23 мая день памяти Апостола Симона Зилота (I), Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

23.05.2022

Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Киево-Братская", архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, ап. Симона Зилота и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

Господь объяснял иудеям почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: "А как Я истину говорю, то не верите Мне". Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимой для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого. Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают, этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими. На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако, это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.

Дея. 12, 12-17:

И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. 

Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 

и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. 

Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. 

Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Ин. 8, 42-51:

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 

А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 

Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. 

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. 

Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. 

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Из Охридского Пролога за 10 мая: 

Рассуждение

В одной из своих молитв преподобный Ефрем Сирин обращается к Богу со следующими словами: «В тот страшный и ужасный день Ты скажешь нам, грешным, Господи: вы, люди, хорошо знаете, что претерпел Я за вас... Но что вы претерпели за Меня? – Что на это скажу я, окаянный, лукавый, грешный, скверный? Мученики укажут тогда на свои раны, на страдания, на отсеченные части своего тела и на свое терпение до конца. Подвижники представят свой подвиг: долгий пост, бдения, отсутствие сребролюбия, слезы и свое терпение до конца. А я, ленивый, грешный, беззаконный, на что я укажу?.. Пощади, Господи! Пощади, Милостивый! Пощади, Человеколюбче!»

Проповедь о том, как праведник терпит поношение за слово Господне

Слово Господне

обратилось в поношение мне

 и в повседневное посмеяние. 

Иер. 20:8

Кто это поносит пророка Божия, носителя Божия слова, обладателя силы и мудрости? Поносит собственный его народ, упрекая его: крутой [и недоступный] путь проповедуешь ты нам; если [даже] и от Бога он, не можем мы по нему идти, ибо для нас он слишком крут.

Кто это насмехается над глашатаем гласа Господня, когда трубит он тревогу, взирая на пожар, дымящийся вдали и приближающийся к городу? Насмехаются над ним народные вожди, высказывая ему укоризну: отчего не затворишь ты своих уст – и тебе было бы приятнее, и нам веселее? Не пожар это, что́ тебе видится, а дымка от росы с гор!

Кто еще поносит человека Божия, поднимая его на смех, когда приходит он от Бога и возвещает волю Божию? Поносит его собственная жена, насмехаются над ним родные братья. Они говорят ему: оставляешь ты свою работу, которая тебя кормит, и идешь по чужим делам, которые приносят тебе уничижение.

Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. Так мог сказать пророк, и Апостол, и мученик, и любой ревнитель Господня слова и Господня закона. Но ни поругание, ни насмешки никого из них не испугали, не отвратили от свидетельства и не свели с прямой дороги на беспутья. Снаружи весь мір поносил их и изводил, но изнутри укреплял их и веселил Господь. И возобладал Господь над міром, посему и одолели Божии святые своих клеветников и насмешников.

Господи всеблагий, укрепи и нас изнутри в сердцах наших, дабы не смутили нас поношения и не стали [нам] препятствием насмешки міра – имени Твоего ради. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ

Свя­той апо­стол Си­мон Зи­лот упо­мя­нут в спис­ках 12-ти апо­сто­лов в Еван­ге­лии по Мат­фею, Мар­ку, Лу­ке, а так­же в Де­я­ни­ях Апо­сто­лов (Мф.10:4Мк.3:18Лк.6:15; Де­ян.1:13), од­на­ко из­вест­но о нем не­мно­го.

Про­ис­хо­дил Си­мон из Ка­ны Га­ли­лейской. В Свя­щен­ном Пи­са­нии он на­зы­ва­ет­ся Ка­на­ни­том и Зи­ло­том, что­бы от­ли­чить его от Си­мо­на Пет­ра. Про­зви­ще Зи­лот (греч. ζηλωτής) в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го обо­зна­ча­ет «рев­ни­тель», то есть бла­го­че­сти­вый че­ло­век, рев­ност­но сле­ду­ю­щий иу­дейско­му за­ко­ну. Ино­г­да про­зви­ще Зи­лот не­ред­ко истол­ко­вы­ва­ет­ся в смыс­ле при­вер­жен­но­сти пар­тии зи­ло­тов (зе­ло­тов) – ак­тив­ных бор­цов про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства. Дру­гое его про­зви­ще, Ка­на­нит (арам. Qan'ana), по од­ной вер­сии, ука­зы­ва­ет на его про­ис­хож­де­ние, как уро­жен­ца го­ро­да Ка­на; по дру­гой вер­сии, это имя объяс­ня­ет­ся ис­хо­дя из пе­ре­во­да с ара­мейско­го: «рев­ни­тель».

Пре­да­ние ино­г­да отож­деств­ля­ло его с Си­мео­ном, апо­сто­лом из чис­ла 70, «бра­том Гос­под­ним» (сы­ном от пер­во­го бра­ка Ио­си­фа), ко­то­рый стал вто­рым еписко­пом Иеру­са­ли­ма по­сле каз­ни Иа­ко­ва Пра­вед­но­го.

