С днем памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме Доброго дня (Воскресение словущее)! Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., сщмч. Корнилия сотника и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их. Но опять же очевидно, что одно внешнее - ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что исполнив внешнее мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому. Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование - это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.
Гал. 4, 28-5, 10:
Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
Такое убеждение не от Призывающего вас.
Малая закваска заквашивает все тесто.
Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Мк. 6, 54-7, 8:
Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,
обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.
И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
[Зач. 28.] Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
Из Охридского Пролога за 13 сентября
Рассуждение:
Что бывает с гонителями Христовой Церкви? Спросите Савла, гнавшего Церковь, что́ с ним произошло. Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9:5), – сказал ему Господь. И Савл крестился и стал Павлом. Что было с Иродом, первым гонителем христиан? Что с Юлианом Отступником? Злая смерть постигла их, а их козни против Христа обратились в ничто и развеялись как дым. Так это [происходит] на протяжении всей истории: одни гонители приходят к вере и делаются христианами, а другие люто погибают; усилия же и тех и других, направленные против христианства, не приводят ни к какому результату. Император Адриан, покорив Иерусалим, захотел отомстить не только иудеям, но и христианам, потому что не видел между ними никакой разницы. Иудеев рассеял он по всему міру, а на том месте, где стоял храм Соломона, устроил идольское капище. Сверх того, переименовал он Иерусалим в Элию Капитолину, сообразуясь с [собственным] своим именем, и запретил кому бы то ни было называть этот город Иерусалимом. На Голгофе воздвиг он храм скверной Венере, на Гробе Господнем – храм Зевсу, а в Вифлееме – храм Адону. Какую горькую скорбь должны были носить в себе христиане той эпохи, видя свои святыни столь поруганными! Но к чему всё это привело в конце [концов]? Император Адриан погиб злой смертью, языческие храмы в правление [равноапостольных] царицы Елены и царя Константина были разрушены, а на их месте были построены дивные храмы христианские, существующие и по сей день. Трудно идти против рожна. О, сколь отчаянно и безнадежно любое ратование против Христа.
Проповедь о том, как мір ненавидит свидетеля своих грехов
Вас мір не может ненавидеть,
а Меня ненавидит.
Ин. 7:7
Почему ненавидит мір Владыку Христа? Сам Господь тут же это пояснил: Потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Никого люди не ненавидят в такой степени, как свидетеля своего греха. Посему самые большие преступления в міре творятся ночью, во мраке. Но разве Бог не видит в ночи и во тьме? Бог воистину видит, но злодеи не видят Бога. И если некоторые из них и имеют какую-то веру в Бога, то все-таки по своей недостаточной просвещенности считают, что мрак – это завеса между людьми и Всевышним. Владыка Христос Самим Собой ясно удостоверил, что Бог всевидящ и что никакая тьма не заслоняет Его око от созерцания. Видел Он людей и на больших расстояниях, как [например] Нафанаила под смоковницей. Усмотрел ослицу и молодого осла в другом селе (Мф. 21:2). Обширность пространства не мешала Его зрению. Наперед предвидел он и отречение Петра, и предательство Иуды, а также Свою смерть и воскресение, разрушение Иерусалима, вечность Своей Церкви, страдания Своих последователей и события, имеющие свершиться при конце времен. Но к чему нам это перечислять? Есть ли нечто более сокровенное, чем человеческое сердце? И все-таки прозирал Он во тьму людских сердец, читая гнездящиеся там помыслы. Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4.) Что тогда удивительного в том, что такого Свидетеля боялись все те, кто замышлял или творил зло! Что тут странного, если ненавидели Его злодеи?
Вас мір не может ненавидеть. [Вас – это] кого? Всех вас, кто участвует во зле міра сего и кто, по причине сего соучастия, не смеет свидетельствовать против міра даже в том, о чем знает. Те, кто боятся людей, как отважатся против них свидетельствовать? Те, кто ищут славы от людей, как посмеют навлечь на себя их негодование?
О братья мои, лучше нам, чтобы мір нас ненавидел, а Христос любил, нежели чтобы весь мір любил нас и чествовал, а Христос отвращал бы от нас Свой лик, говоря нам: Не знаю вас. Если мір нас ненавидит, то утешимся словами Спасителя: Знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15:18).
О Господи благословенный, Источник всякого благословения, укрепи сердце наше, дабы не устрашалось оно, когда мір [нас воз]ненавидит. Только благослови нас и возлюби, Спаситель благий. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПАМЯТЬ ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1 - 2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117 - 138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306 - 337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313 - 323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 41 - 42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион", в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.
Тропарь обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4
Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие,/ и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свята́го селе́ния сла́вы Твоея́, Го́споди,/ утверди́ сие́ во век ве́ка/ и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею,// всех Животе́ и Воскресе́ние.
Перевод: Подобной благолепию небесной тверди и на земле явил Ты красоту святого храма славы Твоей, Господи! Утверди его во век века, и прими по ходатайствам Богородицы наши моления, Тебе в нем непрестанно приносимые, всех Жизнь и Воскресение.
Кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 2
Обновле́ния ду́ха в сердца́х/ и просвеще́ние вну́тренним да́руй,/ ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́,/ ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя,// Еди́не во святы́х прославля́емый.
Перевод: Обновление Духа в сердцах, и просвещение внутренним чувствам даруй, с верою совершающим священное обновление здания храма Твоего, которому благоволил Ты быть воздвигнутым во Имя Твое Божественное, Единый, во святых прославляемый.
Ин кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме, глас 4
Не́бо многосве́тлое це́рковь показа́ся,/ вся просвеща́ющая ве́рныя, в не́йже стоя́ще зове́м:// сей дом утверди́, Го́споди.
Перевод: Небом многосветлым явилась церковь, просвещающая всех верующих, в ней же стоя взываем: «Утверди этот дом, Господи».