Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Иегудиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прп. Даниила Столпника, прп. Луки Столпника и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Подвизайтесь войти сквозь тесные врата". Тесные врата - жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата - жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие - самостеснение. Стесняй себя во всем - и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее. Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: "не гневайтесь всяко", и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость. Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах - свобода, или свободный путь в Царствие Божие.
Еф. 2, 11-13:
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Лк. 13, 18-29:
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Из Охридского Пролога за 11 декабря
Рассуждение:
Хранит Господь вся любящия Его (Пс. 144:20). Жития святых подтверждают это ясно, как солнце. Некоторые завистливые священники обвинили преп[одобного] Даниила перед патриархом Анатолием, клевеща на него, что он волхв. На самом деле завидовали они тогда еще совсем юному подвижнику, превзошедшему их во всех добродетелях и своей жизнью привлекавшему к себе множество народа. Патриарх пригласил Даниила к себе и испытал его, во-первых, как он верует, а во-вторых – как живет. И когда Даниил рассказал обо всем, патриарх встал со своего места, обнял его и, похвалив, отпустил с миром. Через несколько дней патриарх Анатолий заболел, призвал Даниила и попросил его помолиться Богу о его здоровье. Даниил помолился Богу – и патриарх тотчас выздоровел. А так как после этого захотел он Даниила чем-нибудь наградить, то юный подвижник [в серб, букв.: святой. – Ред.] запросил у него в качестве награды простить своих клеветников. На это патриарх ответил: «Как могу я их не простить, если [стали] они виновниками толиких благ, а именно: и тебя я узнал, и исцеление через тебя получил!» Поистине хранит Господь вся любящая Его, и зло, которое люди против них замышляют, оборачивается к их добру. В то время, когда святой Никон Сухой рабствовал у половца, тот заболел смертельным недугом. Видя, что вскорости умрет, приказал он своим сыновьям по его смерти распять раба Никона на кресте над его могилой. Однако преподобный Никон, прозирая в будущее и видя, что сей его суровый хозяин крестится, помолился Богу о его выздоровлении. И, паче всякого чаяния, к половцу вернулось здоровье. Так святой Никон молитвой спас и себя от смерти телесной, и своего господина от смерти душевной.
Проповедь о Лоте
И сказал им [Лот]: братья мои, не делайте зла.
Быт. 19:7
Лот с женой и двумя дочерями жил в Содоме – праведник среди грешников. Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? – спросил Авраам Бога (Быт. 18:23). И Бог ответил верному Аврааму, что не только не погубит Он праведного, но если бы обрелось десять праведников в том городе, то ради этих десяти пощадил бы Он весь город. Однако в Содоме нашелся только один праведник – Лот, да и тот [был] пришельцем. Как перед всемірным потопом на земле был лишь один праведный Ной, так и перед гибелью Содома был в нем лишь один праведный Лот. Этот Лот уподоблялся своему дяде, Аврааму, во всякой добродетели, а особенно был послушен Богу и весьма гостеприимен. Содомляне же ненавидели его как чужеземца, а еще больше – как праведника. Братья мои, не делайте зла, – учил их Лот. Распутников [в серб, букв.: негодных. – Ред.] называл он братьями, чтобы укротить их, и предостерегал их не творить зла, чтобы их спасти. Но его братское слово вызывало у них еще бо́льшую ярость. И удостоился Лот того, что посетили его Ангелы Божии и вывели из этого развращенного города, грехи которого вопияли к Богу. Негодные [содомляне] же обступили дом Лота, чтобы осквернить святость гостеприимства. Братья мои, не делайте зла, – просил их Лот. Но разве послушают человека не́люди, не боящиеся Бога? Посему Божии Ангелы поразили всех их слепотою, от малого до большого. После этого вывели они Лота из города грешников, а на сам город низвели дождь огненный и серный. Так погиб злой город и так спасся единственный праведник из этого города. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников (Сир. 16:3).
