С седмицей 20-й по Пятидесятнице! Доброго дня! Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и незаменимых законов, управляющих миром, чтобы я грешный, раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним своим, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. «Избавительница от бед», (Ташлинская), архистратигов Михаила, Иегудиила, моего ангела хранителя и проч. св. Неб. сил беспл., прп. Пелагии, св. Пелагии девы, прп. Таисии, прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца, всех Вятских святых и иных святых сего дня. (простите за задержку, компьютер был в ремонте)
Свт. Феофан:
"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.
2 Кор., 168 зач., I, 8-11:
[Зач. 168.] Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Лк., 20 зач., V, 27-32:
После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Из Дневника православного священника за 21 октября:
Алавастровый сосуд.
«И вот женщина, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром» (Лк. 7:37).
Не храните алавастровые сосуды вашей любви и участия к ближним без употребления до самой их смерти, возлейте на них драгоценное миро сочувствия, пока они живы. Скажите им слово утешения, пока они могут слышать его, усладите жизнь их подвигами любви, пока ваша любовь может их утешать и радовать. То доброе слово, которое вы скажете о них, когда их уже не будет, скажите лучше при них. Те цветы, которыми вы хотите украсить их могилу, несите лучше теперь, чтобы оживить их земное жилище. Друзья наши часто нуждаются в сочувствии, в поддержке, не станем же отказывать им в этом теперь, пока оно им дорого, и раскроем перед ними при жизни наши алавастровые сосуды, чтобы освежить и ободрить их в час одиночества. Научимся, как та женщина, пока еще не поздно, «делать, что можем, и предварять помазывать тела их». За гробом мы уже ничем не можем помочь нашим братиям; пред открытою могилой любовь наша бессильна, и цветы наши не обдадут уже благоуханием протекшую жизнь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН, АРХИМАНДРИТ ВЯТСКИЙ
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.
В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников - остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.
Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится: "Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: "Да любите друг друга" (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, "друг друга тяготы носите" (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела". Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.
ропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4
Я́ко светоза́рная звезда́,/ возсия́л еси́ от восто́ка до за́пада,/ оста́вль бо свое́ оте́чество,/ доше́л еси́ Вя́тския страны́ и Богоспаса́емаго гра́да Хлы́нова,/ в не́мже оби́тель во сла́ву Пресвяты́я Богоро́дицы созда́в,/ и, та́мо на доброде́тель впери́вся,/ собра́л еси́ и́ночествующих мно́жество,/ и, сих наставля́я на путь спасе́ния,/ был еси́ А́нгелом собесе́дник,/ и по́стником соприча́стник, Три́фоне преподо́бне,// с ни́ми Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как лучезарная звезда, просиял ты от востока до запада, ибо оставив отечество свое, дошел ты до Вятского края и Богоспасаемого города Хлынова, в нем же обитель во славу Пресвятой Богородицы создав и там к добродетели устремившись, собрал ты множество монахов, и, их направляя на путь спасения, был собеседником ангелов и соучастником постников, Трифон преподобный, с ними Христа Бога моли о спасении душ наших.
Ин тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4
От земны́х на Небе́сная помы́слив,/ и́ноческое житие́ измла́да, преподо́бне, возлюби́в,/ и де́лом соверши́в ко Го́споду любо́вь,/ и тве́рдым умо́м Его́ Духнове́нным уче́нием озаря́я мир,/ и, возлюби́в, блаже́нне, всено́щное бде́ние/ и моли́тву непреста́нну, и наставле́ния Боже́ственнаго ра́зума,/ и́нок ста́до собра́, му́дре,/ и наста́вил еси́ ко све́ту Богоразу́мия, Три́фоне о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: От земного устремившись к Небесному, монашескую жизнь с молодости, преподобный, возлюбил, и на деле явив свою любовь ко Господу и в крепости духа Его богодухновенным учением озаряя мир, и, возлюбив, блаженный, ночное бдение и непрестанную молитву, и наставления Божественного разума, собрал стадо монашеское, премудрый, и направил к свету Богоразумия, Трифон отче наш, Христа Бога моли даровать душам нашим великую милость.
Кондак преподобному Трифону Вятскому, глас 8
Днесь в нача́ле основа́ния доброде́телем, блаже́нне,/ положи́л еси́ в души́ свое́й страх Бо́жий,/ от ю́ности взем крест свой,/ благоче́стно Христо́ви после́довал еси́,/ А́нгельским о́бразом облече́ся и бысть мона́х преди́вен,/ в доброде́телех цветя́ше, к бу́дущим Бо́гови простира́лся./ И свое́й пло́ти, я́ко врагу́, неми́лостив, о́тче, был еси́,/ терпе́нием яви́ся, блаже́нне, я́ко зла́то искуше́но в горни́ле,/ но и ны́не не забу́ди посеща́ти чад свои́х,/ помина́й нас, чту́щих пресвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благодари́в вопие́м ти:// ра́дуйся, прему́дре Три́фоне, наста́вниче мона́хом.
