселенском Соборе в Никее, когда произошло у него ожесточенное столкновение с Арием. Ревность по правде Божией среди людей проявил он нарочито в двух широко известных случаях, когда спас невинных узников от смертной казни (оба раза – по три человека). Однажды, в отсутствие его в городе Миры, сребролюбивый воевода Евстафий приговорил трех обвиняемых к усекновению мечом, получив за это взятку от кого-то из их врагов. Извещенный об этом, святитель Николай со всей поспешностью прибыл в Миры. Осужденных уже вывели на место казни. Палач уже занес меч над неповинными людьми. В тот же миг святитель Николай схватился за меч, вырвал его из рук палача и освободил узников. Затем укорил он воеводу Евстафия – так что тот устыдился и пришел к покаянию. Точно так же перед цареградским епархом Евлавием были оклеветаны царские военачальники Непотиан, Урс и Ерпилион. Царь подписал им смертный приговор. Накануне дня казни все три военачальника помолились Богу со словами: «Боже Николая, избави нас, невиновных, от смерти!» В ту же ночь святитель Николай явился во сне царю и епарху, обличил их в этой несправедливости и повелел немедленно освободить трех военачальников из заточения. На следующий день царь и епарх поведали друг другу одно и то же ночное видение и тотчас отменили смертный приговор и вывели воевод из темницы на свободу.
Проповедь о Иакове
Я видел Бога лицем к лицу,
и сохранилась душа моя.
Быт. 32:30
Бог Авраама и Исаака был и Богом Иакова, Богом верных, послушных, милостивых и кротких. Иакова можно назвать кротким боговидцем. Ибо поистине был он кроток, и лицезрел Бога, и беседовал с Богом, и видел Божиих Ангелов и лествицу от земли до неба. Кротостью победил он Лавана, своего тестя, и Исава, своего брата; кротостью внес мир посреди своих жен, Лии и Рахили; за кротость был он дорог и приятен фараону. Кротость Иакова – это прообраз Христовой кротости. Блаженны кроткие, – сказал Господь, – ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Эти слова исполнились и на Иакове. Унаследовал он землю своих отцов; его потомство освободилось из Египта и вступило в наследие земли обетованной; а через посредство Владыки Христа, своего потомка по плоти, стал он наследником всей земли. Это – Церковь Божия, распространившаяся по всему свету. Я видел Бога лицем к лицу. Иаков лицезрел Бога в облике человека, а не как подлинного человека. Видение сие – лишь предвестие истинно воплощенного Бога как человека. И душа моя сохранилась. Спаслась душа моя от страха и сохранилась от всякой неправды. Но если Иаков спасся, видя лишь образ Бога, то насколько легче спастись нам, ве́дущим Бога как истинного человека, как Богочеловека.
О Господи кроткий, сила и слава кротких, как спас Ты Иакова Своим образом, [так] спаси и нас Своей истинной Плотью и Кровью. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИКИ ФИЛИМОН, АПОЛЛОНИЙ, АРИАН И ФЕОТИХ АНТИНОЙСКИЕ
Мученик Ариан Антинойский
Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих пострадали за веру в Египте, в г. Антиное, при императоре Диоклетиане (284–305). Святой Ариан до своего обращения в Христову веру был гонителем христиан, в том числе мучеников Аполлония и Филимона. Сначала мученик Аполлоний, убоявшись предстоящих страданий, упросил музыканта-язычника Филимона переодеться в его одежды и принести за него жертву идолам. Но неожиданно святой Филимон исповедал себя перед язычниками христианином. Святой Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. После истязаний оба мученика были казнены. Их мучитель Ариан, исцелив свой раненый глаз прахом, взятым от могилы Филимона, раскаялся, обратился в христианскую веру и крестился со всем домом и телохранителями. За любовь ко Христу они добровольно пошли на мучения и были преданы смерти. Среди телохранителей старшим был мученик Феотих, поминаемый вместе с другими святыми. Мученики Филимон и Аполлоний скончались 16 марта 286 г., а мученики Ариан и Феотих – 4 марта 287 года.