О праведный Боже, никогда не оставляющий праведника, исправь наши неправды и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ СТОЛПНИК
Преподобный Даниил Столпник родился в селе Вифара, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать его Марфа долго была бесплодной и в молитвах дала обет, если родится ребенок, посвятить его Господу. Молитва была услышана, и Марфа вскоре родила сына, который до 5 лет рос без имени. Родители мальчика хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему также от Бога получил бы и имя. Они привели сына в находившийся поблизости монастырь и обратились к игумену. Игумен велел подать одну из Богослужебных книг, и наугад развернув ее, нашел в ней слова пророка Даниила (память 17 декабря). Так отрок получил имя. Родители просили, чтобы мальчик остался в монастыре, но игумен не принял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, никому не говоря, отрок ушел из дома в монастырь.
Родители обрадовались, когда узнали, где находится сын, и пришли в монастырь. Увидев, что он еще ходит в мирской одежде, они умолили игумена постричь его в Ангельский чин. В воскресный день игумен исполнил их просьбу, но запретил им часто посещать сына. Братия обители удивлялась подвигам инока.
Однажды вместе с игуменом монастыря Даниил посетил святого Симеона Столпника (память 1 сентября), который предрек юному монаху, что и он понесет подвиг столпничества. Преподобный Даниил продолжил подвижническую жизнь в затворе. Когда в видении ему было указано место нового подвига, он удалился во Фракийскую пустыню вместе с двумя учениками, где они построили столп, на котором преподобный Даниил провел 33 года. К столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.
Преподобный преставился 80-ти лет.
Тропарь преподобному Даниилу Столпнику, глас 1
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и Безпло́тных жи́тельству,/ сый в телеси́, Дании́ле, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Терпения ты сделался столпом, подражая праотцам, преподобный: Иову – в страданиях, Иосифу – в искушениях, и жизни бесплотных – пребывая во плоти, Даниил отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Даниилу Столпнику, глас 8
Я́коже звезда́ многосве́тлая ты возше́д, блаже́нне, на столп,/ мир просвети́л еси́ преподо́бными де́лы твои́ми,/ и тьму пре́лести отгна́л еси́, о́тче./ Те́мже мо́лим тя:// и ны́не облиста́й в сердца́х раб твои́х незаходя́щий свет ра́зума.
Перевод: Как звезда преяркая ты взошел, блаженный, на столп, мир просветил преподобными делами своими и тьму заблуждения разогнал, отче. Потому молим тебя: и сейчас воссияй в сердцах рабов твоих немеркнущий свет разума.
Молитва преподобному Даниилу Столпнику
О, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Дании́ле, ублажа́ем ве́лия по́двиги жития́ твоего́, — ско́рби лю́тыя, боле́зни, искуше́ния, им же победоно́сец преди́вный показа́лся еси́. Велича́ем дарова́ния благода́ти Госпо́дней, тобо́ю многоче́стне и многообра́зне явле́нныя боля́щим и скорбя́щим, гре́шным и заблу́дшим во спасе́ние их. Помина́ем тебе́ наста́вника прему́драго, и́же глаго́ла лю́дем словеса́ учи́тельная от сло́ва Госпо́дня, ду́ши умиля́ющия и умы́ и сердца́ к Бо́гу обраща́ющия. Мо́лимся тебе́: не забу́ди, о, преблаже́нне о́тче, ве́ры на́шея к тебе́ и наде́жды упова́ния на́шего на тебе́, пред свято́ю ико́ною твое́ю при́сно предстоя́щих и те́пле моля́щихся. Сподо́би нас, у́мно взира́ющих на сконча́ние жи́тельства твоего́, подража́ти ве́ре и любви́ твое́й. Помина́й нас, недосто́йных, во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко свяще́нник Бо́жий, предстоя́ Престо́лу Вседержи́телеву. Мо́лим тя, вели́кий моле́бниче и чудотво́рче святы́й, бу́ди нам всегда́ уте́шитель, цели́тель, помо́щник и засту́пник, и покрови́тель, и наста́вник ве́рен. Не премолчи́, вопия́ за ны ко Го́споду, да с терпе́нием тече́м на предлежа́щий по́двиг спасе́ния душ на́ших, взира́юще на тебе́, святы́й учи́телю наш, и благоче́стно и пра́ведно, в едине́нии ду́ха, в единомы́слии ве́ры и любве́ поживе́м в ны́нешнем ве́це; в бу́дущем же да сподо́бимся сла́вити благода́ть и человеколю́бие Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.