Перевод: В начало основания добродетелей, блаженный, положил ты в душе своей страх Божий, с юности взяв крест свой, благочестиво последовал Христу, облекся в ангельский образ и был удивительным монахом, цветущим добродетелями, устремляясь к Богу. И к своему телу, как к врагу, ты был беспощаден, отче, в терпении своем став как золото, испытанное в горниле, так и сейчас не забывай посещать чад своих, вспоминай нас, почитающих прославляемую память твою, да все благодарно взываем к тебе: «Радуйся, премудрый Трифон, наставник монахов».
Ин кондак преподобному Трифону Вятскому
Волне́ний мно́жество невла́жно преходя́,/ безпло́тныя враги́ струя́ми слез твои́х кре́пко погрузи́л еси́,/ Богому́дре Три́фоне,/ и чуде́с дар прие́м,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Сквозь многие бури сухими проходя, бесплотных врагов струями слез твоих ты с силой потопил, Богомудрый Трифон, и чудес дар приняв, моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Трифону Вятскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче на́ш Три́фоне! Земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, свети́льниче пресве́тлый, страну́ Вя́тскую озаря́яй чудесы́, гра́ду на́шему стено́ и утвержде́ние, бе́дствующым кре́пкий помо́щниче, оби́тели твоея́ до́брый храни́телю, при́сный о на́с к Бо́гу моли́твенниче и те́плый о душа́х на́ших хода́таю! Тебе́, уго́дниче Бо́жий, неистощи́мое от Всеблага́го Влады́ки благода́ти и даро́в даде́ся сокро́вище, е́же цели́ти неду́ги теле́сныя и отгоня́ти стра́сти душе́вныя и от все́х зо́л избавля́ти с ве́рою и́мя твое́ призыва́ющих. К тебе́ у́бо прибега́ем и тебе́ припа́дающе мо́лимся: не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́ и твоея́ прося́щих по́мощи, изба́ви на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, зави́стно на ны́ возстаю́щих и я́ростию зверскою поглоти́ти хотя́щих, изми́ на́с неви́димым предста́тельством твои́м от смуще́ния и бу́ри и тмочисленных скорбе́й на́ших, за грехи́ на́ша на́м прибыва́ющих. О, преди́вный и богоно́сный о́тче на́ш Три́фоне! Ско́ро потщи́ся на по́мощь на́шу. Вознеси́ благомо́щную моли́тву твою́ ко Го́споду си́л: стра́ждущую страну́ Росси́йскую от лю́тых безбо́жник и вла́сти и́х Госпо́дь да свободи́т, и да возста́вит престо́л правосла́вных прави́телей; ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли де́нь и но́щь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный во́пль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т на́ш, да потреби́т Госпо́дь от земли́ на́шея вся́ неи́стовыя крамолы́, и утверди́т в не́й безмяте́жие, ми́р и благоче́стие, да сохрани́т оби́тель твою́ святу́ю, гра́д на́ш и вся́ гра́ды и ве́си страны́ на́шея от гла́да и губи́тельства, от мяте́жа и нестрое́ния, от запале́ния и бу́ри, от нападе́ний вра́жиих и от тлетво́рных ве́тр и от вся́каго зла́. Уми́лостиви о на́с благоприя́тными моли́твами твои́ми Христа́ Бо́га на́шего, е́же изба́витися на́м от гре́х на́ших и наве́тов вра́жиих, я́ко да заступле́нием твои́м и по́мощию в ми́ре и тишине́ богоуго́дне зде́ на земли́ поживе́м, и в бу́дущем ве́це да сподо́бимся ча́сти святы́х Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет и че́сть и поклоне́ние, ны́не и во вся́ ве́ки. Ами́нь.
Величание преподобному Трифону Вятскому
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Три́фоне, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.
"ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА ОТ БЕД" (ТАШЛИНСКАЯ)
Ташлинская икона «Избавительница от бед» — икона Пресвятой Богородицы, прославившаяся в селе Ташлы в Ставропольском районе Самарской области (ныне) в октябре 1917 года. Здесь, в маленькой деревушке, в годину испытаний, явила Пресвятая Богородица Свою икону.
Свидетельство об истории явления иконы со слов жительницы села Мусорка Ф.Д. Атякшевой было заверено в 1981 году архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычевым).
Уроженке села Ташла девице Екатерине Никаноровне Чугуновой, 1885 года рождения, глубоко верующей и благочестивой, трижды снилась Пресвятая Богородица, которая строго наказывала отыскать Ее икону в месте, которое она укажет — в земле, в овраге, близ этого села. Этот сон смущал Екатерину и не давал ей покоя.
Екатерина проживала с Атякшевой Феодосией Давидовной в отдельном домике, как в келье, в селе Мусорки. В силу привычки, девица продолжала посещать храм в своем родном селе Ташлы. Увидев сон в третий раз, она рассказала о нем Феодосии и отправилась в храм. Это было 8 октября 1917 года.
Путь ее пролегал мимо оврага, над которым Екатерина явственно увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием. Когда ангелы опустились на дно оврага, видение исчезло. Пораженная увиденным, девица упала в обморок. Очнувшись, она пошла к своим родственникам, жившим неподалеку, и поведала о своем видении.
