Преподобный Онуфрий Великий
День памяти: 12 июня
Приблизительно в конце IV века в одном из египетских монастырей подвизался святой Пафнутий[1]. Однажды ему пришла мысль пойти вглубь пустыни, чтобы найти там людей Божиих и получить от них благословение. Через четыре дня пути запасы пищи у него кончились , и святой упал от истощения. Явившийся ангел укрепил его и 14 дней вел по пустыне. Все это время святой Пафнутий оставался без пищи.
Вдруг он увидел человека, страшного видом, нагого и покрытого шерстью, как животное. Из одежды незнакомец носил только опоясание, сделанное из ветвей деревьев. Человек был похож на труп, так его плоть была истощена аскезой, а белые как снег волосы спускались до земли. Пафнутий испугался его вида и спрятался. Незнакомец же обратился к нему, назвав по имени. Когда они обменялись святым целованием, отшельник рассказал Пафнутию историю своей жизни.
Он был сыном персидского царя. Родители вымаливали его у Бога в течение долгих лет. После рождения сына царь получил откровение от Господа крестить мальчика с именем Онуфрий и тотчас отнести в египетский монастырь, чтобы посвятить Богу. Лань, питавшая младенца по дороге, кормила его молоком и в монастыре, пока ему не исполнилось 3 года.
В прекрасной общине ребенок рос в страхе Божием и любви ко всем заповедям. Он без конца слышал, как превозносят отшельников, которые, соперничая с пророком Илией и святым Иоанном Крестителем, живут в пустыне ради одного Бога и всецело стремятся к будущему блаженству, а не к человеческому утешению. Тогда Онуфрий возгорелся неутолимым желанием им подражать.
Ночью он покинул монастырь. На дороге святому явился ангел-хранитель, окруженный блистающим светом, и пообещал помогать ему до самой смерти. Ангел довел монаха до пещеры, где жил старый отшельник Ермий. Он в течение нескольких дней учил Онуфрия пустынному житию, а потом отвел к месту его будущих подвигов. Там росла пальма и бил источник чистой воды. Впоследствии старец приходил к Онуфрию раз в год вплоть до своей блаженной кончины.
В этом месте святой Онуфрий 60 лет без устали вел духовную брань против природы, плотской немощи и бесов. Он терпел зной, ночной и зимний холод, голод и болезни, чтобы получить блага, обещанные Богом тем, кто Его возлюбил. И Господь никогда не оставлял святого без Своей помощи. Когда одежда отшельника совсем превратилась в лохмотья, по воле Божией все его тело покрылось волосяным покровом, который защищал Онуфрия от сурового климата. Ангел каждый день приносил ему хлеб.
На вопрос Пафнутия, как причащаются пустынники, старец ответил, что каждое воскресенье ангел Божий приносит им святое причастие, которое дарует отшельникам духовное утешение и силы продолжать подвиги. «Оставив всякое мирское попечение, чтобы посвятить себя единому Богу, мы не чувствуем, – сказал он, – ни голода, ни жажды, ни какой иной скорби. И когда один из нас с тоской желает снова увидеть людей, ангелы показывают ему рай. При виде наполняющего его Божественного света подвижник забывает все свои труды и страдания и с возросшей ревностью возвращается к подвигам».
Потом Онуфрий отвел гостя в свою келью, где они продолжили беседу до вечера. Там Пафнутий увидел хлеб, посланный для них Богом. Подкрепившись, они провели всю ночь в молитве.
Утром Онуфрий открыл гостю, что пришло его время отправиться в Небесное отечество, а Пафнутий был послан Богом, чтобы позаботиться о его могиле. Старец приказал ему вернуться к людям и научить их пустынному житию, чтобы они по мере своих сил могли ему подражать. Когда он, помолившись, лег на землю, его лицо просияло светом горнего мира, и то место наполнилось благоуханием. Раздались удары грома и разверзлось небо, чтобы пропустить все ангельское воинство, пришедшее забрать душу старца. Посреди этого праздничного лика был слышен голос Христа, призывавший душу Своего служителя достичь блаженства.
Когда святой Пафнутий проливал обильные слезы над телом подвижника и недоумевал, как вырыть могилу в иссушенной почве, пришли два льва и выкопали ров, в котором он похоронил тело святого Онуфрия.
