24 августа день памяти Преподобного Иоанна Святогорского, затворника, иеросхимонаха

24.08.2022

Доброго дня!  Господи, на всякий час этого дня вовсем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Иоанна Святогорского, затвор. и иных святых сего дня! 

 

Свт. Феофан Затворник:

Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем, какие были от этого последствия: иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душою? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает и ее, а употребляет все средства, чтоб ее образумить. Возрастает упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению.

 

2 Кор. З, 4-11:

Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Мф. 23, 29-39:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

дополняйте же меру отцов ваших.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

 

Из Охридского Пролога за 11 августа

Рассуждение:

Если человек идет путем праведности, то пусть ступает по этому пути обеими ногами, не забрасывая одну ногу на путь правды, а другую – на путь неправды. Ибо о праведнике, впавшем в неправду, изрек Бог устами пророка: Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет (Иез. 18:24). Валашский князь Радул был человеком праведным и творил много добрых дел. Он вывел святого Нифонта из заключения в Адрианополе, привез его в Бухарест и поставил архиепископом. Но однажды совершил он страшное беззаконие: отдал свою сестру в жены распутному молдавскому князю Богдану, когда еще была жива жена сего последнего. Не захотел Радул прислушаться к резким возражениям святого Нифонта. Святой Нифонт предрек ему злую кончину, всенародно отлучил его от Церкви и удалился из Валахии. Вскоре та область была поражена засухой и ужасным голодом, а Радул впал в неизлечимую болезнь: всё его тело покрылось язвами и от смрада никто не мог к нему приблизиться. Когда похоронили его, то его гробница тряслась три дня, как некогда гробница царицы Евдоксии, гонительницы святителя Иоанна Златоуста.

Проповедь о том, что вместе с грехом наступает и безобразие

И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса

будет веревка, и вместо завитых волос – плешь...

вместо красоты – клеймо.

Ис.3:23

Здесь речь идет о женщинах, роскошествующих в своем беспутстве, и о дочерях сионских, которые возгордились и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах. Что сделало гордыми еврейских женщин? Добродетель ли? Но добродетель никогда не приводит к гордыне, а напротив – врачует ее. Сила ли народа и прочность государства? Нет, как раз наоборот: пророк предвещает именно близкое рабство народа и гибель государства. И как на одну из главных причин рабства и гибели указывает он на тщеславную роскошь, духовное ничтожество и беспутство женщин. Итак, что же сделало их такими гордыми и надменными? Драгоценные украшения и вышивки, ожерелья и цепочки, шпильки и заколки, подвязки и пояса, кольца и ретушь, сумочки и зеркала. Вот что сделало их столь высокомерными и кичливыми! Собственно говоря, всё это – отражение их безумной гордости, а подлинная причина гордости – духовное ничтожество. От сего последнего и рождается гордость, а вся эта внешняя мишура, которой женщины обвешивают свое тело, есть лишь ясное выражение безрассудной гордости. Во что всё это обратится в конце концов? В смрад, в веревку, в плешь, в клеймо. Случится это тогда, когда народ поведут в рабство. Так это обычно и происходит: сперва дух порабощается плотью, а затем и плоть – внешним врагом.

Но будет это и тогда, когда придет неотвратимый завоеватель наших тел – смерть. В могиле, в царстве смрада, не помогут благовония. Не нужны будут пояса для голого позвоночного столба. Не спасут и косы от плешивости черепа, а от черного клейма [смерти] угаснет вся красота. Это – неизбежная участь даже самых красивых, самых дородных и самых роскошных женщин. Впрочем, не в этом самое большое несчастье. Самая большая беда в том, что душа таких женщин – со смрадом, распоясанностью, плешью и клеймом – предстанет пред Богом и пред всем небесным воинством прекрасных Божиих Ангелов и праведников. Ведь смрад плоти свидетельствует о смраде души, разжигаемой блудной похотью; распоясанность тела означает ненасытную тягу души к плотским наслаждениям, плешивость тела – отрешенность души от добрых дел и чистых мыслей, клеймо на теле – признак сожженной совести и ума.

О, как страшно видение Исаии, сына Амосова; страшным было оно в то время, страшно оно и сейчас: страшно, потому что истинно.