Пер­вое чу­до, ко­то­рое со­тво­рил Спа­си­тель – пре­тво­ре­ние во­ды в ви­но – про­изо­шло в до­ме Си­мо­на (Ин.2:1-11). Во вре­мя пи­ра для го­стей не­до­ста­ло ви­на. То­г­да Гос­подь по пред­ста­тельству Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри пре­тво­рил во­ду в ви­но. По­ра­жен­ный чу­дом, Си­мон всем серд­цем и ду­шой уве­ро­вал в Гос­по­да Ии­су­са как обе­то­ван­но­го Мес­сию и, все оста­вив, по­сле­до­вал за Ним.

В день Пя­ти­де­сят­ни­цы он при­нял вме­сте с дру­ги­ми апо­сто­ла­ми дар Свя­то­го Ду­ха. Свя­той апо­стол Си­мон про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­сто­во в Иу­дее, Егип­те, Ли­вии, Ки­ри­нее и Бри­та­нии. Со­глас­но пре­да­нию, свя­той апо­стол Си­мон при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на Чер­но­мор­ском по­бе­ре­жье Кав­ка­за, пред­по­ло­жи­тель­но, в Аб­ха­зии, во вто­рой по­ло­ви­не I ве­ка. По дру­гой вер­сии, он был убит в Пер­сии. Счи­та­ет­ся, что Си­мон был усе­чен ме­чем или за­жи­во рас­пи­лен пи­лой. Так­же су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он был рас­пят на кре­сте.

По­гре­бен Си­мон Зи­лот в го­ро­де Ни­коп­сии, ме­сто­по­ло­же­ние ко­то­ро­го то­же вы­зы­ва­ет спо­ры. Со­глас­но не­ко­то­рым мне­ни­ям, этот го­род – ны­неш­ний Но­вый Афон в Аб­ха­зии; со­глас­но дру­гим, он на­хо­дил­ся на ме­сте ны­неш­не­го по­сел­ка Но­во­ми­хай­лов­ско­го в Крас­но­дар­ском крае. Впо­след­ствии, в XIX ве­ке, на пред­по­ла­га­е­мом ме­сте по­дви­гов апо­сто­ла, близ Ап­сар­ской го­ры, был со­ору­жен Но­во­а­фон­ский мо­на­стырь Си­мо­на Ка­на­ни­та. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи апо­сто­ла на­хо­дят­ся под спу­дом Си­мо­но-Ка­на­нит­ско­го хра­ма в Но­вом Афо­не, часть мо­щей на­хо­дит­ся в Гер­ма­нии (в ба­зи­ли­ке апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го в Кель­не) и Ва­ти­ка­не (в со­бо­ре Свя­то­го Пет­ра).

Свя­той апо­стол Си­мон Зи­лот счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем су­пру­гов-хри­сти­ан, так как во вре­мя со­вер­ше­ния Та­ин­ства Вен­ча­ния чи­та­ет­ся от­ры­вок о бра­ке в Ка­не Га­ли­лейской.

Тропарь апостолу Симону Зилоту, глас 3

Апо́столе святы́й Си́моне,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Симон, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу Симону Зилоту, глас 2

Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко Богоглаго́ливаго вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Перевод: Учения премудрости твердо в души благочестивых вложившего хвалами все прославим богословесного Симона: ибо он престолу славы ныне предстоит и с бесплотными Силами веселится, ходатайствуя непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чу­до­твор­ная Ки­е­во-Брат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1654 го­ду и пер­во­на­чаль­но бы­ла мест­ной в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви го­ро­да Вы­ш­го­ро­да (Ки­ев­ско­го).

В 1662 го­ду, во вре­мя вой­ны с Поль­шей (1659–1667 гг.), го­ро­ду был на­не­сен боль­шой ущерб со сто­ро­ны во­е­вав­ших про­тив Рос­сии в со­ю­зе с по­ля­ка­ми крым­ских та­тар. Храм свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба был ра­зо­рен и по­ру­ган непри­я­те­лем. Но Про­мыс­лом Бо­жи­им чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла со­хра­не­на, ее своевре­мен­но вы­нес­ли из хра­ма и пу­сти­ли по Дне­пру, а мо­щи свя­тых со­кры­ли под спу­дом. Ре­ка вы­нес­ла свя­тую ико­ну к бе­ре­гу По­до­ла в Ки­е­ве, где она бы­ла с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­та пра­во­слав­ны­ми и с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в Брат­ский мо­на­стырь, от на­зва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние. Там свя­той об­раз пре­бы­вал в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни. В опи­си цер­ков­но­го иму­ще­ства Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ден­ной в 1807 го­ду, при­во­дит­ся опи­са­ние чу­до­твор­ной ико­ны.

В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.

Празд­но­ва­ния Ки­е­во-Брат­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ша­ют­ся три­жды в го­ду: 6 сен­тяб­ря, 10 мая и 2 июня. Все они по­свя­ще­ны чу­дес­но­му яв­ле­нию свя­той ико­ны в 1654 го­ду.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.