Вернувшись в Египет, Пафнутий свидетельствовал, что плотские люди действительно могут в этом мире вести жизнь, подобную ангельской. Святой Пафнутий богоугодно провел остаток дней и в мире почил, чтобы присоединиться к сонму праведников.
Тропарь преподобного Онуфрия Великого
глас 4
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.
Кондак преподобного Онуфрия
глас 3
Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житии молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобне отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,// великий Дародатель.
Молитва преподобному Онуфрию
О преизящный и превеликий пустынножителю, преподобне отче Онуфрие! Похваляю твоя неизреченная чудотворения и житие пресветлое, еже еси препроводил от юности твоей даже и до старости: никтоже бо изчести возможет терпений и подвигов твоих, пречестне. Удивися преподобный Пафнутий твоему жестокому, еже в пустыни, житию, вкупе же и зело возрадовася, обрет тя единаго толиких подвигов и совершенства суща образ. Сего ради и подлинно испыта о трудех твоих святых и о еже колико имел еси временнаго жития. Темже и написа, яко шестьдесят лет и три в трудолюбии пребывая, в наготе претерпевая мраз и зной, в глубоцей пустыни со зверьми и птицы обитая, молитвы непрестанно творя, пожил еси. Сего ради ныне радость тебе приношу от недостойных устен моих, преподобне отче, преподобному Пафнутию радосте великая: сподобися бо при кончине со львы послужити тебе, погребсти тело твое и с тобою на Небеси жити, Илии Фесвитянину ревнителю, Иоанну Крестителю наследниче, друже Христов и снаследниче истинный, Египту умная красото, фивеом великое светило, Ливии красная доброто, финиксе краснопроцветающий, орле высокопарный, летающий в поднебесная, на Небесех гражданство обретый, идеже и водворися у Престола Владыки славы, с двадесять четырьми старцы жилище обретый, с ними же и пребываеши. И ныне молю тя, пречудный гражданине Небесный, святых ликов Ангельских совсельниче: услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба твоего, в час сей и приими сие малое моление мое, великий заступниче, скорый помощниче притекающим к тебе усердно; заглади рукописание дел моих скверных и нечистых, яже держат демонския полки, покрый мя твоим заступлением, причти мя ко уготованному месту молитвами твоими и сподоби мя Вышняго Иерусалима, ибо по Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии тебе между теплейшими помощниками и заступниками моими почитаю. Присещаеши бо и даеши руку помощи припадающим к тебе в храме твоем повсюду. Темже и аз, недостойный, ныне тебе молюся и призываю: умоли Милостиваго Бога, да отпустит ми вся прегрешения моя вольная и невольная, сотворенная вся злая дела моя и да избавит мя твоим предстательством от вечных мук, научит мя творити добрая дела, наставит мя на путь ко спасению истинному и сподобит мя купно радости вечныя насладитися со всеми святыми ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Cобор Белорусских святых
Четверть века назад приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил установить празднование в честь Собора Белорусских святых. В то время Православная Церковь была весьма стеснена в своем бытии: на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Время перемен ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом небывалого в истории возрождения веры, восстановления национально-исторического здравомыслия и нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси. Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.
В 1984 году в Неделю 3-ю по Пятидесятнице было впервые совершено празднование Собора святых, благоугодивших Богу в разные времена тысячелетней истории Православия на Белорусской земле и прославленных Церковью в лике святителей, мучеников, преподобных, благоверных и праведных.
Тропарь Собору Белорусских святых
глас 5
Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,/ да в вере и делех плод добр принесем.
Кондак Собору Белорусских святых
глас 3
Божии угодницы Белорусский земли/ ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы/ и невидимо за ны молятся Богу,/ о крае нашем,/ прося нам мир и велию милость.
Величание
Величаем вас,/святииБелорусския земли,/ и чтим святую память вашу,/вы бо молите о нас/Христа Бога нашего. Молитва за белорусский народ. Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; святых благоверных князей Ростислава Киевскаго и Бориса Туровскаго; святыя благоверныя княгини Евпраксии Псковския; преподобныя Харитины, княжны Литовския; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; преподобныя Манефы Гомельския; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския; святыя блаженныя Валентины Минския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. |