24 января день памяти Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456), Елецкой иконы Божией Матери (1060).

24.01.2025

2Кор.4:6–15 (зач. 176).

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

[Зач. 177.] Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Мф.11:27–30 (зач. 43).

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

   Из Цветника советов старца Порфирия.

Родители не должны сердиться на своих детей

Старец еще сказал: «Те родители, у которых трудные и невоспитанные дети, пусть сердятся не на них, но на того, кто стоит за спиной их детей – на диавола. А диавола мы сможем одолеть только тогда, когда сами начнем становиться святыми».

 

Этот краткий совет может оказать существенную помощь родителям, педагогам, врачам, всем тем, кому вообще часто приходится общаться с людьми, в частности заниматься воспитанием детей.

 

Преподобный Михаил Клопский

Преподобный Михаил Клопский происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (1363 - 1389). Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, близ Новгорода. Никто не знал, как он попал в запертую келлию иеромонаха Макария. Тот совершал каждение на 9-й песни канона п зашел покадить келлию. Там сидел человек в монашеском одеянии и при свечке переписывал Деяния святых апостолов. После совершения утрени пришел игумен с братией и стал спрашивать незнакомца: кто он и как его зовут? Но он отвечал только повторением вопросов и не открыл своего происхождения. В церкви святой пел на клиросе и читал Апостол, за трапезой читал жития. Все слушавшие умилялись красоте и одухотворенности его чтения. В праздник Преображения Господня Клопскую обитель посетил князь Константин Димитриевич (сын великого князя Димитрия Донского). После Причащения он вместе с княгиней был за трапезой, во время которой неизвестный пришелец читал Книгу Иова. Услышав чтение, князь подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему, назвав своим родственником Михаилом Максимовичем. Юродивый заметил: "Один только Создавший меня знает, кто я есть", но подтвердил, что его зовут Михаилом. Вскоре преподобный Михаил стал примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях, и получил от Господа дар прозорливости. Он обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение великого князя Иоанна III (1462 - 1505) 22 января 1440 года и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за то, что он ослепил своего брата великого князя Василия Темного (1425 - 1462).

На песчаном месте преподобный Михаил извел источник, написав на земле: "Чашу спасения прииму (Пс. 115, 4), на этом месте явится источник", а во время голода, по его молитвам, запасы хлеба в монастырском амбаре не уменьшались, хотя зерно обильно раздавалось голодающим.

Предуказав место своего погребения, преподобный скончался 11 января (+ок. 1453 - 1456).

Тропарь, глас 8

И́же на земли́ Христа́ ра́ди, во́лею в бу́йство преложи́вся,/ ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́,/ и, плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждею, и на земли́ лега́нием,/ от зно́я же и сту́дени, от дождя́ и сне́га,/ и от про́чия возду́шныя тя́гости никогда́ же уклони́лся еси́,/ ду́шу же очи́стил еси́ доброде́тельми, я́ко зла́то в горни́ле,/ о́тче преподо́бне Богоно́сне Михаи́ле,/ и ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы./ Но я́ко име́я дерзнове́ние мно́гое,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: На земле Христа ради ты добровольно стал юродивым, мира этого красоту возненавидел и взыграния плоти обуздал постом и жаждой, лежанием на земле, от зноя же и мороза, дождя и снега и прочих природных трудностей никогда не уклоняясь, душу же ты очистил добродетелями, как золото в горниле, отче преподобный Богоносный Михаил, и сейчас на Небесах предстоишь Престолу Пресвятой Троицы. Но как имеющий дерзновение многое, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 8

Ду́ха Свята́го си́лою уподо́бился еси́ Богоглаго́ливым дре́вним проро́ком,/ сказа́в безве́стная и та́йная, и е́же го́де судьба́м Бо́жиим в сбытие́,/ и и́на мно́га чудеса́ о Христе́ сотвори́в,/ и лю́ди удиви́в, торжествова́ти устро́ил еси́, вопию́щия:// сла́ва Бо́гу, прославля́ющему святы́я Своя́.

Перевод: Духа Святого силой уподобился ты древним пророкам, проповедовавшим Бога, открывая неизвестное и тайное, и то, чему суждено Богом сбыться, и иные многие чудеса во Христе сотворил, и людей удивил, побудив торжествовать, взывая: «Слава Богу, прославляющему святых Своих».

