26 марта день памяти Перенесения мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846)

26.03.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Никифора парт. Цареградского и иных святых сего дня! Родительская суббота!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!

Посл. к Евреям св.ап. Павла Гл. 10: 32 – 38

Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 

то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 

ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 

Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 

ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. 

Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

От Марка св. Благовествование Гл. 2: 14 - 17

Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. 

И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и  грешниками?

Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Из Охридского Пролога за 13 марта:

Рассуждение

Великие христиане – те, кто носит в себе великую любовь ко Христу. О сколь и вправду великими христианами были богоносные Отцы и мученики! В наше время многие этого не могут себе и представить. Вот что один из [так]их [столпов веры], преподобный Симеон Новый Богослов, исповедал в своем монастыре перед всеми монахами. Говоря из собственного опыта о том, как сбылись на нем слова Господа: Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, – он свидетельствует: «Поверьте мне, когда прибегал я ко Господу, Спасителю моему, то не встречал ничего печального, трудного и неподъемного... Великую и невыносимую скорбь терпел я оттого, что не мог отыскать довольно поводов к тому, чтобы умереть за любовь Христову». Не такие ли души, подобно пламени, заключены в глиняных сосудах? Пламя всегда вертикально, оно устремлено к небу! Только сбрось крышку – и оно с силой вырвется наружу.

Проповедь о примирении злых ради зла

И сделались в тот день Пилат и Ирод 

друзьями между собою, ибо прежде

были во вражде друг с другом. 

Лк. 23:12

Даже в своем бесчестии и унижении праведник творит добро своим врагам. Он их примиряет. Правда, в этом конкретном случае их примирение означало не совместный почин в каком-то добром деле, а общее преследование Праведника. Но, по крайней мере, ослабевало и угасало пламя их взаимной ненависти. Для праведника и то воздаяние. Пилат и Ирод враждовали друг с другом. Но в тот день, когда Спаситель был приведен на суд сначала к одному, а потом и к другому, они помирились. Князь мира принес мир вздорящим сторонам – мир, который поможет вытесать для Него крест. Впрочем, и пришел Он для того, чтобы стать добровольной жертвой за грехи многих.И сегодня пребывающие в раздоре противники мирятся, когда нужно совместными усилиями ополчиться против Господа и осудить [Его]. Как только услышат они имя Его, постепенно утоляют свою обоюдную неприязнь, чтобы попытаться очернить это святое имя. Грешник легче выносит грешника, нежели праведника. Грешник грешника проще понимает и легче с ним примиряется, нежели с праведником.Даже партии в некоторых странах, наиболее рьяно друг другу противостоящие, приходят к компромиссу, когда надлежит принять решение о том, какое место следует отвести Господу Иисусу Христу в данном государстве: первое ли (какое Ему и подобает) или же последнее? В таком вопросе кровные враги мирятся один с другим – лишь бы оттеснить Господа на последнее место. Точно также и в эпоху евангельских событий враждовавшие друг с другом партии фарисеев и саддукеев помирились и объединились против Христа.Для чего Самому Чистому и Самому Необходимому уделяется последнее место? Для того чтобы – по их разумению – первые места остались за ними. Тот же самый мотив главенствовал и у фарисеев, и саддукеев, отчаянных неприятелей [Истины], когда перед ними стояла задача осуждения Христа на смерть. Та же самая побудительная причина вызвала к жизни примирение между Пилатом и Иродом, когда нужно было вынести Христу смертный приговор.

О братья мои, да не ищем никогда мира с неправдой наперекор правде. Но да неустанно взыскуем мира с Богом и с совестью. Боже, помоги нам всегда иметь такой мир. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКИФОР, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Свя­ти­тель Ни­ки­фор Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле во вто­рой по­ло­вине VIII ве­ка. Глу­бо­кая ве­ра и го­тов­ность к по­дви­гу ис­по­вед­ни­че­ства бы­ли за­ло­же­ны в нем его ро­ди­те­ля­ми, Фе­о­до­ром и Ев­до­ки­ей. Они да­ли сы­ну на­сто­я­щее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­креп­лен­ное при­ме­ром их соб­ствен­ной жиз­ни. Отец его по­стра­дал как ис­по­вед­ник пра­во­сла­вия от им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (740–775). Мать, раз­де­ляв­шая все ис­пы­та­ния сво­е­го му­жа, по­сле­до­ва­ла за ним в из­гна­ние, а по­сле его смер­ти вер­ну­лась в Кон­стан­ти­но­поль и окон­чи­ла жизнь в ино­че­стве. Свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил хо­ро­шее свет­ское об­ра­зо­ва­ние, но боль­ше все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и чи­тал ду­хов­ные кни­ги.

В цар­ство­ва­ние Льва IV (775–780) свя­той Ни­ки­фор по­лу­чил зва­ние цар­ско­го со­вет­ни­ка. На­хо­дясь при цар­ском дво­ре, он про­дол­жал ве­сти стро­гую, доб­ро­де­тель­ную жизнь, твер­до хра­нил чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­но за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле смер­ти Льва IV, в цар­ство­ва­ние Кон­стан­ти­на VI (780–797) и его ма­те­ри свя­той Ири­ны, в 787 го­ду в Ни­кее был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Глу­бо­ко зная Свя­щен­ное Пи­са­ние, свя­той Ни­ки­фор от име­ни им­пе­ра­то­ра вы­сту­пил на Со­бо­ре в за­щи­ту пра­во­сла­вия, чем ока­зал боль­шую по­мощь свя­тым от­цам Со­бо­ра.

