25 февраля день памяти Святого Мелетия, архиепископа Антиохийского

25.02.2022

Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, дай нам силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Иверская", архистратигов Михаила, Селафиила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Алексия митр. Московского и всея России чуд.  и иных святых сего дня! 

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Св. Иоанн Богослов пишет: "многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти". Так было в его время; а ныне входят в мир обольстители, которые исповедуют Христа, во плоти пришедшего, но которые тем не менее "обольстители и антихристы". Началось это явнее со времен Ария и доселе идет. Древние, впрочем, претыкались более в догмате о лице Иисуса Христа, Спасителя нашего; а со времен Лютера стали претыкаться в учении о спасении в Нем. И сколько уже перебывало таких? И у нас явились такие "обольстители и антихристы", которые толкуют, что "веруй и довольно"; больше ничего не нужно, - ни церкви, ни таинств, ни священства. Начинают же свою лесть и эти тоже со Христа Господа и спасения в Нем. Но как не право о сем толкуют, то это антихристы и клятве подлежат. Остерегайтесь их. "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога". И они не имеют; потому что не имеют учения Христова. Учение это в Церкви, а они отложились от Церкви. Только те, которые Церкви следуют, имеют учение Христово и пребывают в нем. Ради этого и Христа Сына Божия имеют и Бога Отца. А те не имеют, хоть и твердят, что имеют. Не принимайте таковых и не приветствуйте их.

2 Ин. 1, 1-13:

Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Из Охридского Пролога за 12 февраля: 

Рассуждение

Святой Иоанн Златоуст приводит из жизни святого Мелетия следующий пример, свидетельствующий о высоком благородстве этого великого иерарха. «Было бы несправедливо опустить то, что произошло при самом изгнании (святого Мелетия из Антиохии). Когда градоначальник сел в повозку и, усадив святителя рядом с собой, поспешно погнал ее через рынок, то граждане со всех сторон начали осыпать его голову градом камней, потому что не могли они с легкостью разлучиться со своим архипастырем и были готовы скорее расстаться с жизнью, чем с этим святителем. Но что сделал сей блаженный муж? Увидев летящие каменья, он покрыл голову градоначальника своим облачением. Так пристыдил он противников своей преизобильной кротостью, а своим сторонникам дал тем самым урок, какое незлобие подобает оказывать оскорбляющим и обижающим нас: как не только не следует чинить им никакого зла, но и [подобает] всей силой отвращать грозящую им опасность». Далее святой Златоуст останавливается на самом внешнем виде святого Мелетия: «Поистине величайшим услаждением было видеть его святое лицо. Не только когда учил он и говорил, но когда попросту смотрели на него, был он в состоянии внести в души очевидцев всякую добродетель».

Проповедь о досточудном посещении Сына Божия 

Я исшел от Отца и пришел в мір; 

и опять оставляю мір и иду к Отцу.

Ин. 16:28

 

Эти слова, братья, имеют для нас судьбоносную значимость. Ведь на этом свете самое важное – знать, есть ли Бог и есть ли жизнь после смерти. Эти слова драгоценнее и всех жемчужин в міре, и солнца, и звезд, ибо изрек их Тот, Кто есть Свидетель самый верный и самый истинный. Воистину слова сии суть источник величайшей радости для нас, погрузившихся в отчаяние и – как следствие отчаяния – в смерть. Удостоверяют они нас в том, что есть Бог и существует жизнь после смерти. Я исшел от Отца – это, прежде всего, значит, что есть Бог, от Которого исшел Господь Иисус. И иду к Отцу – и это означает, что существует Бог Отец, к Которому возвращается Сын Божий. Оба эти высказывания одновременно знаменуют собой, что существует жизнь вечная и что смерть не ведет к нашему уничтожению. Ведь эти слова Господь произнес перед самой смертью Своей.

О сладчайшее и дивное благовестие! – То, что сердце всех людей и племен во все века смутно предугадывало, Господь засвидетельствовал как факт, как истину.

Кроме того, эти слова утверждают единство Отца и Сына, а также Божество нашего Господа и Спасителя. Бог посетил нас, братья мои, Сам Всевышний Бог – Бог святый, крепкий и бессмертный. Это – верх нашего утешения и нашей радости.

О Господи Иисусе, Сыне Божий, Свидетель истинный всяческого блага, которого денно и нощно жаждут наши сердца, освяти нас, укрепи и соделай общниками бессмертия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТОЙ МЕЛЕТИЙ, АРХИЕПИСКОП АНТИОХИЙСКИЙ

Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.

Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия - святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат "Изложение веры", который способствовал обращению к Православию многих ариан.

В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379 - 395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: "Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем", при этом .Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Меле́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому, глас 6

Духо́внаго твоего́ дерзнове́ния убоя́вся,/ отсту́пник бе́гает Македо́ний,/ моли́твенное же служе́ние соверша́юще, твои́ раби́,/ любо́вию притека́ем,/ А́нгелом собесе́дниче, Меле́тие,/ о́гненный мечу́ Христа́ Бо́га на́шего,/ вся безбо́жныя закала́яй:// воспева́ем тя, свети́льника, просвети́вшаго вся.