Господи Святый и Пречистый, помоги женщинам, осеняющим себя крестом Твоим, вспомнить о душах своих и очистить их прежде Твоего праведного Суда, – дабы души их вкупе с их телами не стали добычей вечного смрада. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

 

ИОАНН (КРЮКОВ) СВЯТОГОРСКИЙ, ИЕРОСХИМОНАХ, ПРП., ЗАТВОРНИК

В ми­ру Иван Крю­ков, ро­дил­ся в Кур­ске в се­мье ме­щан в 1795 го­ду. С дет­ства го­рел лю­бо­вью к мо­на­ше­ству и по­движ­ни­че­ству. В воз­расте де­вя­ти лет Иван был от­дан на обу­че­ние ма­сте­ру по из­го­тов­ле­нию из­раз­цов, дол­гое вре­мя пе­ре­но­сил чу­до­вищ­ную же­сто­кость сво­е­го хо­зя­и­на. Через неко­то­рое вре­мя по­сле за­вер­ше­ния уче­ни­че­ства он же­нил­ся по при­нуж­де­нию сво­ей ма­те­ри, от­крыл соб­ствен­ную ма­стер­скую по из­го­тов­ле­нию из­раз­цо­вых пе­чей, а чуть поз­же – два по­сто­я­лых дво­ра и трак­тир. По­сле смер­ти же­ны, в 38-лет­нем воз­расте, по­сту­пил в Глин­скую пу­стынь Кур­ской епар­хии, под ру­ко­вод­ство стар­ца-игу­ме­на Фила­ре­та.

Пол­то­ра го­да яв­лял­ся по­слуш­ни­ком, по­сле че­го по­лу­чил пра­во но­сить ря­су. С са­мо­го по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь Иван Крю­ков от­ли­чал­ся про­сто­той и ис­крен­но­стью, усер­ди­ем и неуто­ми­мо­стью в мо­лит­ве, ко­то­рую со­про­вож­дал мно­ги­ми зем­ны­ми по­кло­на­ми. Уже в по­слуш­ни­че­ский пе­ри­од Иоанн про­сла­вил­ся спо­соб­но­стью ис­це­лять боль­ных. В мо­на­сты­ре он овла­дел гра­мо­той. Через 7 лет он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иоан­ни­кия и на­зна­чен эко­но­мом оби­те­ли. Про­ве­дя 11 лет в этой оби­те­ли и пре­успев в ней ду­хов­но, вме­сте с ча­стью Глин­ской бра­тии во гла­ве с каз­на­че­ем иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем, он по­лу­чил при­гла­ше­ние от на­сто­я­те­ля древ­ней Успен­ской Свя­то­гор­ской пу­сты­ни Харь­ков­ской епар­хии.

В Свя­то­гор­ской оби­те­ли он был остав­лен в долж­но­сти эко­но­ма и мно­го по­тру­дил­ся для бла­го­устрой­ства Свя­то­го­рья. Вот что о его де­я­тель­но­сти пи­шет Ва­си­лий Неми­ро­вич-Дан­чен­ко:

"Иоанн и тут об­на­ру­жил при­су­щие ему ха­рак­тер и ре­ши­тель­ность. Не пре­ду­пре­див, он рас­по­ря­дил­ся "от­сечь" часть го­ры под го­сти­ни­цу. Про­тив него под­ня­лось все, но он по­бо­рол пре­пят­ствия, и го­ра бы­ла "от­се­че­на". Иоанн вел вой­ну с упра­ви­те­лем По­тем­ки­ных, всту­пал­ся за ограб­лен­ное ими кре­стьян­ство, и хо­тя на сем пу­ти был сми­ря­ем на­сто­я­те­лем, но как упор­ное коз­ли­ще, ис­пол­нив на­ло­жен­ное на него по­слу­ша­ние, вновь всту­пал в бой с гос­под­ски­ми хо­ло­па­ми и от­се­кал го­ры. По­том уж его и сми­рять пе­ре­ста­ли – мах­ну­ли ру­кой. В кон­це кон­цов, впро­чем, ока­за­лось, что Иоанн был прав, за что на него на­ло­жи­ли ман­тию. Во­об­ще, в эту по­ру сво­ей де­я­тель­но­сти, ма­ло­гра­мот­ный, энер­ги­че­ский, не зна­ю­щий уста­ли, упря­мый и изоб­ре­та­тель­ный, Иоанн со­вер­шен­но под­хо­дит к ти­пу се­вер­но­го мо­на­ха-со­лов­ча­ни­на. За­тем Иоанн, а в ман­тии Иоан­ни­кий, яв­ля­ет­ся опять го­стин­ни­ком, опять "от­се­ка­ет" го­ры, ро­ет­ся в зем­ле, как крот, отыс­ки­ва­ет и на­хо­дит ста­рые под­зем­ные хра­мы, соб­ствен­но­руч­но вы­би­ва­ет для них из цель­ных ди­ких кам­ней пре­сто­лы".

