22 октября день памяти Апостола Иакова Алфеева, Корсунской иконы Божией Матери (988, XII).

22.10.2022

Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Корсунская", архистратигов Михаила и Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Иакова Алфеева, прав. Авраама, праотца и плем. его Лота, прп. Севастиана Карагандинского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник:

"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

 

Лк. 5, 27-32:

После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

 

1 Кор., 164 зач., XV, 58:

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

 

Из Охридского Пролога за 9 октября

Рассуждение:

Как Бог наказывает и милует, это со всей ясностью видно из жизни последних сербских деспотов, в период турецкого завоевания сербских земель. Не самовластно и не самовольно пришли турки на Балканы и поработили христианские народы – греков, болгар и сербов, а по Божию попущению, как некогда и Навуходоносор не собственными силами, а с Божия дозволения покорил Иерусалим и увел евреев в рабство. За грехи сербских князей и вельмож жестоко пострадал сербский народ, но еще более ужасные муки и скорби претерпели сами князья и вельможи. Деспот Джюрадж умер в изгнании; его сыновья Гргур и Стеван были ослеплены турками; его дочь, вопреки своей воле, должна была стать женой султана; его средний сын восстал против своей матери Е́рины и брата Гргура и силой занял зашатавшийся престол в Сме́дереве, но скоропостижно умер. Слепому Стевану, едва стал он деспотом, пришлось бежать в Албанию, а затем в Италию; на чужбине и скончался он как несчастный изгнанник. Всё это – Божие наказание. А где милость? Бог прославил вечной славой и сего Стевана, и его супругу Ангелину, и их сыновей, Максима и Иоанна. Спустя 8 лет после погребения тело Стевана было откопано и найдено целым и исполненным благоухания. И многие чудеса совершились от этих его святых мощей. Точно так же, при содействии Божией благодати, прославились святостью и его супруга и сыновья.

Проповедь о том, что только безумные отрицают [бытие] Бога

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. 

Растлеша и омерзишася в начинаниях.  

Пс. 13:1

Ум – кормчий всего человеческого существа. Он дает советы, он убеждает, он руководит. И душа, и тело сообразуются с умом. Если ум прав пред Богом, то прав и весь человек. Если же ум не прав пред Богом, то не прав и весь человек. Если кто-то только помыслит, что якобы нет Бога, то это немедленно проявляется в его делах. Сперва возникает худой помысел, а за ним тотчас следуют и злые дела. Видите ли, как хорошо вдохновенный пророк знает природу человека? Сначала указывает он на причину, а затем приводит следствия. От злых помыслов неминуемо происходят злые дела. Посему, братья, не верьте тому, кто говорит: я не верю в Бога, но делаю добро. Прежде всего, тот, кто не верит в Бога, не знает, что такое добро, и не способен отличить добро от зла. Неверием в Бога человек отсекает себя от главного Блага и Источника всяческих благ. Далее, посмотрите внимательно – и вы увидите, что дела безбожников гнилы и мерзки: гнилы, так как злы они, ничтожны и тленны; мерзки, так как противоборствуют воле живого Бога. Безбожник не способен даже отличать добро от зла, ибо лишь в свете закона Божия можно четко определить, что́ есть добро, а что зло. Но встречаются и такие, кто устами говорит, что верит в Бога, но дела творит гнусные и отвратительные. То есть устами признаёт он Бога, а делами отрекается. Хорошо – исповедовать Бога устами, но этого вовсе не достаточно: надобно Его еще и сердцем признавать, и делами свою веру подтверждать. А случается и такое, что человек и сердцем верует, и устами исповедует – и все-таки грешит. Причина сему – либо слабость воли, либо стрелы диавольские. Пусть такой покается, причем немедленно, – и простится ему. Ведь покаяние спасительно и для безбожника, а тем более для верующего. Пока живет человек на земле – есть у него время на покаяние. Но кто может быть уверен, что сие время не истечет уже в грядущую ночь. Посему отсрочка покаяния – это полное безумие.

О преблагий Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам покаяться, как помогаешь Ты нам дышать. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

АПОСТОЛ ИАКОВ АЛФЕЕВ

Святой Иаков Алфеев - апостол от 12-ти, брат святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным (память 30 ноября), проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Тропарь апостолу Иакову Алфееву, глас 3

Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Иаков, моли Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.

