Доброго дня! Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Матфия, всех Соловецких и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Горе вам, . . . что затворяете Царство Небесное человекам". Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать - взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.
2 Кор. 2, 4-15:
Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что [Зач. 171.] моя радость есть радость и для всех вас.
От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас.
Для такого довольно сего наказания от многих,
так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
И потому прошу вас оказать ему любовь.
Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.
А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,
чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.
Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом,
я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.
[Зач. 172.] Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
Мф. 23, 13-22:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Из Охридского Пролога за 9 августа
Рассуждение:
Принять чужой грех на себя – это один из видов мученичества и знак превеликой любви к ближнему. Так как следствие греха – смерть (Иак. 1, 15), то воспринимать на себя чужой грех – значит взваливать на собственную смерть еще одну [чужую]. Однако тех, кто по любви принимает чужую смерть на себя, Бог награждает воскресением. Есть много примеров того, как святые воспринимали на себя грехи своих ближних. Так, о преподобном Аммоне рассказывают следующее. Некоторый брат, впав в грех, пришел к авве Аммону и сказал ему, что из-за соделанного греха должен будет покинуть монастырь и идти в мір. Авва Аммон сказал ему, что берет этот его грех на себя, и посоветовал брату остаться в обители. Брат остался в обители, а старец Аммон начал приносить покаяние и молитвы Богу. Спустя короткое время старец получил откровение от Бога, что за его любовь к брату этот грех прощен.
Когда преподобного Макария Великого, святого Симеона, Христа ради юродивого, преподобную Феодору и некоторых других обвинили в блуде, они не оправдывались, но, приняв на себя чужой грех, подъяли за [тот] грех и тяжелое наказание, терпеливо перенося все [скорби], пока Бог не открыл их невиновность [другим] людям.
Проповедь о ничтожестве грешников пред Божиим величием
Иди в скалу и сокройся в землю
от страха Господа и от славы величия Его.
Ис. 2:10
Это горькая насмешка пророка над своим народом, над народом-идолослужителем. Народ отверг веру в единого истинного Бога и стал поклоняться истуканам из камня и глины. Что будешь делать ты, народ злой, когда явится страх Господень? Куда побежишь, когда откроется слава Его величия? Беги в камни, из которых сделал ты себе богов! Скрывайся в прахе, из которого вылепил себе изваяния! О, какая страшная усмешка проницательного пророка! Кто способен войти в скалу и укрыться там? Кто силен углубиться в прах и спрятаться там от Всевышнего?
Впрочем, оставим, братья, иудейское идолослужение, за которое евреи были вдоволь наказаны, и лучше обратим внимание на идолопоклонство среди нас, христиан. Что такое накопленное золото, если не идол?! Что такое захваченные поля, если не истукан из брения и праха?! Что такое роскошные одеяния, если не идол, изготовленный из шкуры и меха животных?! Куда скроются идолослужители нашего поколения, когда явится страх Господень и когда откроется слава Его величия? Беги в золото, золотопоклонник! Зарывайся в землю, почитатель полей и нив! Сокройся в животных шкурах и засыпь себя лисьим мехом и шелками мертвых коконов, раб кумиров!
О горькая ирония! Всё это сожжет огонь в День Господень, в оный Страшный День. И человек станет лицом к лицу с Единым Величественным и Непреходящим. Все человеческие идолы погибнут в огне прежде людей, и бессмертный Судия спросит идолослужителей: «Где ваши боги?»
Давно жил на земле Исаия, сын Амосов, пророк Божий, но его видение и поныне ужасно, и назидательно, и паки ужасно.
Тебе единому кланяемся мы, единый живой Господи. Всё прочее – мимолетный прах. Помоги, Господи, помоги, чтобы ум наш и сердце не прилеплялись к эфемерному праху и пеплу, но устремлялись к Тебе, только к Тебе, единый Живой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ МАТФИЙ
Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (Лк. 10, 1). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.
Тропарь апостолу Матфию, глас 3
Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Матфий, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.
Кондак апостолу Матфию, глас 4
Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе.
Перевод: Светозарная, как солнце, по всему миру прошедшая проповедь твоя Церковь, призванную из язычников, просвещает благодатью, чудотворец Матфий Апостол.