23 февраля день памяти Благоверной княгини Анны Новгородской

23.02.2022

Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, дай нам силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Огневидная", архистратигов Михаила, Рафаила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, св. Галины, блгв. кн. Анны Новгородской, сщмч. Петра Грудинского, сщмч. Валериана Новицкого и иных святых сего дня! 

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Нужна помощь - проси. Просил, говоришь, не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать, без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даст, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины ведомые, всякому самому видные. Одну из таких - и не главнейшую ли? - указывает Св. Иоанн в отсутствии дерзновения, а отсутствие дерзновения производит из осуждения сердца или совести. "Возлюбленные", говорит, "если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним". К этим словам нечего прибавлять. Все ясно само собою. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику? А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, когда, может быть, тут то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!

1-е послание Иоанна

1 Ин. 3, 21-24:  

Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

4, 1-6: 

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Из Охридского Пролога за 10 февраля: 

Рассуждение

Многие тяжкие недуги, посещающие того или иного человека, имеют свои причины, известные или неизвестные, в его прошлом. Причины же этих тяжких недугов (скажем – безумия) не иные [какие], а только нарушение нравственного Божиего закона. Когда святой Харалампий был мучим, царь-истязатель узнал о его силе чудотворения и повелел привести и поставить перед святителем человека, одержимого бесом, – чтобы убедиться, сможет ли тот его исцелить. Целых 35 лет бес мучил того человека, гоняя его по пустыням и горам и ввергая в болота и пропасти. Когда одержимый приблизился к Харалампию, демон ощутил благоухание святого человека и закричал: «Прошу тебя, раб Божий, не мучь меня прежде времени, но повели мне – и я выйду. А если хочешь – то и скажу, как вошел я в этого человека». Святитель повелел [бесу] рассказать о том. И демон поведал следующее: «Этот человек захотел обокрасть своего соседа и помыслил в себе: если сначала я его не убью, то не смогу овладеть его богатством. А потому пошел он и убил соседа. Застав его в таком деле, я вошел в него, и вот уже 35 лет живу в нем». Выслушав это, Божий святитель приказал демону немедленно выйти из того человека и оставить его в покое. Тотчас же демон вышел, а одержимый стал здоровым и тихим.

Проповедь о грехе тех, которые утверждают, что видят

Если бы вы были слепы,

то не имели на себе бы греха.

Ин.9:41

 

Эти слова сказал иудеям Тот, Кто дал им закон через пророков, чтобы закон сей служил им зрением души. Иудеи приняли это зрение, но преднамеренно и злобно зажмурили [свои глаза]. Посему праведный Господь и изрек им эти справедливые слова.

Слова сии – сущая правда и в то время, и сегодня, и вовеки, потому что нет на слепце греха, если забредет он на чужое поле или возьмет чужое платье вместо своего. Но если на нечто подобное посягнет зрячий, то впадет в грех и примет осуждение. И если сделает это тот, у кого глаза способны видеть, но нарочно их закрыл – [то] и он будет повинен греху и примет осуждение.

Что же тогда сказать о тех, кто принял крещение и миропомазание как два ока души и, тем не менее, грешит, как некрещеный? На последнем Суде с ними поступят не как со слепорожденными, а как с преступниками, которые сами себя изувечили, сами себя ослепили.

И что сказать о тех, кто принял и прочие благодатные таинства в православной полноте, и имеет перед собой примеры святых, и непрестанно слышит предостережения и укоризны из уст Божией Церкви – но, невзирая ни на что, все-таки шествует путями превратными? На последнем Суде таковые не смогут оправдаться никакой слепотой, но будут осуждены как злодеи, которые и самих себя, и других вокруг себя лишили зрения.

Господи, вселяющий в нас страх, избави нас от греха. Господи милостивый, отверзи нам очи к пути спасения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ АННА НОВГОРОДСКАЯ

Свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская (до Кре­ще­ния Ин­ги­гер­да) бы­ла стар­шей до­че­рью швед­ско­го ко­ро­ля свя­то­го Оло­фа Шет­ко­нун­га (994–1022 г.), про­зван­но­го «все­хри­сти­ан­ней­шим ко­ро­лем». В 1008 г. ко­роль, его се­мья и дру­жи­на при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Ин­ги­гер­да по­лу­чи­ла ис­клю­чи­тель­ное для жен­щи­ны то­го вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ние: изу­чи­ла Свя­щен­ное Пи­са­ние, ли­те­ра­ту­ру, ис­то­рию. Она бы­ла ис­тин­ной до­че­рью Скан­ди­на­вии эпо­хи ви­кин­гов и по­то­му с ран­них лет поль­зо­ва­лась боль­шой сво­бо­дой, участ­во­ва­ла в об­ще­ствен­ной жиз­ни сво­ей ро­ди­ны, пу­те­ше­ство­ва­ла, при­ни­ма­ла го­стей, хо­ро­шо вла­де­ла ору­жи­ем. Ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки осо­бо от­ме­ча­ют ее ум, сме­лость, боль­шое вли­я­ние на окру­жа­ю­щих.

В 1017 г. Ин­ги­гер­да по во­ле от­ца вы­шла за­муж за то­го, «кто был до­сто­ин его друж­бы» – ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Яро­сла­ва Муд­ро­го (1019–1054). В ка­че­стве при­да­но­го она при­нес­ла Рус­ской зем­ле го­род Аль­дей­га­борг (Ста­рая Ла­до­га). Пра­во­сла­вие Ин­ги­гер­да при­ня­ла с име­нем Ири­на. Став ве­ли­кой кня­ги­ней, она все си­лы ду­ши и серд­ца, все бла­го­дат­ные да­ры свои от­да­ла но­вой ро­дине, бу­дучи вер­ной по­мощ­ни­цей и со­вет­чи­цей му­жа в его де­лах. Од­на­жды, ко­гда воз­му­ти­лась на­ем­ная нор­веж­ская стра­жа и про­си­ла ве­ли­кую кня­ги­ню быть по­сред­ни­цей меж­ду ни­ми и Яро­сла­вом, она со­гла­си­лась, но пре­ду­пре­ди­ла, что бу­дет за­щи­щать ин­те­ре­сы му­жа. Ко­гда про­тив ве­ли­ко­го кня­зя вы­сту­пил с ра­тью его брат Мсти­слав Тму­то­ра­кан­ский, Ири­на пред­ло­жи­ла ре­шить спор во­ен­ным по­един­ком с ней, но Мсти­слав от­ве­тил, что с жен­щи­на­ми он бо­роть­ся не при­вык – и усту­пил бра­ту.

Боль­шое вли­я­ние ока­за­ла Ири­на на доб­рые от­но­ше­ния с се­вер­ны­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. Она при­юти­ла в Ки­е­ве из­гнан­ных сы­но­вей ан­глий­ско­го ко­ро­ля Эд­мун­да, Эдви­на и Эду­ар­да, а так­же прин­ца Маг­ну­са Нор­веж­ско­го. Он не вер­нул­ся на ро­ди­ну до тех пор, по­ка ве­ли­кая кня­ги­ня не убе­ди­лась, что нор­веж­цы от­да­дут ему от­чий пре­стол и его пра­ва бу­дут ува­жать. Рус­ское го­су­дар­ство в то вре­мя иг­ра­ло зна­чи­тель­ную роль в жиз­ни Ев­ро­пы, его ав­то­ри­тет и вли­я­ние бы­ли как ни­ко­гда вы­со­ки – и в этом нема­лая за­слу­га ве­ли­кой кня­ги­ни.

Вре­мя кня­же­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го и Ири­ны – пе­ри­од выс­ше­го подъ­ема Ки­ев­ской Ру­си. Яро­слав за­мыс­лил устро­ить столь­ный Ки­ев как «град Бо­жий» – зем­ное от­ра­же­ние Небес­но­го Иеру­са­ли­ма (Откр.2:10). Цен­тром Ки­е­ва стал храм Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Вход в град Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей осу­ществ­лял­ся через Зо­ло­тые Во­ро­та, над ко­то­ры­ми был воз­двиг­нут храм Бла­го­ве­ще­ния. Недав­ние языч­ни­ки глу­бо­ко по­чи­та­ли Пре­свя­тую Де­ву как Храм Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. По­это­му хра­мо­вым празд­ни­ком в Ки­ев­ском со­бо­ре свя­той Со­фии стал день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

В 1046 г. гре­че­ская ца­рев­на Ан­на, вы­хо­дя за­муж за сы­на Яро­сла­ва и Ири­ны Все­во­ло­да, при­нес­ла в Ки­ев чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии (Пу­те­во­ди­тель­ни­цы) – бла­го­сло­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Рус­ско­му го­су­дар­ству. Ду­хов­ное зна­че­ние это­го об­ра­за для хри­сти­ан­ской Ру­си вы­ра­жа­ют сло­ва ака­фи­ста Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це: «Ра­дуй­ся, Цар­ствия неру­ши­мая сте­но!» Эта ико­на по­лу­чи­ла впо­след­ствии имя «Смо­лен­ской».