Кондак апостолу Иакову Алфееву, глас 2

Тве́рдо му́дрости догма́ты в ду́ши благочести́вых вложи́вшаго/ похвала́ми да ублажи́м я́ко Боговеща́теля вси Иа́кова:/ Престо́лу бо сла́вы Влады́чню предстоя́/ и со все́ми А́нгелы ра́дуется,// моля́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Твердо мудрость догматов в души благочестивых вложившего, похвалами прославим все Иакова как проповедающего Бога, ибо Престолу славы Владыки предстоя, он со всеми ангелами радуется, моля непрестанно обо всех нас.

 

КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Су­ще­ству­ют два раз­ных пре­да­ния, ка­са­ю­щих­ся ис­то­рии при­не­се­ния в пре­де­лы Рос­сии Кор­сун­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Со­глас­но са­мо­му древ­не­му из них, свя­той об­раз был на­пи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой и хра­нил­ся в Ефе­се. В 988 го­ду, 9 ок­тяб­ря, спи­сок с этой ико­ны был при­не­сен из Кор­су­ни в Ки­ев свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром (па­мять 15 июля) по­сле его кре­ще­ния и по­лу­чил на­зва­ние Кор­сун­ской ико­ны. Поз­же эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Нов­го­род, а при ца­ре Иоанне Гроз­ном – в Моск­ву, в Кремлев­ский Успен­ский со­бор, где бы­ла по­ме­ще­на за пре­сто­лом и где пре­бы­ва­ет и по­ныне. За­пре­столь­ная ико­на, со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, при­над­ле­жит к чис­лу ма­ло­изу­чен­ных па­мят­ни­ков древ­ней ико­но­пи­си, а пер­вые ис­то­ри­че­ские све­де­ния о ней от­но­сят­ся к на­ча­лу XVII ве­ка. Этот об­раз по на­пи­са­нию схож с ико­на­ми ти­па «Уми­ле­ние». Свя­тая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла од­ной из пер­вых свя­тынь Успен­ско­го со­бо­ра и бо­лее ше­сти сто­ле­тий пре­бы­ва­ла в его ал­та­ре.

По дру­го­му пре­да­нию по­доб­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри был при­не­сен из Гре­ции в Рос­сию в 1162 го­ду пре­по­доб­ной Ев­фро­си­ни­ей По­лоц­кой (па­мять 23 мая).

Свя­тая Ев­фро­си­ния ос­но­ва­ла в По­лоц­ке Спас­скую оби­тель, а несколь­ко поз­же по­стро­и­ла еще од­ну цер­ковь в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда она узна­ла, что в Гре­ции есть ико­ны, на­пи­сан­ные еван­ге­ли­стом Лу­кой, то от­пра­ви­ла бо­га­тые да­ры гре­че­ско­му им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху Лу­ке Хри­зо­вер­гу, с прось­бой при­слать ико­ну. Свя­той об­раз был от­прав­лен на Русь из Ефе­са. Ико­ну вез­ли через Кор­сунь, и по прось­бе жи­те­лей это­го го­ро­да она про­бы­ла там око­ло го­да, по­лу­чив так­же на­зва­ние Кор­сун­ской. Свя­тая Ев­фро­си­ния укра­си­ла об­раз зо­ло­том, се­реб­ром и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и в 1173 г. по­ста­ви­ла его в хра­ме Бо­жи­ей Ма­те­ри. Здесь ико­на на­хо­ди­лась бо­лее 60 лет, ис­то­чая чу­дес­ные зна­ме­ния и ис­це­ле­ния.

В 1239 го­ду дочь По­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва, Па­рас­ке­ва, вы­хо­дя за­муж за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря), увез­ла эту ико­ну в го­род То­ро­пец, где она на­хо­ди­лась в Бо­го­ро­диц­ком со­бо­ре, по­чи­та­лась чу­до­твор­ной и про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми и осо­бен­но за­ступ­ле­ни­ем го­ро­да от поль­ско­го на­ше­ствия 1611 го­да.

В 1917 го­ду боль­ше­ви­ки изъ­яли чу­до­твор­ный об­раз и вы­вез­ли его в Ле­нин­град. Позд­нее он был по­ме­щен в Рус­ский му­зей г. Санкт-Пе­тер­бур­га, а во Все­х­свят­ском хра­ме г. То­роп­ца на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны.

Свя­той Кор­сун­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­вил­ся и дру­ги­ми сво­и­ми спис­ка­ми – в Иса­а­ки­ев­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га, Нежин­ском муж­ском мо­на­сты­ре, г. Усма­ни Там­бов­ской епар­хии, Пав­ло-Об­нор­ском мо­на­сты­ре Во­ло­год­ской епар­хии, Суз­даль­ском Спа­со-Ев­фи­ми­е­вом мо­на­сты­ре, Ни­же­го­род­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре и др.