Доброго дня! Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Филиппа, прп. Феофана Исповедника, творца канонов, прп. Льва Оптинского, Оптинских и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: "если бы Он был пророк"?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.
Лк. 7, 36-50:
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Из Охридского Пролога за 11 октября
Рассуждение:
Как Божиим Промыслом целебная, чудодейственная сила подается освященной воде или освященному елею, точно так же такой же силой наделяются и святые иконы. Удивительный пример чудотворной силы святых икон приводит святитель Афанасий Великий. В городе Вирите [Бейруте] некий христианин арендовал дом. Выехав из этого дома, он забыл в нем икону Спасителя. После него в тот же дом вселился некий иудей. Кстати сказать, в том городе проживало много евреев, причем нарочито озлобленных против христианской веры. Итак, когда забытая икона была обнаружена в доме, иудеи внесли ее в свою синагогу и стали над ней издеваться, как некогда их предки издевались над живым Спасителем. Сделали иудеи с иконой то же, что́ их предки сделали со Спасителем, а именно: пронзили Его руки и ноги гвоздями, уста на иконе напитали уксусом и всеми другими способами бесчестили лик Спасителя. Наконец кто-то из них взял копье и ударил Божественное изображение Спасителя под ребра. Но – о чудо! – из прободенного места потекла кровь и вода, как когда-то из живого тела распятого Господа. Страх и ужас иудеев не поддавались описанию. Тогда подставили они некий сосуд, чтобы в него стекала кровь, и привели многих больных, слепых, глухих, хромых, бесноватых. И как только помазали их той кровью – все они исцелились. На слух о сем чуде собрался весь город, и все прославили Христа Бога. Иудеи же в том граде поголовно уверовали во Владыку Христа, живого и подающего жизнь.
Проповедь о гласе Господнем на водах
Глас Господень на водах.
Пс.28:3
Глас Господень слышался на Иордане, когда святой Иоанн крестил Спасителя. На Галилейском море, когда поднялась буря и задули сильные ветры, послышался глас Христов – и буря утихла, и ветры перестали налетать. Слышен был глас Господень на браке в Кане Галилейской – и вода претворилась в вино. Раздался глас Господень у Чермного [Красного] моря, и море расступилось, и открылся путь народу Божию. В пустыне был глас Господень – и потекла вода из сухого камня. Что это значит: глас Господень на водах? Значит, что водная стихия – дело рук Божиих и через нее Бог творит чудеса, когда хочет и как хочет. Не в меньшей степени и прочие стихии: огонь, воздух и земля – суть дело Божие. И над ними Бог – хозяин, и через них творит Бог чудеса, когда хочет и как хочет. В огненном виде явился Бог Дух Святой в день Пятидесятницы. Пламя в печи вавилонской, по слову Господню, утратило свою силу и не повредило блаженным отрокам. Пал с неба огонь и попалил жертву Гедеона (Суд. гл. 6). Пророк Илия свел огонь с неба, спаливший жертву Богу (3 Цар. гл. 18). Купина горела и не сгорала (Исх. гл. 3). Огненный столп шел впереди израильтян. Всё это совершалось по слову Господню. Разверзлась земля и поглотила неправедных Корея, Дафана и Авирона (Числ. гл. 16). Расступилась скала и сокрыла праведную Елисавету с младенцем Иоанном от меча Иродова. Затряслась земля, когда Господь испустил дух на кресте, и гробы отверзлись. По воздуху Господь вознесся на небо. По воздуху и святые Апостолы были принесены в Иерусалим из разных стран міра. По воздуху в одно мгновение Ангел перенес пророка Аввакума в Вавилон. И всё это произошло по гласу Господню, по Божию повелению.
О, если бы люди были столь же послушны гласу Господню, как повинуются [ему] неразумные природные стихии! Впрочем, под водами подразумеваются, конечно, и люди, внемлющие этому гласу: Апостолы и [прочие] святые [букв.: апостолы и святители. – Ред.]. Словно вода, разлились они по всему свету с проповедью Христа Бога. Словно вода, напоили жаждущий мір из источника вечной жизни. И обновился мір, и процвел. Как на обычных водах, так и на них явились бесчисленные Божии чудеса, ибо как вода – точь-в-точь так же – были они покорны Божией воле, послушны Божию гласу.
О Господи Иисусе Христе, помоги нам быть послушными Твоему гласу. Помоги нам устыдиться мертвых стихий, которые лучше внимают Тебе, нежели мы. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ФИЛИПП
Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей.
После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения, и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, "крестившись, не отходил от Филиппа" (Деян. 8, 9 - 13).
По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян. 8, 26 - 39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.
Тропарь апостолу от 70-ти Филиппу, одному из семи диаконов, глас 3
Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Филипп, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Кондак апостолу от 70-ти Филиппу, одному из семи диаконов, глас 4
Язы́ков лове́ц пречу́дный и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предизбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т бога́тство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.
Перевод: Удивительный ловец народов и собеседник учеников Христовых, избранный из апостолов, Филипп, сегодня подает миру богатство исцелений, сохраняет прославляющих его от бедствий. Потому все вместе взываем к нему: «Спасай всех молитвами твоими, апостол».