Христос Воскресе!
Свт. Феофан Затворник:
Господь от хотящих последовать Ему требует решительного самоотвержения: «отвергнись себя» (Мф.16:24). Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему. Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя во вне, и, строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в таком и в таком случае, внешнем или внутреннем, поступай так, не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением. Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено. У нас есть заповеди ясные и определенные; они выражают все, что угодно от нас Господу. Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл. Не догадаешься – спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решителя с собою.
Деян. 14:20-27
Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, [Зач. 35.] а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Ин. 9:39 - 10:9
[Зач. 35.] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
а входящий дверью есть пастырь овцам.
Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
[Зач. 36.] Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Из Охридского Пролога за 13 мая:
Рассуждение
О силе смерти и креста Христова пишет святой Афанасий: «Чья смерть когда-либо изгоняла демонов? И чьей смерти демоны когда-либо так боялись, как смерти Христовой? Где лишь произносится имя Спасителя, оттуда изгоняется всякий нечистый дух. Кто в такой мере укротил в людях душевные страсти, что и блудные живут целомудренно, и человекоубийцы больше не пользуются мечом, и боязливые становятся мужественными? Не Христова ли вера? Не крестное ли знамение? И кто другой настолько убедил людей в бессмертии, как крест Христов и воскресение Христова тела?»
Смерть Безгрешного и крест Человеколюбца одержали величайшую и прочнейшую победу, нежели все земные цари с многомиллионными армиями. Ибо какое войско когда-либо могло одолеть [хоть] одного-единственного демона? Между тем одно упоминание имени Распятого на кресте обращает в бегство демонские полки. О если бы все христиане знали, каким богатством обладают они в имени Христовом и каким оружием – в Христовом кресте!
Проповедь о том, как Бог использует неверных для наказания верных
Вот, я пошлю и возьму все племена северные,
говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору,
царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их
на землю сию и на жителей ее.
Иер. 25:9
Не твердо ли это слово? Кто может им насытиться? Царя языческого, царя-идолопоклонника Господь называет Своим рабом! Если раб Божий тот, кто ведает истинного Бога и соблюдает Божий закон, как тогда может быть Божиим рабом тот, кто не знает истинного Бога и не держится Божия закона? [Да,] действительно, подлинный раб Божий тот, кто ведает истинного Бога и кто поступает по Божиему закону, но если тот, кому Бог сообщил знание о Себе и вверил Свой закон, превратит знание в незнание и закон в беззаконие, то Господь берет в Свои рабы оного невежду, чтобы наказать отступника. Ведь богоотступник хуже язычника и преступник закона Божия ниже идолопоклонника от рождения.
Поэтому, когда Израиль как древняя Церковь Божия отошел от Бога и Божия закона, Бог избрал Своим рабом Навуходоносора, чтобы покарать Израиля-отступника.
Поэтому, когда христианские народы в Азии и Африке посредством многих ересей отступили от Бога, Бог принял в Свои рабы арабов, чтобы наказать христиан и вразумить их.
И когда христианские народы на Балканах отринули Бога и Божий закон, Бог призвал турок в [число] Своих рабов, чтобы покарать отпадших и образумить их этой карой.
Когда верные отступают от Бога, Бог сплетает бич из неверных, дабы вернуть разум верным. И как верные сознательно и добровольно отходят от Бога, так неверные бессознательно и непреднамеренно становятся Божиими рабами, бичом Божиим.
Впрочем, неверных Господь берет к Себе на службу лишь на короткое время. Ибо о земле Навуходоносора Тот же Самый Господь говорит, что посетит ее за ее беззакония и обратит ее в вечную пустыню. Тогда найдется раб и против раба. Ведь взял Бог вавилонян Себе в служители не за их добрые дела и веру, а лишь по причине израильской злобы и вероломства.
Господи праведный, помоги нам Духом Твоим всевышним присно держаться за Тебя, единого истинного Бога, и соблюдать Твой закон, единственно спасительный. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ
Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римской император Максимиан Геркул (284–305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин-христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: "Велик Бог христианский!". Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: "Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг". В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселится в Небесные обители.