23 сентября день памяти Святых девиц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

23.09.2022

Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры, Липецких и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

"Ободритесь; это Я, не бойтесь". Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

Гал. 4, 8-21:

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,

но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

 

Мк. 6, 45-53:

И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,

ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

 

Из Охридского Пролога за 10 сентября

Рассуждение:

Милостыню следует давать не с гордостью, а со смирением, считая того, кому она подается, лучшим себя. Не Сам ли Господь сказал: Сделали Мне вы то, что́ учинили малым сим и нищим (Мф. 25:40). Феофан исповедник еще мальчиком носил в себе ум, озаренный светом Христовым. Идя однажды по улице, увидел он замерзающего неодетого младенца. Быстро снял он с себя [верхнюю] одежду, закутал в нее младенца и тем самым вернул его к жизни. Домой пришел он раздетым. Удивленные родители спросили его, где его одежда, на что Феофан ответил: «Я одел Христа». За это приложилась ему благодать Христова, так что впоследствии был он великим подвижником, страдальцем за веру и чудотворцем. Итак, если подаем мы милостыню либо от чьего-то другого имени, либо даже от своего имени, – не можем избежать гордости, которая, едва только появившись в сердце, уничтожает все сделанные добрые дела. И если подаем мы [милостыню] нищему как нищему, а не как Христу, то не способны мы избежать ни гордости, ни презрения. И какая польза от того, если оказываем мы человеку милость, надмеваясь собой и презирая человека? Добродетель не есть добродетель, если смешана она с грехом, как и молоко – не молоко, если добавить к нему керосина или уксуса.

Проповедь о том, что грешные люди охотнее принимают злодея, нежели благодетеля

Я пришел во имя Отца Моего,

и не принимаете Меня; а если

иной придет во и мя свое, его примете.

Ин. 5:43

Кто это тот иной, который придет во имя свое и кого грешные люди примут с большей охотой, нежели Владыку Христа? Это тот, кто не несет креста и не идет узким путем; [тот,] кто [есть] не человеколюбец, а человеконенавистник; [тот,] кто ратует не против греха, а за грех; [тот,] кто любит скверну и распространяет всякую нечистоту; [тот,] кто [является] воин[ом] вечной смерти, а не вечной жизни; [тот,] кто льстит безбожникам и любит всякую страсть и порок; это – антихрист. Именно он придет во имя свое, а не во имя Божие. И все те, кто не принял Христа, примут его. Станет он для них любезен [и дорог], потому что будет любить и оправдывать все кривые пути грешников. Сделается он для них милее Христа, ибо рядом с трудным путем Христовым проложит гладкую стезю, точно изо льда, по которой люди будут легко скатываться, даже не думая о пропасти, в которую она их увлекает. Владыка Христос пришел во имя вечного спасения людей, вечной жизни, вечной истины и правды, а он придет во имя свое, то есть во имя вечной погибели, смерти, лжи и неправды. И когда антихрист придет к своим, то свои с охотой примут его; все те, для кого Христос тяжек, радостно прильнут к антихристу, потому что покажется он им легким и путь его для них представится вовсе не трудным. Когда же станет уже поздно, сии безумцы увидят, что ошиблись, однако спасения для них уже не будет. Когда понесутся они вниз по ледяной дороге в вечную ночь, в объятья смрадного змея, тогда будет уже поздно – покаяние уже не будет приниматься и врата спасения закроются. Скоротечно совершится безумный пир антихриста с грешниками на земле, промелькнет он во мгновение ока – и дом скверного веселья обратится в безвыходную тюрьму жестоких угрызений совести и горькой подавленности. [Начинать] что-либо тогда будет поздно.

О человеколюбивый Господи, единственный Друг людей. Тебя одного ведаем мы и признаём. Тебя, только Тебя принимаем как нашего Спасителя и наше спасение. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТЫЕ ДЕВИЦЫ МИНОДОРА, МИТРОДОРА И НИМФОДОРА

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305 - 311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них - святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: "Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!" и с этими словами предала дух свой Богу.

Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

Кондак мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, глас 4

За Тро́ицу терпели́вно страда́льчествовавшия,/ многоко́зненнаго врага́ победи́сте,/ бра́тски обле́кшеся Ду́хом;/ те́мже водвори́стеся с пятьми́ де́вами/ в Небе́сном, страстоте́рпицы, черто́зе,/ и со А́нгелы Всецарю́// в весе́лии непреста́нно предстоите́.

Перевод: За Троицу терпеливо мучения принимавшие, злокозненного врага вы победили, вместе, как сестры, укрепившись Духом, потому воцарились с пятью девами в Небесном чертоге (Мф. 25:1-13), мученицы, и с ангелами Царю всех, радуясь, непрестанно предстоите.