25 января день памяти Святой мученицы Татианы, Икон Божией Матери «Акафистная» и «Млекопитательница»

25.01.2023

С попразднством Святого Богоявления! Доброго дня! Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, икон Б.М. "Акафистная", "Млекопитательница", архистратигов Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч Св. Неб. сил бесплотных, мц. Татьяны, прп. Мартиниана Белоезерского и иных святых сего дня.

 

Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6:

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не про́сите.

Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

 

Мк., 51 зач., XI, 23-26:

имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.

Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.

И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

 

Из Дневника православного священника за 25 января:

Мы следуем за Христом издали.

«Петр же следовал за Ним издали» (Мф. 26:58)

Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал издали. Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учителем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко. Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют издали. Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удовольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они подходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжении недели.

Молитвы их становятся реже и короче, они перестают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению.

Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горьких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим!

 

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА

.

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Тропарь мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4

А́гнцу Пречи́стому и Па́стырю после́дуя,/ а́гнице слове́сная Татиа́но/ мы́сленных звере́й не убоя́лася еси́,/ но зна́мением кре́стным вооружи́вшися,/ до конца́ тех низложи́ла еси́,/ и вошла́ еси́ в Небе́сную огра́ду,// иде́же помяни́ и нас, му́ченице Христо́ва многому́драя.

Перевод: Агнцу Пречистому и Пастырю последуя, агница духовная Татиана, мысленных волков не побоялась ты, но, знамением крестным вооружившись, окончательно их низложила и вошла ты в Небесную ограду, где вспоминай о нас, мученица Христова премудрая.

Кондак мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4

Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице,/ от крове́й твои́х преиспещре́на,/ и, я́ко кра́сная голуби́ца, к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но:// те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя.

Перевод: Ярко в страдании твоем воссияла ты, мученица, кровью своей украшенная, и, как прекрасная голубица, к Небесам возлетела ты, Татиана, потому молись всегда о почитающих тебя.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "АКАФИСТНАЯ"

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ака­фист­ная» на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се со­бор­но­го хра­ма Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы серб­ско­го Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне.

Дан­ных о по­яв­ле­нии и ис­то­рии про­слав­ле­ния об­ра­за на Свя­той го­ре не со­хра­ни­лось. Пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее пре­бы­ва­ния на Афоне к кон­цу XII ве­ка, ко­гда свя­тым Сав­вой Серб­ским по от­кро­ве­нию от ико­ны бы­ли об­ре­те­ны со­кро­ви­ща и за­вер­ше­но стро­и­тель­ство оби­те­ли. Од­на­ко ни в од­ной из ре­дак­ций жи­тия свя­то­го под­твер­жде­ния это­му рас­ска­зу не со­дер­жит­ся. Един­ствен­ным до­сто­вер­ным со­об­ще­ни­ем об иконе, за­пи­сан­ным со слов оче­вид­цев, яв­ля­ет­ся ис­то­рия о ее чу­дес­ном спа­се­нии во вре­мя по­жа­ра в мо­на­сты­ре в 1837 г.

Ико­но­гра­фи­че­ский тип ико­ны – «Уми­ле­ние». По неко­то­рым све­де­ни­ям это гре­че­ская ико­на XVI в. хо­ро­шей со­хран­но­сти. Мла­де­нец изо­бра­жен сле­ва от Ма­те­ри с бла­го­слов­ля­ю­щей пра­вой ру­кой и опу­щен­ной вниз ле­вой, в ко­то­рой Он дер­жит сви­ток. Пра­вой ру­кой Бо­го­ма­терь под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца за пра­вое пле­чо. Ико­на по­ме­ще­на в се­реб­ря­ный оклад, ве­ро­ят­но, рус­ской ра­бо­ты XIX в., и в ра­му с жи­во­пис­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми 12 конда­ков и 12 ико­сов Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы (XVII в.).

Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния ико­ны не со­всем опре­де­лен­ны: с од­ной сто­ро­ны, в на­зва­нии об­ра­за мог­ло за­пе­чат­леть­ся вос­по­ми­на­ние о чте­нии пе­ред ним во вре­мя по­жа­ра Ака­фи­ста Бо­го­ма­те­ри, с дру­гой – по на­блю­де­нию епи­ско­па Пор­фи­рия (Успен­ско­го), на­име­но­ва­ние мо­жет слу­жить ука­за­ни­ем на ико­но­гра­фию ком­по­зи­ций ра­мы с изо­бра­же­ни­ем сцен Ака­фи­ста.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Акафистной Хиландарской»

О, Пречу́дная и Превы́сшая все́х тва́рей Цари́це и Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вныя и пресла́вныя чудеса́ содева́еши! Смире́нно мо́лим Тя́, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, услы́ши на́с и удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, я́ко блага́я Скоропослу́шница, испо́лни. Благода́тию Твое́ю ду́ши на́ша освяти́ и не отнима́й от на́с покро́ва Своего́, под ни́м же при́сно пребыва́я, я́ко Стено́й Неруши́мей защище́ни пребу́дем от все́х бе́д и напа́стей, от вся́каго врага́ и супоста́та, от все́х злы́х ко́зней вра́жиих на на́с при́сно находя́щих. Благоуха́нием непоро́чней души́ Своея́ напо́лни ду́ши на́ша, да возвеселя́тся сердца́ на́ша, и́бо не́сть никто́ в ми́ре се́м милее и прекраснее Тебе́, Де́во Пресвята́я! Ты́ еси́ на́ше Бога́тство, Ты́ еси́ на́ше Сокро́вище, Ты́ еси́ на́ше Упова́ние и на́ша Защи́то! К Тебе́ Еди́ней в печа́лех на́ших притека́ем и у Тебе́ Еди́ней утеше́ние получи́ти ча́ем. О, Всепе́тая Де́во Богоро́дице, не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и наде́жду на Тебе́ иму́щих, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА"

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.

Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии (Москве и Одес­се), Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».

В Одес­се спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, на­хо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре.

Есть еще од­на ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Она бы­ла об­ре­те­на в 1650 го­ду на вы­со­ком де­ре­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске, что в два­дца­ти вер­стах от Мин­ска. На ме­сте ее яв­ле­ния был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­ме­ща­ет­ся об­раз над цар­ски­ми вра­та­ми и по­сред­ством осо­бо­го ме­ха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для то­го, чтобы бо­го­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чу­до­твор­ной си­ле этой ико­ны, она по­мо­га­ла при из­бав­ле­нии от раз­лич­ных бед и неду­гов.

Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 12 ян­ва­ря.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница», глас 3

Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха,/ во́лею же О́тчею зачала́ еси́ Сы́на Бо́жия,/ от Отца́ без ма́тере пре́жде век су́ща,/ нас же ра́ди из Тебе́ без отца́ бы́вша,/ пло́тию родила́ еси́/ и Младе́нца млеко́м пита́ла еси́,/ те́мже не преста́й моли́ти // изба́витися от бед душа́м на́шим.

Перевод: Без семени от Божественного Духа по воле Отца зачала ты Сына Божия, от Отца без матери прежде начала времен бывшего, нас же ради без отца по плоти родила Ты и как Младенца молоком питала, потому не переставай молить об избавлении от бед душ наших.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница», глас 5

Душ на́ших чу́вствия очи́стивше,/ у́зрим на ико́не та́инство пресла́вное,/ Творца́ Вселе́нной и Го́спода вы́шних сил,/ во объя́тиих держи́ма и от сосцу́ Твое́ю я́ко Младе́нца пита́ема,/ и, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся Тебе́/ и ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, воззове́м:// ра́дуйся, Влады́чице, жи́зни на́шея Пита́тельнице.

Перевод: Душ наших восприятие очистив, увидим на иконе таинство невероятное, Творца Вселенной и Господа высших сил, в объятиях Ты держишь и от груди Твоей как Младенца питаешь, и со страхом и радостью поклоняясь Тебе и родившемуся от Тебя Спасителю нашему, воззовем: «Радуйся, Владычица, жизни нашей Питательница».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

Приими́, Госпоже́ Богороди́тельнице, сле́зная моле́ния рабо́в Твои́х, к Тебе́ притека́ющих. Зрим Тя на святе́й ико́не, на рука́х нося́щую и млеко́м пита́ющую Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́. А́ще и безболе́зненно родила́ еси́ Его́, оба́че ма́терния ско́рби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей челове́ческих зри́ши. Те́мже те́пле припа́дающе к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ и умиле́нно сей лобыза́юще, мо́лим Тя, всеми́лостивая Влады́чице: нас, гре́шных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печа́лех пита́ти ча́да на́ша, ми́лостивно пощади́ и сострада́тельно заступи́, младе́нцы же на́ша, та́кожде и роди́вшия их, от тя́жкаго неду́га и го́рькия ско́рби изба́ви. Да́руй им здра́вие и благомо́щие, да и пита́емии от си́лы в си́лу возраста́ти бу́дут, и пита́ющия их испо́лнятся ра́достию и утеше́нием, я́ко да и ны́не предста́тельством Твои́м из уст младе́нец и ссу́щих Госпо́дь соверши́т хвалу́ Свою́. О Ма́ти Сы́на Бо́жия! Умилосе́рдися на ма́тери сыно́в челове́ческих и на немощны́я лю́ди Твоя́: постига́ющия нас боле́зни ско́ро исцели́, належа́щия на нас ско́рби и печа́ли утоли́, и не пре́зри слез и воздыха́ний рабо́в Твои́х. Услы́ши нас в день ско́рби пред ико́ною Твое́ю припа́дающих, и в день ра́дости и избавле́ния приими́ благода́рная хвале́ния серде́ц на́ших. Вознеси́ мольбы́ на́ша к престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет ко грехо́м и немоще́м на́шим и проба́вит ми́лость Свою́ ве́дущим и́мя Его́, я́ко да и мы, и ча́да на́ша, просла́вим Тя, милосе́рдую Засту́пницу и ве́рную наде́жду ро́да на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе́сная на́ша Цари́це, млеко́м Христа́ Бо́га на́шего пита́вшая, и нас недосто́йных и многогре́шных Твое́ю бога́тою ми́лостию пита́еши. Спаси́ и изба́ви нас гре́шных рабо́в Твои́х от напра́сныя клеветы́, от вся́кия беды́ и напа́сти и внеза́пныя сме́рти. Поми́луй нас в дневны́х часе́х, во у́тренних и вече́рних и во вся́кое вре́мя сохрани́ нас: стоя́щих, сидя́щих соблюди́ и на вся́ких путе́х ходя́щих и в ночны́х часе́х спя́щих покры́й и заступи́. Защити́ нас, Влады́чице Богоро́дице, от всех на́ших враг ви́димых и неви́димых и от вся́каго зла́го обстоя́ния. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди нам, Ма́ти Преблага́я, необори́мая стена́ и кре́пкое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.