23 августа день памяти Мучеников архидиакона Лаврентия, Папы Сикста, диаконов Феликиссима и Агапита, воина Романа, Римских

23.08.2022

Доброго дня!  Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., блж. Лаврентия, Христа ради юрод., Калужского, прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского и иных святых сего дня! 

 

Свт. Феофан Затворник:

Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика.

 

2 Кор. 2, 14-3, З:

Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:

для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Глава 3

Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;

вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

 

Мф. 23, 23-28:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

 

Из Охридского Пролога за 10 августа

Рассуждение:

Как можно победить вражду наших противников? Уступками им, кротостью и молитвой. Уступать им следует во всем, кроме веры; кротость же и молитва должны в нас пребывать неизменно. Святой Амвросий пишет: «Вот оружие праведников: уступая, они побеждают – подобно тому как искусные стрелки, убегая от сильнейшего, [внезапно] поражают его». Некий брат, потерпев обиду от своего друга, но все-таки желая мира с ним, пошел к нему, чтобы примириться. Однако друг не захотел даже открыть дверь, но, всячески понося его изнутри, прогнал его со своего порога. Брат посетовал на это духовнику, и тот ему сказал: «Идя к другу на примирение, ты всю дорогу осуждал его в мыслях, а себя оправдывал. Советую тебе, хоть и согрешил против тебя друг, утвердиться в мыслях о себе, будто ты согрешил против него. Так и иди к нему: его в мыслях оправдывай, а себя осуждай». Брат так и поступил. И что же произошло? Не успел брат подойти к дому своего друга, как тот распахнул дверь настежь, подбежал и обнял оскорбленного брата – и помирился с ним.

Проповедь об изнеможении грешников

Притеснители народа моего – дети,

и женщины господствуют над ним.

Ис. 3:12

Прекрасно и премудро всё, что́ от Бога. Всякая Божия тварь покорно идет по тому пути, который назначил ей Бог. И звезды движутся, и животные живут, и воздушные потоки обращаются по установленному Богом порядку. И лишь человек, самое разумное творение, нередко впадает в безумие, уклоняясь с пути Божия и измышляя новые дороги – по прихотям своим. Посему может случиться, что вождями вместо старцев станут дети и вместо мужчин придут к власти женщины. Но когда правят дети, властвует насилие; и когда господствуют женщины, обычно царит сумятица. Если же это попускается Богом – ибо не бывает сие без греха народа и без Божия дозволения, – то народ пребывает под карой за грехи свои; точно так же [бывает это] когда вспыхивает война либо враг покоряет землю, ведь любое насилие – [это] война и любой хаос – наказание за грех.

Впрочем, как насилие и хаос могут возобладать в народе, так способны они воцариться и в душе отдельного человека. Незрелые и неблагочестивые помыслы знаменуют собой детей, а женщины суть символ плотских, чувственных мудрований. Если скороспелые и богопротивные помыслы одерживают верх, то совершают они насилие над человеком, влача его из одного зла в другое, – будто суд сей вершат дети; а если плотские понятия преобладают над духовной, самоотверженной [в серб, букв.: мужественной. – Ред.] мудростью, которая от Бога, то, подобно злой жене, добиваются они власти над человеком. Под женщинами же пророк подразумевает не только собственно женщин, но и мужчин с женскими немощами.

Дабы не овладели человеком или народом детское неразумие и женское своенравие, нужно строго держаться закона Божия, предписанного Богом для людей, – подобно тому как и все бессловесные создания блюдут сей закон, данный им от Бога.

О Господи, Творец и Законодатель наш, просвети нас и укрепи. Просвети нас благодатью Духа, дабы присно знали мы закон Твой, и укрепи нас силой Духа, дабы мы неизменно его хранили. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.   

 

 МУЧЕНИКИ АРХИДИАКОН ЛАВРЕНТИЙ, ПАПА СИКСТ, ДИАКОНЫ ФЕЛИКИССИМ И АГАПИТ, ВОИН РОМАН, РИМСКИЕ

Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане (253-259). Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана (253-257, память 2 августа). Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом († 6 августа 258 г.). Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".

После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову († 9 августа). Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.

Тропарь священномученику Лаврентию Римскому, архидиакону, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Лавре́нтий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Лаврентий подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак священномученику Лаврентию Римскому, архидиакону, глас 2

Огне́м Боже́ственным распали́в се́рдце твое́,/ огнь страсте́й до конца́ испепели́л еси́,/ страда́льцев утвержде́ние, Богоно́се му́чениче Лавре́нтие,/ и в страда́ниих вопия́л еси́ ве́рно:// ничто́же мя разлучи́т любве́ Христо́вы.

Перевод: Огнем Божественным воспламенив сердце свое, ты до конца испепелил огонь страстей, исповедников веры сила, Богоносный мученик Лаврентий, и в страданиях ты взывал с верой: «Ничто не разлучит меня от любви Христовой» (Рим.8:39).

Молитва священномученику Лаврентию Римскому, архидиакону

О, пресвяты́й и преди́вный страстоте́рпче Христо́в, архидиа́коне Лавре́нтие! Восхваля́юще ве́ру и страда́ния твоя́, почита́ем побе́ду и венцено́сное прохожде́ние твое́ горя́щее у́глие от тьмы ве́ка сего́ ко све́ту невече́рнему Престо́ла Вели́чествия Бо́жия. Тем же у́бо мо́лим тя: я́коже дре́вле притека́вшия с ве́рою к покро́ву твоему́ чудесы́ твои́ми утверди́л еси́, та́ко да прии́меши и нас под покро́в твой, и в боле́зни и в печа́лех на́ших засту́пник нам да бу́деши и я́коже от слепоты́ теле́сных оче́с Крискентиа́на преложе́нием рук исцели́л еси́, та́ко да исцели́ши предста́тельством твои́м у Престо́ла Бо́жия и на́шу душе́вную слепоту́. При́зри на разслабле́ние на́ше теле́сное и душе́вное, и укрепи́ нас бо́дренностию проти́ву враг на́ших ви́димых и неви́димых, удруча́ющих нас напа́стьми, да твое́ю по́мощию путь маловре́менныя жи́зни сея́ преше́дше, непобежде́ни от бед и скорбе́й и вся́каго лю́таго обстоя́ния, дости́гнем непресту́пныя сла́вы вели́чествия Бо́жия, иде́же предстоя́, мо́лишися со дерзнове́нием за лю́ди прибега́ющия с ве́рою к тебе́ и воспева́ющия ди́внаго во святы́х Бо́га Изра́илева во ве́ки веко́в. Ами́нь.