Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Епифания еп. Кипрского, сщмч. Ермогена патр. Московского и всея России чуд. и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Ученики говорили Господу. чтобы отпустил народ купить себе брашна в селах, но Господь сказал им: "не нужно им идти; вы дайте им есть" (Мф. 14, 16). Это было перед чудом насыщения пяти тысяч народа, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Такое событие, имевшее особое значение в жизни Господа, представляет еще такой урок. Народ - образ человечества, алчущего и жаждущего истины. Когда Господь сказал апостолам: "вы дайте им есть", то этим предуказал им их будущее служение роду человеческому - напитать его истиною. Апостолы сделали это дело для своего времени; для последующих же времен передали это служение преемствующему им пастырству. И к нынешнему пастырству простирает речь Господь: "дайте вы есть народу вашему". И пастырство должно на совести своей держать обязательство - питать народ истиною. В церкви должна идти неумолчно проповедь слова Божия. Молчащее пастырство - что - за пастырство? А оно много молчит, через меру молчит. Но нельзя сказать, чтоб это происходило от того, что нет веры. в сердце: так, одно недоразумение, дурной обычай. Все же это не оправдывает его.
Дея. 13, 13-24:
Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
и около сорока лет времени питал их в пустыне. 19И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Ин. 6, 5-14:
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Из Охридского Пролога за 12 мая:
Рассуждение
Святой Климент Александрийский приводит один страшный обычай, бытовавший у варваров. Пленив врага, говорит он, они живым привязывали его к трупу мертвого человека и оставляли обоих истлевать вместе. Вроде бы и можно сказать: слава Богу, этот варварский обычай остался в прошлом! [А] в действительности, никуда он не делся, но и поныне властвует в полную силу. Каждый, кто привязывает свой живой дух к плоти, умерщвленной страстями, – варвар в той же степени, как тот, кто привязывает живого человека к мертвецу и оставляет [их] вместе разлагаться.
Проповедь о том, как благоденствующие люди глухи к закону Божию
Я говорил тебе во время благоденствия твоего;
но ты сказал: «не послушаю».
Иер.22:21
Эту жалобу выдвигает Господь сил против Иоакима, царя Иудина, и против иудейского народа. Но разве эти слова не имеют полной силы и сегодня, когда произносятся они в лицо нашему народу и [в лицо] почти каждого из нас в отдельности? Когда мы чувствуем себя счастливыми, то оставляем Бога в тени и слова Его предаем забвению. Но как только своими темными крыльями охватит нас несчастье, мы оборачиваемся к Богу и вопием о помощи. В несчастье заповеди Господни кажутся нам сладкими, как мед, а в счастье – горькими, как полынное снадобье. Не лучше ли тогда несчастье счастья? Не спасительнее ли несчастье, в котором ищем мы Бога, нежели счастье, в котором мы Бога забываем?
О земля, земля, земля! слушай слово Господне! – вопиет тот же Божий пророк. Человек – это земля; слово Господне – это жизнь, насажденная на этой земле. Захочет ли земля скорее остаться без живоносного посева и понести на себе проклятье или же будет она возделывать вверенные ей семена и принимать благословение? О, как отвратительно голое, размытое и бесплодное поле и как прекрасна нива обработанная и покрытая обильными всходами! И то и другое поле – это ты, человек. Выбирай: жизнь или смерть! Ни один хозяин ни во что не ценит землю, если не приносит она никакого урожая. Неужели Бог окажется неразумнее обычных землепашцев и станет [хоть] как-то дорожить полем, выхолащивающим любое брошенное на него семя?
Что будет человеку, который, благоденствуя, не слушает слова Божия? Ослиным погребением будет он погребен. Так возвестил пророк царю Иоакиму, и его слово сбылось. Халдеи, заняв Иерусалим, убили Иоакима, выволокли его [труп] под стены города и бросили на съедение псам. И было с царем непослушным то же, что бывает и с ослами. О человек, о земля! Своевременно слушай слово Господне, дабы не излился на тебя, как на бесплодное поле, гнев Хозяина и не стал бы твой конец подобен концу осла.
Господи долготерпеливый, избавь нас от окаменения сердца и от помрачения ума – от этих двух лютых болезней, [от] горьких последствий тех часов жизни, которые люди называют счастливыми. Спаси и помилуй нас, Господи сил! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ ГЕРМАН, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668 - 685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту Православной веры от еретиков-иконоборцев. Впоследствии он был поставлен Патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717 - 741), однако силы были неравны, и он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить Первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне Патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был Патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой Патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию.
На Седьмом Вселенском Соборе (787) имя Патриарха Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца. Сохранились также три послания Патриарха о почитании икон, которые читались на Седьмом Вселенском Соборе. Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Тропарь святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому, глас 4
Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния:/ си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.
Перевод: Прославим удивительных двоих иерархов, верующие, по достоинству, святого Епифания с Германом, ибо они заградили уста безбожников, изложив мудрейшие догматы всем православно воспевающим всегда великое таинство благочестия.