Чуть поз­же Иоан­ни­кия ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­мо­на­хи и опре­де­ли­ли ду­хов­ни­ком к бо­го­моль­цам. В этой долж­но­сти он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии под­зем­ных хо­дов. Ра­бо­тая в пе­ще­рах по их рас­чист­ке, он по­лю­бил од­ну из ме­ло­вых ке­лий, в ко­то­рой за­тво­рил­ся в 1850 го­ду, а через два го­да при­нял схи­му. Об ухо­де свя­то­го Иоан­на в за­твор Неми­ро­вич-Дан­чен­ко пи­шет сле­ду­ю­щее:

"Убе­див­шись, что Иоан­ни­кий не пре­воз­но­сит­ся а жаж­дет по­дви­га, Ар­се­ний при­ка­зал ему за­тво­рить­ся в про­стой жи­лой ке­лье и за­пе­реть став­ни. Труд­но бы­ло одо­леть Иоан­ни­кию в пер­вое вре­мя ужас оди­но­че­ства, осо­бен­но по но­чам. Но он при­вык и за­тем пе­ре­брал­ся в ме­ло­вую ска­лу. На­сто­я­тель все еще от­го­ва­ри­вал его. Сто­я­ли хо­ло­да, пе­чи там не бы­ло, и устра­и­вать ее не доз­во­ля­лось, но мо­нах не внял. На­ко­нец, ему раз­ре­ши­ли за­тво­рить­ся со­всем. Вве­ли в ме­ло­вую пе­ще­ру – и за­пер­ли на за­мок. В две­рях бы­ло про­де­ла­но ма­лое окон­це для пе­ре­да­чи пи­щи и пи­тия.

Хо­лод сто­ял там, как в лед­ни­ке.... Так про­шел це­лый год без­вы­ход­но­го пре­бы­ва­ния в за­тво­ре, са­мый труд­ный год, по­то­му что те­ло за­точ­ни­ка еще толь­ко при­вы­ка­ло к сы­ро­сти и хо­ло­ду... Про­бо­ва­ли его ис­пы­ты­вать – вы­во­ди­ли на свет, при­ка­зы­ва­ли остать­ся, но Иоан­ни­кий неиз­мен­но ухо­дил на­зад. Так про­шло еще шесть ме­ся­цев, по ис­те­че­нии ко­то­рых его по­стриг­ли в схи­му и опять на­зва­ли Иоан­ном, раз­ре­ши­ли при­об­щать­ся два ра­за в ме­сяц, а в по­сты еже­не­дель­но".

А. Ф. Ко­валев­ский, оче­ви­дец по­дви­гов за­твор­ни­ка, оста­вил опи­са­ние бы­та его скром­ной ке­лии:

"Пред­ставь­те се­бе, чи­та­тель, тес­ную и низ­кую ке­лию, сво­ды ко­то­рой не вы­ше ро­ста че­ло­ве­че­ско­го, ис­се­чен­ную в ме­лу, свет в ко­то­рую про­ни­ка­ет через уз­кую сква­жи­ну, про­бу­рав­лен­ную на­ру­жу ска­лы на до­воль­но боль­шом рас­сто­я­нии. Ат­мо­сфе­ра ке­лии рез­ко хо­лод­ная и сы­рая, на­по­ми­на­ет со­бою лед­ник: она как бы ко­лет вас и воз­буж­да­ет в те­ле озноб ли­хо­ра­доч­ный. Все убран­ство ке­лии со­став­ля­ет де­ре­вян­ный от­кры­тый гроб с боль­шим над­мо­гиль­ным де­ре­вян­ным кре­стом у из­го­ло­вья, на ко­то­ром на­пи­сан рас­пя­тый Гос­подь; в гро­бе немно­го со­ло­мы и воз­гла­вие, и в та­ком ви­де слу­жил он ло­жем успо­ко­е­ния за­твор­ни­ку, пре­труж­ден­но­му по­дви­гом бде­ния мо­лит­вен­но­го. Вот все успо­ко­е­ние, ко­то­рое доз­во­лял се­бе по­движ­ник: за­тем неболь­шой ана­лой у свя­тых икон, де­ре­вян­ный об­ру­бок, слу­жив­ший вме­сто сту­ла, кув­шин для во­ды, гор­нец для пи­щи, на­голь­ный ту­луп, вет­хая ман­тия с епи­тра­хи­лью и неуга­са­е­мая лам­па­да – удо­вле­тво­ря­ли все жиз­нен­ные по­треб­но­сти за­твор­ни­ка, да еще неиз­мен­ные его тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и жест­кая вла­ся­ни­ца, ко­то­рые но­сил он на сво­ем те­ле и ко­то­рые са­ми со­став­ля­ли нема­лое ис­пы­та­ние сво­ей тя­же­стью и остро­той. Пра­ви­ло мо­лит­вен­ное по за­по­ве­ди от­ца Ар­се­ния со­вер­шал он сле­ду­ю­щее: в сут­ки по­ла­гал 700 по­кло­нов зем­ных, 100 по­яс­ных, про­из­но­сил мо­литв Иису­со­вых 5000, Бо­го­ро­дич­ных 1000, чи­тал ака­фи­сты Слад­чай­ше­му Иису­су, Бо­го­ма­те­ри и Стра­стям Хри­сто­вым, по­мян­ник... при­об­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн... в со­сед­ней пе­щер­ной церк­ви Иоан­на Пред­те­чи, где слу­жи­лась еже­не­дель­но ли­тур­гия по втор­ни­кам...

