Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Беседная", "Нарвская", архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прор. Михея, прп. Феодосия Печерского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.
1 Кор. 1, 3-9:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, –
ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, –
так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Мф. 19, 3-12:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Из Охридского Пролога за 14 августа
Рассуждение:
Берегись родительского проклятия, ибо страшно оно. Высоко цени и испрашивай родительского благословения, ибо будет оно сопровождать тебя через всю жизнь. Премудрый Сирах говорит: Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир. 3:9). Проклятие, наложенное Ноем на потомство Хама, и доселе гнетет несчастных его отпрысков. И с сынами Иакова всё в жизни произошло так, как благословил их отец. Преподобный Сергий в юности просил своих родителей дать ему благословение на иночество. Но престарелые родители просили сына подождать и потрудиться [в помощи] им вплоть до их смерти, а затем уже уходить в монастырь. [Святой] Сергий послушался своих родителей и пребывал под благословением до самой кончины. Епископ Гермоген рассказывает случай о том, как некий сын издевался над своей женой. Когда мать с плачем начала укорять его за это, сын бросился на мать, избил ее и разбил ей голову о стену. Отчаявшаяся мать крикнула: «Господи, да будет сын мой проклят и да не будет [на нем] ни моего, ни Твоего благословения!» В тот же день сын начал дрожать и трепетать всем телом и целые тринадцать лет прожил в этом недуге, будучи неспособен даже ложку поднести ко рту. Спустя тринадцать лет он исповедался и причастился, отчего получил некоторое облегчение, и вскоре после этого скончался.
Проповедь о предреченном свете во тьме
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ис. 9:2
Там, где темнее всего, предвещает пророк, там и явится светоносный Мессия. Земля Завулона и земля Неффалима считались самыми мрачными краями. Язычники были там смешаны с иудеями, иго внешнего и внутреннего рабства угнетало больше, чем где бы то ни было; тьма языческая и тьма фарисейская покрывали людей тенью смерти. Небесный Свет воссиял сначала в Вифлееме – там родился Владыка Христос. Этот Свет издалека узрели восточные звездочеты, а вблизи – вифлеемские пастухи. Однако Ирод кровавым мечом изгнал сей Свет из Вифлеема. И Свет удалился в Египет. Потом сей Свет в полном блеске воссиял на этой земле тьмы и тени смертной – в стране Завулоновой и Неффалимовой. В той стране близ озера жили рыбаки, которых Господь избрал в число Своих учеников. В той стране находится и Гора Блаженств, с которой Господь возвестил Свою первую великую проповедь о блаженных [праведниках]. Там и Кана Галилейская, где Господь сотворил Свое первое чудо. Там начал Он дело спасения человеческого – могучими словами и всесильными делами. Узрели люди великий Свет – и удивились. Многие и соблазнились о Господе, многие и осмеяли Его. Но эти темные люди Его не убили. Одна темная точка была на земле еврейской, которая подняла свою руку на Творца и убила Его. Это та же самая точка, откуда Ирод 33 года перед тем занес свой окровавленный меч, чтобы в крови угасить сей великий Свет. То[чка сия –] город Иерусалим. Среди всякой тьмы и помрачения иерусалимская тьма была самой черной. Вероятно, именно потому [и зияла она своей] непроглядной чернотой, что именовала себя светом.
О Господи, Свет наш великий, превеликий, облистай нас сиянием Своим в сем кратком веке, а по смерти прими нас в свет Твой славный и бессмертный. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК МИХЕЙ
Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 г. до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721-691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: "И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века" (Мих.5,2). Из слов пророка Иеремии (Иер. 26, 18-19) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.
БЕСЕДНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Беседная икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что на ней изображаются Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием (по прозванию Юрыш). Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в 1383 г., когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храме в Тихвине поставили деревянный крест, а не железный. На месте этого явления была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 г. одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы). В 1515 г. вновь была построена деревянная церковь и основан мужской монастырь в честь этой святой иконы. Находился Беседный монастырь в Новгородской губернии Тихвинского уезда.
Иконография сюжета Беседной иконы точно отражает «Сказание». Пресвятая Богородица изображена сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом листьями или цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Перед Богородицей - святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Георгий.
НАРВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над св. образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями. — Эта безобразная доска, — говорил он, — поставлена была для русских купцов; нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь.
Тотчас же икона была снята со стены и со злобой брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.
Видя это пожарище, немцы растерялись. Пользуясь их смятением, русские войска сделали приступ к городу и взяли его. Близ Нарвы находилось немецкое войско, но оно по какому-то странному ослеплению не хотело оказать помощи своим осажденным единоплеменникам.
Когда пожар утих и город был очищен от немцев, тогда в пепле русские нашли две иконы — икону Божией Матери и икону Николая Чудотворца. Оба св. образа сохранились совершенно невредимыми, нисколько не пострадав от огня.
По взятии города царь Иоанн Васильевич послал в Нарву Юрьевского архимандрита и Софийского протоиерея, чтобы они построили одну церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.