В 1051 г. при­шел в Ки­ев с Афо­на пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ский – ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Через него Бо­жия Ма­терь бла­го­сло­ви­ла Ки­ев как Свой тре­тий Все­лен­ский Жре­бий.

Яро­слав Муд­рый стре­мил­ся сде­лать Русь ор­га­нич­ной ча­стью все­лен­ско­го хри­сти­ан­ства. Хра­мы стро­и­лись по всей Рус­ской зем­ле. Гре­че­ские пев­цы на­учи­ли рус­ских пра­во­слав­но­му цер­ков­но­му пе­нию. При Яро­сла­ве был со­став­лен пер­вый на Ру­си свод за­ко­нов «Рус­ская Прав­да», по­яви­лась «Корм­чая» – пе­ре­вод ви­зан­тий­ско­го Но­мо­ка­но­на. Яро­слав со­брал кни­ги и ру­ко­пи­си, ко­то­рые пе­ре­во­ди­лись с гре­че­ско­го на сла­вян­ский. Для рас­про­стра­не­ния гра­мот­но­сти он по­ве­лел ду­хо­вен­ству обу­чать де­тей, а в Нов­го­ро­де устро­ил учи­ли­ще.

В крат­чай­ший срок ки­ев­ские книж­ни­ки осво­и­ли гро­мад­ные ли­те­ра­тур­ные бо­гат­ства Ви­зан­тии. Столь же стре­ми­тель­но про­ис­хо­ди­ло усво­е­ние об­раз­цов ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства – ар­хи­тек­ту­ры, жи­во­пи­си.

Не ме­нее важ­ным для судь­бы Ру­си ста­ло вхож­де­ние в Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское на­след­ство. «Ле­тит бо ныне сло­вень­ско пле­мя», – так про­ро­че­ски ука­зал свя­той Ки­рилл рост зна­че­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Из Бол­га­рии, имев­шей бо­га­тей­шую хри­сти­ан­скую ли­те­ра­ту­ру, Русь по­лу­чи­ла огром­ное ко­ли­че­ство книг, а глав­ное – бо­го­слу­жеб­ные кни­ги на близ­ком и по­нят­ном язы­ке.

Ве­ли­ко­му кня­зю ча­сто при­хо­ди­лось бы­вать в да­ле­ких по­хо­дах и по­езд­ках, во вре­мя ко­то­рых Ири­на оста­ва­лась в Ки­е­ве, управ­ляя де­ла­ми.

Уже при жиз­ни Ири­на про­сла­ви­лась сво­ей доб­ро­де­те­лью и бла­го­че­сти­ем. Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский († 1053 г., па­мять 21 ок­тяб­ря) в сво­ем зна­ме­ни­том «Сло­ве о за­коне и бла­го­да­ти» пи­шет, об­ра­ща­ясь к уже по­кой­но­му свя­то­му Вла­ди­ми­ру († 1015г., па­мять 15 июля) – кре­сти­те­лю Ру­си: «Взгля­ни на сно­ху твою Ири­ну, взгля­ни на вну­ков и пра­вну­ков тво­их, как они жи­вут, как Бог их хра­нит, как они со­блю­да­ют ве­ру, ко­то­рую ты им за­ве­щал, как они вос­хва­ля­ют Имя Хри­сто­во!»

Ири­на ста­ла ма­те­рью се­ме­рых сы­но­вей и трех до­че­рей. Осо­бен­но из­вест­ны ее сы­но­вья: свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир Нов­го­род­ский († 1042 г., па­мять 4 ок­тяб­ря), ве­ли­кий князь Изя­с­лав Ки­ев­ский, Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский, Все­во­лод Пе­ре­я­с­лав­ский (отец Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха).