Они сообщили, что люди нередко слышат возле этого оврага церковное пение. Когда Екатерина отправилась к оврагу вместе с Феодосией, видение повторилось. Собрались люди. В том месте внизу оврага, показанном Екатериной, начали осторожно копать и наконец увидели небольшую икону Божией Матери, лежащую ликом вверх.
Пригласили священника, отца Василия (Крылова). С благоговением извлекли образ из земли — тут же на этом месте забил родник. Икона «Избавительница от бед», как ее позднее нарекли, торжественно крестным ходом была препровождена в церковь Святой Троицы в Ташле, 1775 года постройки.
Образ поместили на аналой и отслужили молебен. Храм был открыт всю ночь для доступа к иконе. В день обретения произошло несколько исцелений. Исцелилась местная жительница Анна Торпова, болевшая 32 года. Весть о новоявленной иконе распространилась очень быстро, и люди шли к чудотворной иконе со всех близлежащих сел.
Пресвятая Богородица щедро подавала помощь всем, с верой к Ней притекающим. 10 октября после литургии состоялся крестный ход с иконой на место ее явления, где был отслужен молебен. Многочисленные исцеления от иконы и источника стали привлекать паломников.
Над источником оборудовали колодец и возвели часовню. В ночь на 11 / 23 декабря 1917 года Ташлинская икона «Избавительница от бед» исчезла из запертого храма. Узнав об этом, Екатерина Чугунова впала в отчаяние и в сопровождении Феодосии отправилась на место обретения образа, на источник.
Как только они увидели часовню, Екатерину посетило новое видение сияющей иконы над часовней. Часовню открыли и обнаружили образ плавающим в полынье колодца ликом вверх. Настоятель Троицкого храма Димитрий (Митейкин), отсутствовавший во время обретения иконы, с недоверием отнесся к факту ее чудесного явления. И получил подтверждение.
После благодарственного молебна и покаянной молитвы образ вновь перенесли в храм. В неурожайные 20-е годы ХХ века во время постигшей область засухи колодец Божией Матери был чуть ли ни единственным источником воды в Ташле. В советское время его пытались засыпать мусором, но он не иссяк. Жители села вновь и вновь его расчищали.
После закрытия Троицкого храма, в котором устроили зернохранилище, Ташлинская икона «Избавительница от бед» сохранялась у сельчанки Евдокии Андриной. Богослужения в Троицком храме были возобновлены в 1947 году. Чудотворный образ Андрина передала в храм.
Ташлинская икона «Избавительница от бед» была помещена в центральной части на аналое, а в 1960 году была перенесена на преграду левого клироса, где пребывает и поныне. На месте обретения образа оборудован новый колодец. Засыпанный родник, который во времена атеизма пытались уничтожить, не погиб, а пробился рядом, в нескольких шагах от прежнего.
Были построены купели, а в 2005 году на возвышенности вблизи оврага возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Поражает изуверство, с которым во времена мракобесия уничтожались святые места, попирались святыни. Возле чудотворного источника был устроен скотный двор, и родник завалили навозом.
Ташлинская икона «Избавительница от бед», вероятнее всего, представляет собой список иконы Божией Матери «Избавительница» из Новоафонского монастыря. Но, учитывая ее чудесное явление, сказать с точностью не представляется возможным. Можно только предполагать.
Об этом говорят особенности живописи и деталей. Сходны расположение в среднике фигур Богоматери и Богомладенца; наличие фигурной рамы; декорирование внутренних углов иконы; присутствие цветка у правого плеча Богородицы, хотя на Ташлинской иконе он восьмилепестковый, а на новоафонской — десятилепестковый; и некоторые другие детали.
Вместе с тем Ташлинская икона «Избавительница от бед» имеет ряд отличительных от новоафонского образа черт: декорация внутренних верхних углов у Ташлинской иконы несколько условна в отличие от обильных завитков первообраза; взгляд Богородицы устремлен на молящегося, а не отведен в сторону; горловина Ее платья лишена декора; ножки Богомладенца упираются в край иконы; на нижнем крае надпись «Избавительница».
Ташлинская икона «Избавительница от бед» небольших размеров — 9,3 х 11,2 см. В 2003 году к тыльной стороне иконы приделана серебряная пластина с текстом о двух явлениях образа и тропаря. Для иконы было изготовлено несколько окладов. Первоначальный, созданный вскоре после революции, утрачен. Два других 40-50 и 60-х годов сохраняются в ризнице.
В настоящее время Ташлинская икона «Избавительница от бед» украшена красивым окладом, изготовленным в 2003 году, в виде двух восьмиконечных звезд из серебра и золота с полудрагоценными камнями и вмонтирована в центр натянутого на доску (140 х 93 см) холста с изображением двух ангелов, поддерживающих ее звездообразный оклад, как это видела Чугунова.
Пред Ташлинской иконой «Избавительница от бед» молятся во всех тяжких обстоятельствах, просят о помощи и исцелении от болезней телесных и душевных, молятся за семью и детей.