Сы­рость бы­ла та­кая, что одеж­да недол­го слу­жи­ла, ви­ди­мо ис­тле­ва­ла и рас­па­да­лась. Ми­ри­а­ды на­се­ко­мых ки­ше­ли в ке­лье, в гро­бу и одеж­дах по­движ­ни­ка, уязв­ля­ли до кро­ви его те­ло и на­ру­ша­ли его по­кой, ес­ли толь­ко мож­но на­звать по­ко­ем ло­же в гро­бу при та­кой об­ста­нов­ке. Но кре­пость ду­ха по­движ­ни­ка Бо­жия бы­ла по­ис­ти­не изу­ми­тель­на: все тер­пел он му­же­ствен­но ра­ди Гос­по­да и спа­се­ния сво­ей ду­ши; стра­да­ния Гос­по­да все­гда пред­став­лял он взо­ром ду­ши сво­ей и, про­ти­во­по­став­ляя им свой по­двиг, счи­тал его ни­чтож­ным от ис­крен­не­го серд­ца".

В та­ких тру­дах про­жил по­движ­ник в за­тво­ре 17 лет, при­чем пер­вые 5 лет – без печ­но­го отоп­ле­ния. Раз в ме­сяц свя­той по­ки­дал за­твор, чтобы при­ча­стить­ся Свя­тых Тайн в мо­на­стыр­ской церк­ви. Бра­тия мо­на­сты­ря об­ви­ня­ла по­движ­ни­ка в гор­до­сти и глу­ми­лась над ним, но Иоанн при­об­рёл мно­го по­чи­та­те­лей сре­ди ми­рян.

С се­ре­ди­ны 1850-х го­дов Иоанн при­ча­щал­ся раз в неде­лю, по­сле служ­бы бла­го­слов­лял тол­пя­щий­ся в церк­ви на­род, ра­ди бе­сед с по­се­ти­те­ля­ми от­кры­вал две­ри сво­ей ке­льи.

За по­движ­ни­че­скую, са­мо­от­вер­жен­ную лю­бовь к Бо­гу и ближ­ним Гос­подь при зем­ной еще его жиз­ни спо­до­бил его бла­го­дат­ных да­ров непре­стан­ной мо­лит­вы, да­ра рас­суж­де­ния, про­зор­ли­во­сти, да­ром це­ли­тель­ства и чу­до­тво­ре­ний. От по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния в тем­но­те по­движ­ник ослеп, и в по­след­ние го­ды жиз­ни мог тво­рить лишь непре­стан­ную Иису­со­ву мо­лит­ву.

За неде­лю до кон­чи­ны, со­хра­няя по­слу­ша­ние во­ле на­сто­я­те­ля, тя­же­ло боль­ной ста­рец был пе­ре­ве­зен на боль­нич­ный мо­на­стыр­ский ху­тор Ах­тыр­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, где 11 ав­гу­ста 1867 го­да мир­но скон­чал­ся. Пре­по­доб­ный Иоанн был по­хо­ро­нен у ал­та­ря боль­нич­ной церк­ви.

