23 ноября день памяти Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

23.11.2022

Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), Тертия, мч. Ореста, врача и иных святых сего дня.  

 

Свт. Феофан Затворник:

"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей". Что за причина? Верующие в Господа исполняются совсем другим духом, противоположным тому, который властвовал в людях до пришествия Его, потому они и не уживаются вместе. Языческий мир преследовал исключительно житейские и земные интересы. Иудеи хоть имели указания на высшие блага, но к концу склонились на путь язычников. Господь, пришедши в мир, указал людям другие сокровища, вне семьи, вне общества, и возбудил другие стремления. Принимавшие Его учение естественно устанавливали образ жизни не по прежнему, оттого и подвергались неприязни, притеснениям, гонениям. Вот и разделение. Апостол Павел потом сказал, что и все "желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. З, 12). Так и было и так есть. Когда в обществе начнут преобладать житейские и земные интересы, тогда оно неблаговолительно смотрит на тех, которые обнаруживают другие неземные искания; оно даже понять не может, как можно интересоваться такими вещами, и людей, которые служат представителями образа жизни непохожего на их жизнь, они терпеть не могут. Это совершается ныне воочию всех. Не знамение ли это времени?. .

 

2 Фес. 2, 1-12:

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

 

Лк. 12, 48-59:

а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. [Зач. 69.] И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

 

Из Охридского Пролога за 10 ноября

Рассуждение:

Предивные пути Божия Промысла проявились в исключительном и досточудном событии в монастыре Дохиар во времена блаженного Неофита, племянника святого Евфимия. Когда по смерти Евфимия Неофит начал строить новую и более просторную церковь святителю и чудотворцу Николаю, у него закончились средства, и стал он молиться Богу о помощи. И Бог помог ему чудесным образом. Напротив Дохиарского монастыря лежит остров Лонгос, или Сика. На этом острове у Неофита был небольшой метох, близ которого стояло каменное человеческое изваяние. На статуе была заметна надпись: «Ударивший меня в голову найдет много золота». Многие били истукана по голове, но ничего не нашли. Неофит отправил туда по каким-то делам монастырского послушника Василия. Сей Василий однажды встал перед статуей и дивился загадочности выгравированной надписи. При этом забрезжил рассвет, и статуя отбросила свою тень к западу. Василий взял камень и ударил им по голове тени, а затем начал в том месте копать и нашел котел, полный золотых монет. Немедленно побежал он и сообщил об этом игумену Неофиту. Игумен назначил троих достопочтенных монахов отплыть вместе с Василием на монастырском кораблике и принести золото. Итак, эти монахи нагрузили золото на суденышко и поплыли назад. Но когда переплывали они море, диавол вложил им в голову помысел самим завладеть этими монетами. И вот трое сих с виду самых благочестивых монахов, прельстившись наветом сатаны, связали Василия веревкой, повесили ему на шею камень и бросили его в море. Когда Василий стремглав опустился на дно моря, внезапно явились ему Архангелы Михаил и Гавриил в виде двух светоносных юношей. Взяли они его, перенесли в Дохиарскую церковь и положили в запертом храме пред царскими вратами. Наутро монахи, войдя в храм, нашли связанного Василия, лежащего перед алтарем. Игумен расспросил его и узнал о [свершившемся] с ним чудесном событии. В эту минуту вошли и те три монаха, которые, увидев Василия живым, были точно сражены громом. Игумен примерно наказал их, а золото взял и окончил строительство большой церкви, однако посвятил он ее не святителю Николаю, а святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Вот почему древний храм, построенный святым Евфимием в Дохиаре, именуется церковью святителя Николая, а новый храм – церковью святых Архангелов Михаила и Гавриила.

Проповедь о единственном мире и Примирителе

Ибо Он есть мир наш,

соделавший из обоих одно.

Еф. 2:14

Между израильтянами и язычниками зияла пропасть, которую никто из смертных не был способен ни заполнить, ни выровнять. Мог это сделать только Владыка Христос, – и Он действительно это сделал. То, что́ было удалено, Он сблизил и соединил. Чем? Кровию Своею. Иначе говоря, Своей жертвой заменил Он все прочие жертвы. Тем самым искупил Он и заменил Собою всю природу, от которой люди брали и приносили [нечто] в жертву Богу (либо богам). Одна жертва довольна и для израильтян, и для язычников – это жертва Христова. Далее, кровь животных разделяла израильтян и язычников: и по месту, где была приносима; и по тому, кому была приносима (ведь израильтяне приносили ее истинному Богу, а язычники – ложным богам); и по виду животных, которые приносились в жертву; и по самому способу приношения. Теперь же Пречистая Кровь Христова заместила все те виды крови, и сия Христова Кровь объединяет израильтян с язычниками, делая их побратимами. И те и другие становятся кровными братьями, равно как и все мы, верующие, братья по крови – благодаря Крови Христовой, которой искуплены мы от клятвы и которой теперь питаемся. Стоявшую посреди преграду, разделявшую и разлучавшую, Он разрушил, сочетав воедино руки и сердца израильтян и язычников. Чем? Плотию Своею. То есть живой истиной – истиной, воплощенной в Себе. Сень ветхозаветного закона заменяла эту истину у израильтян, а [мифы и] басни подменяли ее у язычников. То и другое удалил Он, явив живую истину во плоти. И мір увидел ее и возрадовался.

О Господи Иисусе Христе, преблагий наш Искупитель, объедини сердца нас, верных Твоих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

АПОСТОЛЫ ОТ 70-ТИ: ЕРАСТ, ОЛИМП, РОДИОН, СОСИПАТР, КУАРТ (КВАРТ) И ТЕРТИЙ


Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп (или Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел (Рим. 16, 15), тоже был спутником апостола Петра. Оба апостола от 70-ти были обезглавлены в тот же день и час, когда распяли апостола Петра.

Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла. О них апостол языков упоминает в Послании к Римлянам: "Приветствуют вас... Иасон и Сосипатр, сродники мои" (Рим. 16, 21); "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим. 16, 22); "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт" (Рим. 16, 23).

Апостол Сосипатр, родом из Ахаии, был епископом Иконии, где и скончался. Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде. Святой апостол Куарт перенес много страданий за свое благочестие, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался в сане епископа города Берита. Святой апостол Тертий, записавший послание апостола Павла к Римлянам, был вторым епископом Иконии, где и преставился.

Тропарь апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Кондак апостолам Ерасту, Олимпу, Родиону, Сосипатру, Куарту (Кварту) и Тертию, глас 4

Яви́ся днесь апо́стол честно́е торжество́,/ подаю́щее я́ве всем прегреше́ний оставле́ние,// соверша́ющим их па́мять.

Перевод:

Сегодня почитаемый праздник апостолов, которые истинно подают прощение прегрешений всем, празднующим их память.

Ин кондак апостолам Ерасту, Олимпу, Родиону, Сосипатру, Куарту (Кварту) и Тертию, глас 2

Боже́ственным све́том ум озари́вше,/ вити́йская плете́ния му́дре разори́сте,/ и язы́ки вся улови́вше, апо́столи сла́внии,/ Влады́це приведо́сте,// Тро́ицу Боже́ственную сла́вити науча́юще.

Перевод:

Озарив ум божественным светом, хитросплетения ораторские мудро разрушив и все народы сетью уловив (Мф.4:19), апостолы славные, Владыке привели, научая прославлять Божественную Троицу.