Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями, на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующие не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий - будто теперь ночь.
Деян.2:22–36.
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим.
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Ин.1:35–51.
На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: Учитель, – где живешь?
Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Преподобномученики Пантократорской обители[1] в Дау-Пендели пострадали в день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное — «неусыпаемое» — богослужение.
Среди рабочих, трудившихся в монастыре, нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.
Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.
Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря — теперь он стал женским — и множество паломников.
Примечание
[1] Память преподобномучеников священной обители Пантократора включена в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 13 апреля 2018 года.