До­че­ри Ири­ны, как и их отец, мать и бра­тья вос­пи­ты­ва­лись в ат­мо­сфе­ре «книж­но­сти». Ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что Яро­слав «на­се­ях книж­ны­ми сло­ве­сы» серд­ца близ­ких ему лю­дей. Ве­ли­кая кня­ги­ня на­учи­ла де­тей род­но­му язы­ку, и они пре­крас­но по­ни­ма­ли скан­ди­нав­ские са­ги, ко­то­рые рас­пе­ва­ли при дво­ре кня­зя ва­ряж­ские во­и­ны. До­че­ри Ири­ны и Яро­сла­ва ста­ли ко­роле­ва­ми: Ан­на – фран­цуз­ской, Ма­рия – вен­гер­ской, Ели­за­ве­та – нор­веж­ской. Из­вест­но, что ве­ли­кая кня­ги­ня ос­но­ва­ла в Ки­е­ве мо­на­стырь во имя сво­ей по­кро­ви­тель­ни­цы – свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны и, по обы­чаю то­го вре­ме­ни, долж­на бы­ла не толь­ко за­бо­тить­ся о нем, но и управ­лять им. В 1045 го­ду она на­пра­ви­лась в Нов­го­род к сы­ну Вла­ди­ми­ру на за­клад­ку со­бо­ра во имя Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В Нов­го­ро­де ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­на. Это был пер­вый по­стриг в ве­ли­ко­кня­же­ском до­ме; с него на­ча­лась тра­ди­ция по­стри­же­ния рус­ских кня­зей и кня­гинь по­сле ис­пол­не­ния ими дол­га пра­ви­те­лей на­ро­да. Здесь же, в Нов­го­ро­де, свя­тая кня­ги­ня Ан­на скон­ча­лась 10 (23) фев­ра­ля 1051 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в Со­фий­ском со­бо­ре. Вско­ре ря­дом с ней упо­ко­и­лось и те­ло ее сы­на – Нов­го­род­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

По­чи­та­ние свя­той Ан­ны и сы­на ее свя­то­го Вла­ди­ми­ра бы­ло уста­нов­ле­но по­сле зна­ме­ния, быв­ше­го Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу свя­ти­те­лю Ев­фи­мию († 1458 г., па­мять 11 (24) мар­та) в 1439 го­ду. В свя­зи с этим зна­ме­ни­ем бы­ла уста­нов­ле­на со­бор­ная па­мять Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, по­гре­бен­ных в со­бо­ре Свя­той Со­фии.

Пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская по­ло­жи­ла на­ча­ло со­еди­не­нию двух пу­тей свя­то­сти – свя­тых бла­го­вер­ных кня­гинь (ца­риц) и пре­по­доб­ных, т.е. де­я­тель­но­го слу­же­ния ми­ру и мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, мо­на­ше­ско­го по­дви­га.

Древ­не­рус­ский се­мей­ный быт был ос­но­ван на стро­гом бла­го­че­стии, ис­пол­не­нии еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, Псал­ти­ри, жи­тий свя­тых, хож­де­нии в храм. Се­мья – это преж­де все­го до­маш­няя цер­ковь. Ду­хов­ным иде­а­лом ве­ру­ю­щих рус­ских лю­дей был об­раз мо­на­ха-по­движ­ни­ка. И мно­гие рус­ские лю­ди же­ла­ли мо­на­ше­ства, как увен­ча­ния жиз­нен­но­го пу­ти.

Бла­го­вер­ные кня­ги­ни Ру­си, ов­до­вев, не вы­хо­ди­ли за­муж во вто­рой раз, хо­тя Цер­ковь не за­пре­ща­ла вто­рой брак. Мо­на­ше­ский по­стриг – об­ру­че­ние Небес­но­му Же­ни­ху – стал пу­тем, ко­то­рый наи­бо­лее со­от­вет­ство­вал иде­а­лу жиз­ни вдо­вы. По­это­му по­стриг вдов в кня­же­ской и бо­яр­ской сре­де стал по­чти пра­ви­лом. Цер­ковь укра­ша­ла мо­на­ше­ским чи­ном за­вер­шен­ный по­двиг су­пру­же­ской жиз­ни. Рус­ско­му на­ро­ду кня­ги­ни-ино­ки­ни яв­ля­ли при­мер до­стой­но­го за­вер­ше­ния еди­но­бра­чия.

Осо­бен­ность пу­ти пре­по­доб­ной Ан­ны рас­кры­ва­ет­ся в ее про­ис­хож­де­нии. Дочь ино­го на­ро­да тру­дит­ся над со­зи­да­ни­ем Свя­той Ру­си, вста­ет вме­сте со свя­той Оль­гой в ос­но­ва­нии ле­стви­цы рус­ской жен­ской свя­то­сти. Пре­по­доб­ная Ан­на усво­я­ет чу­жих как сво­их, не де­лая раз­ли­чия, со­зи­дая един­ство ро­да че­ло­ве­че­ско­го. «Свя­той ца­ри­цей Ири­ной» на­зы­ва­ли ее в се­вер­ных стра­нах – сре­ди свя­тых жен этих на­ро­дов она воз­си­я­ла пер­вой и ста­ла небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей и мо­лит­вен­ни­цей за них. Так имя Ири­на ("мир"), по­лу­чен­ное Ин­ги­гер­дой в пра­во­сла­вии, ока­зы­ва­ет­ся глу­бо­ким вы­ра­же­ни­ем ее ду­хов­но­го де­ла­ния.

В об­ра­зе пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской мы ви­дим ис­то­ки мно­гих ос­нов­ных на­прав­ле­ний ду­хов­но­го труж­де­ния рус­ских жен­щин. По­да­ва­е­мая ею бла­го­дат­ная по­мощь осо­бен­но дей­ствен­на сей­час. В пре­по­доб­ной яр­ко про­яви­лось твор­че­ское на­ча­ло че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, и по­то­му она име­ет воз­мож­ность по­мочь в вы­бо­ре пу­ти. Вся ее жизнь бы­ла слу­же­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри, ода­рив­шей свя­тую бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми и счаст­ли­вым ма­те­рин­ством. По­это­му так мно­го зна­чит пред­ста­тель­ство пре­по­доб­ной Ан­ны пе­ред Пре­чи­стой.

Дру­гое имя, дан­ное ей при по­стри­ге – Ан­на ("бла­го­дать") – ука­зы­ва­ет на един­ствен­ную си­лу, ко­то­рая по­мо­га­ет че­ло­ве­ку до­стичь свя­то­сти – бла­го­дать Бо­жию.

В 1991 г. го­род­ской му­зей воз­вра­тил Церк­ви мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской вме­с­те с дру­гой ве­ли­чай­шей свя­ты­ней пра­во­сла­вия – чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние».

Во вре­ме­на гроз­ных опас­но­стей для сво­е­го гра­да нов­го­род­цы об­ра­ща­лись к Бо­жи­ей Ма­те­ри, взы­вая о По­мо­щи, за­щи­те, пре­кра­ще­нии меж­до­усо­бий – и по­сле об­щих мо­литв Ма­терь Гос­по­да ограж­да­ла свой воз­люб­лен­ный град от бе­ды. По­сле дол­гих де­ся­ти­ле­тий мы име­ем воз­мож­ность мо­лить­ся пред Пре­чи­стым об­ра­зом «Необо­ри­мой Сте­ны», «со­про­тив­ных опол­че­ния низ­ла­га­ю­щей».

А вме­сте с ним воз­вра­ти­лась к ча­дам сво­им Небес­ная По­кро­ви­тель­ни­ца Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да – мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской от­кры­то пре­бы­ва­ют в Нов­го­род­ском хра­ме свя­то­го апо­сто­ла Филип­па, да­руя бла­го­дат­ную по­мощь и ра­дость ду­хов­ную в на­ши смут­ные вре­ме­на.

Тропарь благоверной княгине Анне Новгородской, глас 1

От за́пада возсия́вши, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ прия́ти Правосла́вную ве́ру сподо́билася еси́,/ в не́йже плод благосла́вный Ру́сской земле́ прине́сши,/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́ла еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи;/ те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в оставле́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Кондак благоверной княгине Анне Новгородской, глас 4

Днесь в све́тлой па́мяти твое́й/ Вели́кий Но́вград весели́тся,/ созыва́я всех ве́рных све́тло пра́здновати па́мять твою́,/ и мы ны́не, духо́вно ликовству́юще,/ ра́достно сла́вим тя и мо́лим:/ свята́я благове́рная княги́не А́нно,/ предстоя́ Святе́й Тро́ице/ моли́ изба́вити Вели́кий Но́вград и всю зе́млю Ру́сскую// от вся́ких бед и обстоя́ний и всем нам спасти́ся.