Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Никифора парт. Цареградского и иных святых сего дня! Родительская суббота!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная врачующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!
Посл. к Евреям св.ап. Павла Гл. 10: 32 – 38
Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;
ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
От Марка св. Благовествование Гл. 2: 14 - 17
Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Из Охридского Пролога за 13 марта:
Рассуждение
Великие христиане – те, кто носит в себе великую любовь ко Христу. О сколь и вправду великими христианами были богоносные Отцы и мученики! В наше время многие этого не могут себе и представить. Вот что один из [так]их [столпов веры], преподобный Симеон Новый Богослов, исповедал в своем монастыре перед всеми монахами. Говоря из собственного опыта о том, как сбылись на нем слова Господа: Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, – он свидетельствует: «Поверьте мне, когда прибегал я ко Господу, Спасителю моему, то не встречал ничего печального, трудного и неподъемного... Великую и невыносимую скорбь терпел я оттого, что не мог отыскать довольно поводов к тому, чтобы умереть за любовь Христову». Не такие ли души, подобно пламени, заключены в глиняных сосудах? Пламя всегда вертикально, оно устремлено к небу! Только сбрось крышку – и оно с силой вырвется наружу.
Проповедь о примирении злых ради зла
И сделались в тот день Пилат и Ирод
друзьями между собою, ибо прежде
были во вражде друг с другом.
Лк. 23:12
Даже в своем бесчестии и унижении праведник творит добро своим врагам. Он их примиряет. Правда, в этом конкретном случае их примирение означало не совместный почин в каком-то добром деле, а общее преследование Праведника. Но, по крайней мере, ослабевало и угасало пламя их взаимной ненависти. Для праведника и то воздаяние. Пилат и Ирод враждовали друг с другом. Но в тот день, когда Спаситель был приведен на суд сначала к одному, а потом и к другому, они помирились. Князь мира принес мир вздорящим сторонам – мир, который поможет вытесать для Него крест. Впрочем, и пришел Он для того, чтобы стать добровольной жертвой за грехи многих.И сегодня пребывающие в раздоре противники мирятся, когда нужно совместными усилиями ополчиться против Господа и осудить [Его]. Как только услышат они имя Его, постепенно утоляют свою обоюдную неприязнь, чтобы попытаться очернить это святое имя. Грешник легче выносит грешника, нежели праведника. Грешник грешника проще понимает и легче с ним примиряется, нежели с праведником.Даже партии в некоторых странах, наиболее рьяно друг другу противостоящие, приходят к компромиссу, когда надлежит принять решение о том, какое место следует отвести Господу Иисусу Христу в данном государстве: первое ли (какое Ему и подобает) или же последнее? В таком вопросе кровные враги мирятся один с другим – лишь бы оттеснить Господа на последнее место. Точно также и в эпоху евангельских событий враждовавшие друг с другом партии фарисеев и саддукеев помирились и объединились против Христа.Для чего Самому Чистому и Самому Необходимому уделяется последнее место? Для того чтобы – по их разумению – первые места остались за ними. Тот же самый мотив главенствовал и у фарисеев, и саддукеев, отчаянных неприятелей [Истины], когда перед ними стояла задача осуждения Христа на смерть. Та же самая побудительная причина вызвала к жизни примирение между Пилатом и Иродом, когда нужно было вынести Христу смертный приговор.
О братья мои, да не ищем никогда мира с неправдой наперекор правде. Но да неустанно взыскуем мира с Богом и с совестью. Боже, помоги нам всегда иметь такой мир. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ НИКИФОР, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740–775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.
В царствование Льва IV (775–780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780–797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.
После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.
В царствование императора Никифора I (802–811), после кончины святого патриарха Тарасия (784–806), святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи.
При императоре Льве V Армянине (813–820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от "карающей руки Господней". Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого патриарха Никифора и его предшественников – блаженно почивших патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой патриарх Никифор скончался в изгнании.
13 марта 847 года нетленные мощи святого патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии на один день, а затем перенесли в храм святых Апостолов. Рука святителя хранится в Хилендарском монастыре на Афоне.
Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, "украшением века и кафедры" и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.
Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 1
Лик патриа́ршеский святу́ю твою́ па́мять/ хвала́ми и пе́сньми, Ники́форе, че́ствует,/ в преложе́нии бо прия́т ду́шу твою́, сла́вне./ Тем днесь честна́я Це́рковь, велича́ющи Христа́ Царя́,// сла́вит Еди́наго Человеколю́бца.