Ши­ро­кое на­род­ное по­чи­та­ние Иоан­на на­ча­лось со дня его смер­ти. У мо­щей свя­то­го про­изо­шло мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний, за­пись ко­то­рых ве­лась в мо­на­сты­ре. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да, несмот­ря на пре­пят­ствия, чи­ни­мые вла­стя­ми, па­лом­ни­че­ства к мо­ги­ле Иоан­на про­дол­жа­лись.

24 ав­гу­ста 1995 го­да, в день кон­чи­ны, в год 200-ле­тия со дня рож­де­ния, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние по­движ­ни­ка Иоан­на, за­твор­ни­ка Свя­то­гор­ско­го, для мест­но­го по­чи­та­ния в ли­ке пре­по­доб­ных Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. С уста­нов­ле­ни­ем в 2003 го­ду Со­бо­ра Кур­ских свя­тых пре­по­доб­ный Иоанн был вклю­чен и в него.

Все­чест­ная гла­ва его бла­го­го­вей­но хра­нит­ся в Свя­то-Успен­ском со­бо­ре Свя­то­гор­ской Лав­ры, где еже­не­дель­но по чет­вер­гам пе­ред Ли­тур­ги­ей слу­жит­ся мо­ле­бен у ра­ки свя­то­го, от ко­то­ро­го по­да­ют­ся ис­це­ле­ния и по­мощь всем с ве­рою при­те­ка­ю­щим. Еже­год­но в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го – 24 ав­гу­ста со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход во­круг оби­те­ли с его мо­ща­ми, на ко­то­рый со­би­ра­ет­ся до де­ся­ти ты­сяч па­лом­ни­ков.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на Свя­то­гор­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем да­ты па­мя­ти 24 ав­гу­ста.

Тропарь преподобному Иоанну Святогорскому, затворнику, глас 8

В пусты́ню Святы́х Гор пришéл еси́,/ ми́ра красотý остáвив,/ и крест взeмь послéдовал еси́ Христý, óтче нaш Иоа́нне,/ пощéнием, бде́нием и тя́жкими вери́гами/ в затво́ре подвизáлся еси́,/ дýши недýжных, приходя́щих к тебе́ ве́рою, исцеля́еши,/ и оби́тели твоея́ украше́ние явля́ешися,// те́мже со А́нгелы срáдуется, преподо́бне, дyх твой.

Кондак преподобному Иоанну Святогорскому, затворнику, глас 4

Сýетнаго жития́ треволне́ния,/ мяте́ж мирски́й и по́хоти стра́стная взыгра́ния нивочто́же вмени́в,/ Святы́х Гор пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ тя́жкий по́двиг затво́ра подъя́в на себе́,/ наста́вник мно́гих мона́шествующих был еси́,/ Иоáнне Затво́рниче,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Молитва преподобному Иоанну Святогорскому, затворнику

О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Иоа́нне! Ве́рою припа́даем тебе́, помо́щниче наш ди́вный и ско́рый услы́шателю, не премолчи́ о нас ко Го́споду Бо́гу в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостивно призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас, и да пода́ст исправле́ние зло́му окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т нам вся, ели́ка согреши́хом от рожде́ния и до сего́ часа́.

Испроси́ нам у Созда́теля на́шего вели́кия и бога́тыя да́ры бла́гости Его́: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир во днех на́ших, ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние, боля́щим здра́вие, скорбя́щим утеше́ние, уныва́ющим ободре́ние, бе́дствующим призре́ние, убо́гим снабде́ние, подвиза́ющимся преуспе́яние, умира́ющим благу́ю христиа́нскую кончи́ну и всем правосла́вным христиа́ном позна́ние благода́ти Бо́жией и ве́чное о Го́споде спасе́ние.

Не преста́й, всечестны́й о́тче, предста́тельствовати о стране́ на́шей. Наипа́че же святу́ю оби́тель, в не́йже трудолю́бно подвиза́лся еси́, моли́твою твое́ю не оста́ви, да утверди́тся в ней братолю́бие, терпе́ние, послуша́ние и любо́вь, и да приложи́тся покая́ние благоде́телем ея́.

Ей, о́тче наш Иоа́нне, услы́ши нас, бе́дствующих в ми́ре сем, страсте́й бу́рею потопля́емых, и умири́ жизнь на́шу, отыми́ вся́кую вражду́ и неприя́знь, покры́й нас покро́вом всемо́щнаго заступле́ния твоего́ от вся́каго наве́та вра́жия, да без преткнове́ния до после́днего издыха́ния просла́вим неизрече́нное человеколю́бие ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.