Молитва

О, преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Михаи́ле, ты возжела́в усе́рдно ше́ствовати во след Го́спода на́шего Иису́са Христа́, вся плотска́я мудрова́ния отри́нул еси́: ты оте́чество свое́, род и вре́менное благоро́дство и земна́го ца́рствия насле́дие оста́вив, мона́шества и юро́дства путь ко спасе́нию и к насле́дию Ца́рствия Небе́снаго предъизбра́л еси́: прише́д же ди́вне во оби́тель сию́ Пресвяты́я Тро́ицы, в ней трудолю́бно и богоуго́дно подвиза́яся, по премно́гу ко устрое́нию ея́ споспешествова́л еси́: и от всех бед, от гла́да, вра́жияго нахожде́ния и о́гненнаго запале́ния, и вся́каго зла о́ную сохраня́я и защища́я живу́щих в ней и к ней притека́ющих путю́ Госпо́дню поуча́л еси́: ты и ны́не Пресвяте́й Тро́ице со все́ми святы́ми предстоя́ и непреста́нно насыща́яся зре́ния Божества́ Трисве́тлаго, помина́й, мо́лим тя, чту́щих святу́ю па́мять твою́: не премолчи́, уго́дниче Христо́в ко Го́споду моля́ся, да Он, благода́тию Свое́ю приосеня́я притека́ющих к тебе́ и мо́щи твоя́ уста́ми и се́рдцем лобыза́ющих здра́вы и невреди́мы сохрани́т и от вся́кия напа́сти свободи́т, подая́ путеше́ствующим в пути́ благоспе́шество, боля́щим здра́вие, печа́льным утеше́ние, си́рым, вдови́цам и всем напа́ствуемым ско́рое заступле́ние и вспоможе́ние и от вра́жиих наве́тов тве́рдое огражде́ние и защище́ние: не преста́й же моля́ся и о Богохрани́мей стране́ на́шей, я́ко да, твои́м предста́тельством и моли́твами сохраня́еми, вси возмо́жем по́двиг тече́ния небла́зненно соверши́ти, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ заступле́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Икона Богородицы Елецкая

Об этой иконе известно лишь то, что находилась она в городе Ельце Орловской губернии. Кроме того, летописи зафиксировали год её явления — 1060, то есть тот же, что и у Елецкой-Черниговской. Исследователи считают, что Елецкая икона является поздним списком (копией) с Елецкой-Черниговской. Помимо поясного изображения Божией Матери существует ещё один вид Елецкой иконы — ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.

Отдыхающему в шатре на горе Аргамачь Тамерлану явилась в видении грозная Светоносная Дева с сонмом святых. В тот же день, 26 августа, жители Москвы встречали чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились пред ней о спасении от страшного нашествия. Устрашенный видением, Тамерлан воскликнул: «Итак, мы не одолеем земли русской!» — и повернул с ордой назад.

В память об этом чудесном событии написана икона Елецкая и установлено местночтимое празднование — 8 сентября (26 августа по старому стилю).

День общецерковного празднования: 24 января (11 января по старому стилю).

Тропарь, глас 4

Днесь све́тло красу́ется дре́вний град Еле́ц,/ помина́юще сла́вное чу́до Пресвяты́я Богоро́дицы:/ егда́ бо на сто́гнах Первопресто́льныя Москвы́/ ико́ну Ея́ чу́дную лю́дие моско́встии срета́ху,/ тогда́ Сама́, Влады́чице, на горе́ Аргама́чстей во гра́де Ельце́,/ на сре́тение нечести́вому Тамерла́ну изше́дше,/ гро́зное его́ наше́ствие вспять обрати́./ Сего́ ди́внаго явле́ния изображе́ние на новопи́санней ико́не зря́ще/ и Засту́пницу на́шу за вся благодея́ния Ея́ благодаря́ще,/ уми́льно Ей взыва́ем:// и в пре́дняя не оста́ви нас, о Ма́ти Милосе́рдая.

Перевод: Сегодня светло радуется древний город Елец, вспоминая славное чудо Пресвятой Богородицы, когда на улицах первопрестольной Москвы икону Ее удивительную люди московские встречали, тогда Сама, Владычица, на горе Аргамач в городе Елец, вышла навстречу нечестивому Тамерлану, обратив вспять его грозное наступление. Созерцая изображение этого удивительного явления на новонаписанной иконе и Защитницу нашу за все благодеяния Ее благодаря, смиренно к Ней взываем: «Не оставляй нас и впредь, о Матерь Милосердная».