Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении и во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Акафистная" и "Млекопитательница", архистратигов Михаила и Гавриила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мц. Татьяны и иже с ней, свт. Саввы, архиеп. Сербского и иных святых сего дня! Всех Татьян - с днем Ангела!
Посл. к Евреям св. ап. Павла Гл. 12 (25-26)
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Гл. 13 (22-25) Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь.
От Марка св. Благовествование Гл. 10 (2-12)
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
Из Охридского Пролога, 12 января:
Рассуждение
Нет на земле вящей чести и большего звания, чем быть христианином. Когда судья-мучитель Севир спросил юного Петра Авессаломита: «Какого ты рода?» – св. Петр ответил: «Я христианин». «Какого ты звания?» – спросил его засим судья. «Нет высшего и лучшего звания, чем христианин», – последовал ответ св. Петра. А праведный отец Иоанн Кронштадтский пишет, что весь мір – паутина, в сравнении с душой человека-христианина. Христианин – это бренный сосуд, в который налилась Божественная сила и свет. Поставят ли этот сосуд на золотой царский престол или же ниспустят в мрачную лачугу нищего – его ценность от этого не увеличивается и не умаляется. Не одинакова ли ценность золота, завернутого в шелковый платок или в капустный лист?
Созерцание
Да созерцаю кротость Господа Иисуса, а именно:
1) Его кротость в неслышной жизни в Назарете вплоть до 30-ти лет;
2) Его кротость в обхождении с людьми больными и грешными;
3) Его кротость в обхождении с Иудой-предателем и с неправедными судьями.
Проповедь о том, что для Бога дороже всего человек, а для человека – Бог
Я ищу не вашего, а вас.
2Кор. 12:14
В этих словах, которые могла высказать только пламенная апостольская любовь к ближним, выражена [вся] суть отношения христианина к Богу и Бога к христианину. Любовь Божия могла бы сказать:
«Ты, христианин, ради Меня постишься, ради Меня раздаешь милостыню, ради Меня возносишь усердные молитвы, ради Меня строишь храмы, ради Меня приносишь жертвы и творишь много других добрых дел. Всё это хорошо и Мне угодно, но сам ты – дороже для Меня, чем всё это. В конце концов, не требую Я ничего из всего этого; нужен мне ты, только ты».
Любовь же христианина могла бы ответить:
«Ты мне, Господи, здравие подаешь – это хорошо. Ты возжигаешь свет, ниспосылаешь дождь, освежаешь громом воздух – и это хорошо. Ты подаешь достаток, и мудрость, и долгие лета жизни, и потомство, и несметное число других благ поставляешь Ты на трапезу века сего. И всё это хорошо и прекрасно. Всё это принимаю я с благодарением. Но в конце концов, это лишь край ризы Твоей; и в конце концов, не требую я ничего из всего этого, а только Тебя, Господи: Тебя единого я ищу».
О братья мои, Бог – не то, что́ зримо телесными очами; таков и человек: ведь в душу человека телесными очами не заглянешь. Наблюдаемое во всей природе – это лишь нечто от Бога; и видимое в телесной оболочке и одежде – это лишь нечто от того, во что облечен человек, Бог – любовь, братья, ибо приклоняет Он небо к земле; и человек [также] есть любовь, братья, ибо воздвигает он землю к небу.
О Господи человеколюбивый, Творче и Вседержителю, вселись в нас – Духом Твоим Животворящим – еще паче и с преизбытком, да живем мы и живы будем в Царстве без смерти. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА
Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.
Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.
Тропарь мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4
А́гнцу Пречи́стому и Па́стырю после́дуя,/ а́гнице слове́сная Татиа́но/ мы́сленных звере́й не убоя́лася еси́,/ но зна́мением кре́стным вооружи́вшися,/ до конца́ тех низложи́ла еси́,/ и вошла́ еси́ в Небе́сную огра́ду,// иде́же помяни́ и нас, му́ченице Христо́ва многому́драя.
Кондак мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4
Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице,/ от крове́й твои́х преиспещре́на,/ и, я́ко кра́сная голуби́ца, к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но:// те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя.