С седмицей 12-й по Пятидесятнице, с Успенским постом! Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. св. Неб. сил беспл., апостола Матфия, всех Соловецких святых, свт. Филарета, архиеп. Черниговского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан:
Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: "ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники". Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.
2 Кор. 5, 15-21:
А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Мк. 1, 16-22:
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Из дневника православного священника за 22 августа:
Не знаем, о чем просим.
«Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» (Ин. 6:34).
Это была настоящая молитва. В такой молитве каждый из нас нуждается ежедневно. Но те, которые просили об этом Спасителя, сами не понимали, о чем они просят. Так бывает часто и с нами. То, чего мы желаем, часто вовсе не предназначено нам Господом. Он нам готовит великий духовный дар, мы же стремимся к благам земным, вещественным. По милости Божией мы имеем Ходатая, Святаго Духа, который передает все наши просьбы, и в ответ на наши ошибочные, неразумные молитвы посылает нам не то, что мы ожидали, а нечто высшее и лучшее. Авраам искал всю свою жизнь землю, которой он не достиг. Но он получил лучшее, он достиг возрастания веры, и его мысли и желания стали искать сокровища духовного, единого истинного. То же бывает и с нами: разочарованные в своих мечтах, мы часто не получаем то, о чем просим у Бога, но нам дается за то сугубая благодать, о которой мы не имели и понятия. Следуя по тяжелому жизненному пути, мы стремимся за призраком несбыточного счастья, а Господь ведет нас, шаг за шагом, по невидимым ступеням, к единому истинному, и вечному блаженству.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ), АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ И НЕЖИНСКИЙ
Будущий святитель Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский) - родился 23 октября 1805 года в деревне Конобеевка, Шацкого уезда, Тамбовской губернии, в семье священника.
Первоначальное воспитание и образование получил в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей в 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству.
Во время учебы в Шацком духовном училище Тамбовский Преосвященный Иона (Васильевский), приняв во внимание малый рост и смирение Димитрия, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский (лат. humilis - низкий).
В 1826 году Димитрий поступил в Московскую духовную академию, где 19 августа 1829 года (по окончании академии) пострижен в монашество. Митрополит московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя - беспримерный случай в истории академии. В своих отношениях к юному иноку московский святитель проявлял отеческую заботливость и вместе с тем исключительную строгость. По принятии иноческого чина Филарет 3 февраля 1830 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня того же года - во иеромонаха.
27 января 1835 года Филарет был возведен в сан архимандрита, а 14 декабря того же года назначен ректором Московской духовной академии. 9 марта 1837 года на него возложена обязанность настоятеля Богоявленского монастыря.
В октябре 1841 года великий московский святитель Филарет назначил архимандрита Филарета на Рижскую кафедру. 21 декабря 1841 года в Казанском соборе Петербурга была совершена хиротония Филарета во епископа Рижского. В июле 1842 года он отправился в Ригу.
Владыка Филарет отличался необыкновенным трудолюбием. Достойно удивления, как в маленьком, тщедушном и болезненном на вид теле уживалось столько кипучей энергии, работоспособности. Особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия. Семь лет архиерейского служения в Риге - это семь лет скорбей и страданий, которые переносил он по своему величайшему смирению с полной благопокорностью. Условия его служения в Риге были очень трудны. В коренном населении (латышах и эстонцах) замечалась тяга к православию и самобытной культуре - богослужению и преподаванию в школах на родном языке. Святитель всемерно поддерживал их стремление. За свое пребывание в Риге он открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных, возбудил ходатайство об открытии духовного училища и приходских школ.
В 1848 году епископ Филарет перемещен на Харьковскую кафедру. В Харькове и Чернигове святитель уделял большое внимание духовному образованию юношества, устраивал семинарии, епархиальные училища, следил за учебно-воспитательным процессом, вырабатывал для учебных заведений программы преподавания, отдавая для их материального обеспечения свои печатные труды. В монастырях учреждал общежития, не оставлял без внимания храмоздания и их церковное благолепие.
В 1857 году он был возведен в сан архиепископа. 2 мая 1859 года назначен архиепископом Черниговским и Нежинским. Во время холеры 1866 года он предпринял объезд епархии, говоря: «Народ упал духом, следует его ободрить». В пути он сам заболел и 9 августа скончался в Конотопе. От Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст десятки тысяч людей, сменяя друг друга, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова, и прекратилась.
Бесценным творением его пера является «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», где, в частности, содержится история многих приходов и жития подвижников благочестия Старобельского уезда.
14 апреля 2009 года прославлен Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых Черниговской епархии.
30 ноября 2017 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении святителя Филарета Черниговского.