Доброго дня! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научипринять их со спойною душою и с твердым убеждением,что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мчч. Фотия и Аникиты и многих иных с ними, и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Претерпевший же до конца спасется". Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок, если оно не бывает ради Господа и св. Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоющим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противляющиеся врагу! А мы слепые, и не видим этого. . . Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.
2 Кор. 4, 1-6:
Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса,
потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Мф. 24, 13-28:
претерпевший же до конца спасется.
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Вот, Я наперед сказал вам.
Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
[Зач. 100.] ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Из Охридского Пролога за 12 августа
Рассуждение:
Научись уважать и любить малых и простых людей. Таких больше всего на земле, таких больше всего и в Царстве Божием. В них нет гордости – того основного безумия, которым болеют души богатых и сильных міра сего. Нередко свои обязанности исполняют они в этом міре совершенно, однако посчитают смешным, если кому-то вздумается хвалить их за это; тогда как люди знатные требуют похвалы за каждое свое дело, зачастую [отнюдь] не совершенно исполненное. Святой Александр был знаменитым философом, однако бросил всё, сокрылся от высшего света и мірских похвал, смешал себя с самыми незначительными и простыми людьми – стал угольщиком среди себе подобных. Вместо прежних панегириков и почестей – с радостью переносил он насмешки от детей, бежавших за ним и дразнивших его при виде его закопченных лохмотьев. Впрочем, не один он любил жить среди малых и презренных людей. Многие цари и князья, познав сладость Христовой веры, снимали короны с головы и убегали от мірской суеты в общество людей низкого происхождения. Не Сам ли Царь царей, Господь наш Иисус Христос, явился среди пастухов и рыбаков? Преподобный Зенон советует: «Не избирай славного места для жилья и не дружи со знаменитостями».
Проповедь о страшном видении пророка Исаии
Видел я Господа, сидящего на престоле
высоком и превознесенном.
Ис. 6:1
Вот видение, высочайшее всех видений! Вот слава паче всякой славы и величие превыше всякого величия! Великое милосердие проявил Господь ко всем людям, дав им созерцать звездный небосвод, дело рук Своих. Вящую милость оказал Он тем, кого наделил даром видеть мір ангельский, непреходящий и достославный. Однако величайшую милость явил Он малому числу Своих избранников, которым даровал лицезреть Себя, Господа Саваофа, единого несотворенного и Творца міра горнего и міра дольнего. Но как смертный человек способен видеть бессмертного Бога? Не Сам ли Бог сказал Моисею: Человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33:20)! Не говорится ли и в Евангелии: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18)! Воистину никто из смертных не может видеть лицо Божие, то есть Божию сущность. Однако по Своему снисхождению и безграничной благости и всемогуществу Бог может показать Себя людям отчасти, причем в некоем образе, доступном человекам. В особом образе и виде являлся Он Моисею, Илии, Даниилу, Иоанну Богослову – не в сущности Своей, но в том или ином частном выражении. Исаия видел Его на престоле высоком и превознесенном, то есть как Судию, восседавшего над всеми земными судьями и судами. Вокруг Него стояли шестокрылатые Серафимы... и взывали друг ко другу и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! « Итак, не одинок Господь, но Царь Он в Своем необозримом Царстве, окруженный самыми возвышенными существами, которых создала Его сила. Вокруг Него – первые чины небесной иерархии, главные воеводы Его несметных и бессмертных [горних] воинств, первые причастники Его света и нестерпимого Его сияния.
Се есть досточудное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.
Господи Святый, Святый, Святый, Трисвятый, помилуй и спаси нас, нечистых и грешных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИКИ АНИКИТА И ФОТИЙ
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284-305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика - святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: "Идолопоклонник, твои боги - ничто!" Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: "Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу". Мученики отвечали: "Погибни ты со своею честью и богатством!". Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: "Мы христиане!" Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
Тропарь мученикам Фотию и Аниките Никомидийским, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Фотию и Аниките Никомидийским, глас 2
Боже́ственныя, ве́рнии, и хра́брыя/ ублажи́м супру́ги Христо́вы сла́вныя,/ и похва́лим, я́ко тве́рдыя пропове́дники благоче́стию/ и су́ща рачи́тели, Фо́тия и Аники́ту,// и пе́сньми и хвала́ми венча́ем.
Перевод: Святых, верных и храбрых прославим удивительную двоицу Христову, и восхвалим, как твердых проповедников и любителей благочестия, Фотия и Аникиту, и молитвенными песнопениями и хвалами увенчаем.