25 марта день памяти Преподобного Симеона Нового Богослова, Лиддской-нерукотворной (на столпе), иконы Божией Матери (I).

25.03.2021

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: "Господи, помилуй!" Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Деятельные Богословские главы", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 3

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 1

Вне́шния му́дрости пребыва́я неприча́стен,/ Боже́ственныя же преиспо́лнен был еси́ последи́/ и Но́вый Богосло́в вои́стинну все́ми позна́ся, Симео́не./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять, о́тче му́дре, почита́юще, тебе́ вопие́м:/ сла́ва тя просла́вльшему Христу́,/ сла́ва тя ди́вна Показа́вшему,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Ин тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 4

Я́ко Све́та Трисо́лнечнаго зри́тель/ и таи́нственнаго Богосло́вия сказа́тель,/ освяще́нне Симео́не, о́тче наш,/ испроси́ душа́м на́шим просвеще́ния свы́ше/ и страсте́й отгони́ от нас мглу,/ я́ко бо, служи́тель ве́лий Христо́в,// всем подае́ши поле́зная, преподо́бне.

Кондак преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 3

Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:// ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Ин кондак преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 2

Я́ко Богосло́в Бо́жий Боже́ственнейший/ и моли́твенник наш ве́лий ко Го́споду,/ при́сно, Симео́не, моли́ дарова́ти нам грехо́в проще́ние// и живота́ исправле́ние, преподо́бне.

Молитва преподобному Симеону, Новому Богослову

Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца

О, богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

 

В го­ро­де Лид­де (впо­след­ствии Ди­оспо­ле), неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, где свя­тые апо­сто­лы Петр (па­мять 29 июня и 16 ян­ва­ря) и Иоанн Бо­го­слов (па­мять 8 мая и 26 сен­тяб­ря) про­по­ве­до­ва­ли Гос­по­да Иису­са Хри­ста, для но­во­об­ра­щен­ных был со­ору­жен храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­дя в Иеру­са­лим, апо­сто­лы мо­ли­ли Ма­терь Бо­жию по­се­тить и Сво­им при­сут­стви­ем освя­тить и бла­го­сло­вить храм. Пре­чи­стая Де­ва ска­за­ла: «Иди­те с ми­ром, там и Я с ва­ми бу­ду». Вер­нув­шись в Лиддский храм, они уви­де­ли на од­ном из опор­ных стол­пов неру­ко­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы див­ной кра­со­ты. За­тем и Са­ма Ма­терь Бо­жия по­се­ти­ла Лиддский храм и да­ро­ва­ла об­ра­зу Сво­е­му осо­бую бла­го­дать и си­лу.

Во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) в Лид­де со­вер­ши­лось но­вое чу­до. В храм бы­ли по­сла­ны ка­ме­но­те­сы для уни­что­же­ния чу­до­твор­но­го изо­бра­же­ния. Од­на­ко, как ни ста­ра­лись они сте­сать свя­щен­ное изо­бра­же­ние, оно не ис­че­за­ло, а лишь углуб­ля­лось бо­лее и бо­лее внутрь стол­па. Сла­ва о бла­го­дат­ном об­ра­зе рас­про­стра­ни­лась по все­му ми­ру, в Лид­ду ста­ли сте­кать­ся мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для по­кло­не­ния неру­ко­твор­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри.

В VIII ве­ке по при­ка­зу Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гер­ма­на с него был сде­лан спи­сок, ко­то­рый чу­дес­ным об­ра­зом ока­зал­ся в Ри­ме и так­же по­лу­чил чу­до­твор­ную си­лу (празд­но­ва­ние 26 июня). Этот спи­сок по­лу­чил на­име­но­ва­ние Рим­ско­го.

Су­ще­ство­вал еще дру­гой Лиддский неру­ко­твор­ный об­раз Ма­те­ри Бо­жи­ей. Он на­хо­дил­ся в хра­ме, со­здан­ном в Лид­де Эне­ем, ис­це­лен­ным свя­тым апо­сто­лом Пет­ром (Деян.9:32-35). Ко­гда этот храм хо­те­ли от­нять у хри­сти­ан иудеи и языч­ни­ки, то по рас­по­ря­же­нию пра­ви­те­ля храм был за­перт на три дня, чтобы яви­лось зна­ме­ние для ре­ше­ния спо­ра. Ко­гда через три дня храм от­кры­ли, то уви­де­ли в нем неру­ко­твор­ное изо­бра­же­ние Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Об обе­их неру­ко­твор­ных Лиддских ико­нах пи­са­ли три во­сточ­ных Пат­ри­ар­ха (Иеру­са­лим­ский, Ан­тио­хий­ский и Алек­сан­дрий­ский) в по­сла­нии к им­пе­ра­то­ру-ико­но­бор­цу Фе­о­фи­лу (829–842). Об этом по­сла­нии го­во­рит им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912–959) в ис­то­ри­че­ском сло­ве о неру­ко­твор­ном об­ра­зе Спа­си­те­ля в Едес­се.

Ин­те­рес­на связь Лиддской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с ис­то­ри­ей по­яв­ле­ния в Рос­сии Вла­ди­мир­ско­го и Тих­вин­ско­го об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В «По­ве­сти о сре­те­нии Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы», в свя­зи с мыс­лью о Ру­си как уде­ле Бо­го­ма­те­ри, го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «Ты, о вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, свой чю­до­творь­ний об­раз, его же мно­зи гла­го­лют втор­ни­ч­ная ико­на, име­но­ва­ше­ся древ­ле же Рим­ля­ны­ни, по­на­ча­лу же Лид­ская зо­во­ма, юже… Гер­ман с са­мо­во­об­ра­жен­на­го об­ра­за пре­пи­са­ти по­ве­ле в Ли­де, ико­но­бор­ства же ра­ди Льва Сав­ря­ни­на в Рим от­пу­сти ю, на мо­ре по­ста­вив. И та­ко са­ма свя­тая ико­на при­и­де в Рим еди­ным но­ще­ден­ством, по ле­тех же 130 па­ки са­ма ико­на изы­де из Рим­ския Церк­ви на мо­ре и при­и­де в цар­ству­ю­щий град… в ле­та… Рю­ри­ка, по­том же в на­шей Ро­сий­ской зе­мь­ле на ре­це на Тих­вине на воз­ду­се яви­ся, свя­ты­ми анг­ге­лы неви­ди­мы­ми но­си­ма, иде же и до­ныне пре­бы­вая, бес­чис­ле­на чю­де­са со­де­вая и ис­це­ле­ние по­да­вая неоскуд­но всем, с ве­рою при­хо­дя­щим…».