Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Корсунская", архистратигов Михаила и Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Иакова Алфеева, прав. Авраама, праотца и плем. его Лота, прп. Севастиана Карагандинского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.
Лк. 5, 27-32:
После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
1 Кор., 164 зач., XV, 58:
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Из Охридского Пролога за 9 октября
Рассуждение:
Как Бог наказывает и милует, это со всей ясностью видно из жизни последних сербских деспотов, в период турецкого завоевания сербских земель. Не самовластно и не самовольно пришли турки на Балканы и поработили христианские народы – греков, болгар и сербов, а по Божию попущению, как некогда и Навуходоносор не собственными силами, а с Божия дозволения покорил Иерусалим и увел евреев в рабство. За грехи сербских князей и вельмож жестоко пострадал сербский народ, но еще более ужасные муки и скорби претерпели сами князья и вельможи. Деспот Джюрадж умер в изгнании; его сыновья Гргур и Стеван были ослеплены турками; его дочь, вопреки своей воле, должна была стать женой султана; его средний сын восстал против своей матери Е́рины и брата Гргура и силой занял зашатавшийся престол в Сме́дереве, но скоропостижно умер. Слепому Стевану, едва стал он деспотом, пришлось бежать в Албанию, а затем в Италию; на чужбине и скончался он как несчастный изгнанник. Всё это – Божие наказание. А где милость? Бог прославил вечной славой и сего Стевана, и его супругу Ангелину, и их сыновей, Максима и Иоанна. Спустя 8 лет после погребения тело Стевана было откопано и найдено целым и исполненным благоухания. И многие чудеса совершились от этих его святых мощей. Точно так же, при содействии Божией благодати, прославились святостью и его супруга и сыновья.
Проповедь о том, что только безумные отрицают [бытие] Бога
Рече безумен в сердце своем: несть Бог.
Растлеша и омерзишася в начинаниях.
Пс. 13:1
Ум – кормчий всего человеческого существа. Он дает советы, он убеждает, он руководит. И душа, и тело сообразуются с умом. Если ум прав пред Богом, то прав и весь человек. Если же ум не прав пред Богом, то не прав и весь человек. Если кто-то только помыслит, что якобы нет Бога, то это немедленно проявляется в его делах. Сперва возникает худой помысел, а за ним тотчас следуют и злые дела. Видите ли, как хорошо вдохновенный пророк знает природу человека? Сначала указывает он на причину, а затем приводит следствия. От злых помыслов неминуемо происходят злые дела. Посему, братья, не верьте тому, кто говорит: я не верю в Бога, но делаю добро. Прежде всего, тот, кто не верит в Бога, не знает, что такое добро, и не способен отличить добро от зла. Неверием в Бога человек отсекает себя от главного Блага и Источника всяческих благ. Далее, посмотрите внимательно – и вы увидите, что дела безбожников гнилы и мерзки: гнилы, так как злы они, ничтожны и тленны; мерзки, так как противоборствуют воле живого Бога. Безбожник не способен даже отличать добро от зла, ибо лишь в свете закона Божия можно четко определить, что́ есть добро, а что зло. Но встречаются и такие, кто устами говорит, что верит в Бога, но дела творит гнусные и отвратительные. То есть устами признаёт он Бога, а делами отрекается. Хорошо – исповедовать Бога устами, но этого вовсе не достаточно: надобно Его еще и сердцем признавать, и делами свою веру подтверждать. А случается и такое, что человек и сердцем верует, и устами исповедует – и все-таки грешит. Причина сему – либо слабость воли, либо стрелы диавольские. Пусть такой покается, причем немедленно, – и простится ему. Ведь покаяние спасительно и для безбожника, а тем более для верующего. Пока живет человек на земле – есть у него время на покаяние. Но кто может быть уверен, что сие время не истечет уже в грядущую ночь. Посему отсрочка покаяния – это полное безумие.
О преблагий Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам покаяться, как помогаешь Ты нам дышать. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ИАКОВ АЛФЕЕВ
Святой Иаков Алфеев - апостол от 12-ти, брат святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным (память 30 ноября), проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.
Тропарь апостолу Иакову Алфееву, глас 3
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Иаков, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Кондак апостолу Иакову Алфееву, глас 2
Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго/ похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́/ и со все́ми А́нгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Твердо мудрость догматов в души благочестивых вложившего, похвалами прославим все Иакова как проповедающего Бога, ибо Престолу славы Владыки предстоя, он со всеми ангелами радуется, моля непрестанно обо всех нас.
КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.
Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.
По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).
Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.
В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где она находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.
В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.
Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.