По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ни­ки­фор несколь­ко лет оста­вал­ся при дво­ре, но пол­ная су­е­ты жизнь всё бо­лее и бо­лее тя­го­ти­ла свя­то­го. Он оста­вил служ­бу и по­се­лил­ся в уеди­не­нии, при Бос­фо­ре, про­во­дя жизнь в на­уч­ных тру­дах, без­мол­вии, по­сте и мо­лит­ве. Свя­той Ни­ки­фор по­стро­ил цер­ковь, ос­но­вал мо­на­стырь и вел стро­гую ино­че­скую жизнь еще до при­ня­тия ино­че­ско­го по­стри­га.

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра I (802–811), по­сле кон­чи­ны свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия (784–806), свя­той Ни­ки­фор был из­бран на его ме­сто, при­нял ино­че­ский по­стриг и свя­щен­ни­че­ский сан и был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол 12 ап­ре­ля 806 го­да, в день свя­той Пас­хи.

При им­пе­ра­то­ре Льве V Ар­мя­нине (813–820), яром при­вер­жен­це ико­но­бор­че­ской ере­си, для Церк­ви вновь на­чал­ся пе­ри­од смут и го­не­ний. Им­пе­ра­тор не мог сра­зу на­чать от­кры­тое го­не­ние на пра­во­сла­вие, по­сколь­ку ико­но­бор­че­ство бы­ло осуж­де­но VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Свя­той пат­ри­арх про­дол­жал слу­жить в Ве­ли­кой церк­ви, сме­ло убеж­дая на­род хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, и про­во­дил по­сле­до­ва­тель­ную и неослаб­ную борь­бу с ере­сью. Им­пе­ра­тор на­чал вы­зы­вать из ссыл­ки епи­ско­пов и кли­ри­ков, от­лу­чен­ных от Церк­ви VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Со­ста­вив из них ере­ти­че­ский со­бор, им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы пат­ри­арх явил­ся для пре­ний о ве­ре. Пат­ри­арх от­ка­зал­ся рас­суж­дать о ве­ре с ере­ти­ка­ми, так как уче­ние ико­но­бор­цев уже бы­ло пре­да­но ана­фе­ме VII Все­лен­ским Со­бо­ром. Он вся­че­ски ста­рал­ся об­ра­зу­мить им­пе­ра­то­ра и его окру­же­ние, без­бо­яз­нен­но разъ­яс­нял на­ро­ду уче­ние о по­чи­та­нии свя­тых икон, на­пи­сал уве­ща­ния к им­пе­ра­три­це и гра­до­на­чаль­ни­ку Ев­ти­хи­а­ну, бли­жай­ше­му к им­пе­ра­то­ру са­нов­ни­ку, при­со­еди­нив в кон­це про­ро­че­ское сло­во о ско­рой ги­бе­ли ере­ти­ков от "ка­ра­ю­щей ру­ки Гос­под­ней". То­гда ере­ти­че­ский со­бор от­лу­чил от Церк­ви свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра и его пред­ше­ствен­ни­ков – бла­жен­но­ по­чив­ших пат­ри­ар­хов Та­ра­сия и Гер­ма­на. Свя­той Ни­ки­фор был со­слан сна­ча­ла в мо­на­стырь в Хри­со­поль, а за­тем – на ост­ров Про­кон­нис в Мра­мор­ном мо­ре. По­сле 13 лет ли­ше­ний и скор­бей 2 июня 828 го­да свя­той пат­ри­арх Ни­ки­фор скон­чал­ся в из­гна­нии.

13 мар­та 847 го­да нетлен­ные мо­щи свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, про­ле­жав­шие в зем­ле 19 лет, с тор­же­ством бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в со­бор­ную цер­ковь Свя­той Со­фии на один день, а затем перенесли в храм святых Апостолов. Рука святителя хранится в Хилендарском монастыре на Афоне.

Свя­ти­тель Ни­ки­фор был вы­да­ю­щим­ся цер­ков­ным де­я­те­лем сво­е­го вре­ме­ни, "укра­ше­ни­ем ве­ка и ка­фед­ры" и, мно­го по­слу­жив Церк­ви, оста­вил об­шир­ное ду­хов­ное на­сле­дие – мно­го­чис­лен­ные тру­ды ис­то­ри­че­ско­го, дог­ма­ти­че­ско­го и ка­но­ни­че­ско­го со­дер­жа­ния.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 1

Лик патриа́ршеский святу́ю твою́ па́мять/ хвала́ми и пе́сньми, Ники́форе, че́ствует,/ в преложе́нии бо прия́т ду́шу твою́, сла́вне./ Тем днесь честна́я Це́рковь, велича́ющи Христа́ Царя́,// сла́вит Еди́наго Человеколю́бца.