21 октября день памяти Преподобной Пелагии Антиохийской

21.10.2022

Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Пелагии, св. Пелагии девы, прп. Трифона, архим. Вятского, чуд., Вятских и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник: 

С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства.

 

Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4:

Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,

и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога,

потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него

таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,

то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

 

Лк. 7, 31-35:

Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

И оправдана премудрость всеми чадами ее.

 

Из Охридского Пролога за 8 октября

Рассуждение:

О, если бы мы [хотя бы] столько труда вложили в заботу о своей душе, сколько вкладываем в попечение о плоти! О, если бы получили мы волю украшаться добродетелями пред Богом и Божиими пресветлыми Ангелами, как прихорашиваемся мы суетной и мимолетной внешней пестротой! Пелагия и Таисия сперва хлопотали только о теле, тогда как их души были подобны рабыням в темнице этих тел. Обе они были украшены только суетой, одеты в суету, наряжены в суету, окружены суетой, обольщаемы суетой. Но какая стремительная перемена! Какой божественный переворот в их жизни! Он более удивителен, нежели когда дикая яблоня, будучи привита, начнет приносить сладкие плоды или когда мутная и смрадная лужа каким-то образом станет прозрачной и чистой и вода в ней сделается пригодной для питья. Когда епископ Нонн вкупе с прочими епископами впервые увидел грешницу Пелагию во всем ее наружном блеске, облеченную в самые изысканные одежды, размалеванную, увешанную кольцами, ожерельями и разными побрякушками, пропитанную благовониями и ароматами и окруженную рабами, – когда епископ Нонн ее такой увидел, то заплакал и сказал своим друзьям: «Воистину многому научился я от этой женщины. Ее Господь поставит на Своем Страшном Суде и ею нас укорит. Ведь как вы думаете: сколько часов сия женщина провела в своей комнате, омывая себя, наряжаясь, украшаясь, смотрясь в зеркало, и всё это – для чего? Для того только, чтобы явиться пред людьми как можно более красивой. А мы, имеющие бессмертного Жениха на небесах, не стараемся украсить наши окаянные души, не спешим омыть их слезами покаяния и облечь в лепоту добродетелей, дабы явить их как можно более прекрасными пред очами Божиими!»

Проповедь о том, что у врага в конце концов не останется оружия

Врагу оскудеша оружия в конец, и грады

разрушил еси, погибе память его с шумом.

Пс.9:7

Враг рода человеческого, палач [букв.: кровник. – Ред.] людской и человекоубийца от начала, употребил против человека все виды оружия и все хитросплетенные ковы. Присуще ему день и ночь выдумывать новые орудия [погибели] и строить новые козни, лишь бы только хоть кого-нибудь погубить. Ходит он, как голодный рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8); подобно ядовитой змее, таится и ждет своей добычи; точно паук, расставляет свои сети – чтобы только схватить какую-нибудь человеческую душу и низринуть ее в свое смрадное царство. Языческие народы суть подобие его градов. До Христова пришествия он господствовал в них спокойно и безраздельно. Идолослужение было служением ему, таковыми же являлись гадание и ворожба. Защищал он и [всячески] поощрял любую разнузданность и безнравственность жизни среди людей; человеческие жертвоприношения, огонь страстей, раздоры, войны, преступления – всё это доставляло ему удовольствие. Но в конец не стало у него оружия, разрушились его грады, память о нем погибла с шумом. Конец сей, о котором упоминает пророк, – это пришествие Владыки Христа в мір. Господь явил Свою силу над диаволом, одолев его искушения на горе́; явил Свою власть, изгоняя бесов из людей и повелевая им идти туда или сюда; явил Он – Своими страданиями и воскресением – и Свое непобедимое владычество над грехом и смертью. И что́, вероятно, важнее всего – разрушил он ад и разметал силу демонскую. Не захотел он истребить бесов, но ниспроверг и разогнал их и переломал им [всё их] оружие. Разгромил Он и рассеял их, как евреев, и даже еще страшнее, чем евреев. Освободил он народы от их гнета, а что самое главное – дал людям власть над бесами, дабы Его именем могли они их от себя отгонять. Видите, как Господь сочетал со Своей победой над демонами и Свою милость к человекам. Настолько изнурил он и разбил демонов, и смутил их, и разбросал, что предал их под власть человеков. Так бывшие некогда рабами стали господами, а бывшие господа – рабами. Однако не всех людей наделил Господь властью над демонами, а только тех, кто верует в Него и следует Его заповедям. [Таковым] дал Он власть, вручил им и оружие. Оружие – это крест.

О Господи Боже наш, Спаситель наш от власти бесовской, помоги нам, чтобы и мы сделали то малейшее, что́ оставил Ты еще нам сделать. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ АНТИОХИЙСКАЯ

Пре­по­доб­ная Пе­ла­гея (Пе­ла­гия) ро­ди­лась в Ан­тио­хии Си­рий­ской и до сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту бы­ла лег­ко­мыс­лен­ной и рас­пу­щен­ной де­ви­цей. Имея очень при­вле­ка­тель­ную на­руж­ность, она укра­ша­ла се­бя рос­кош­ны­ми одеж­да­ми, зо­ло­том и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, за что по­клон­ни­ки на­зы­ва­ли ее Мар­га­ри­той, т. е. жем­чу­жи­ной.

Од­на­жды в Ан­тио­хию съе­ха­лись на со­бор епи­ско­пы со­сед­них епар­хий. Сре­ди них на­хо­дил­ся Нонн, епи­скоп Илио­поль­ский, из­вест­ный сво­ей муд­ро­стью и пра­вед­ной жиз­нью. Во вре­мя пе­ре­ры­ва епи­ско­пы вы­шли из хра­ма, где они за­се­да­ли, и вдруг пе­ред ни­ми по­яви­лась шум­ная тол­па юно­шей. Сре­ди них осо­бен­но вы­де­ля­лась сво­ей кра­со­той од­на де­ви­ца – с об­на­жен­ны­ми пле­ча­ми и нескром­но оде­тая. Это бы­ла Пе­ла­гия. Она гром­ко шу­ти­ла и сме­я­лась, а по­клон­ни­ки ви­лись во­круг нее. Сму­щен­ные епи­ско­пы по­ту­пи­ли свои взо­ры, а свя­той Нонн, на­про­тив, стал при­сталь­но рас­смат­ри­вать Пе­ла­гию. Ко­гда шум­ная тол­па уда­ли­лась, Нонн спро­сил епи­ско­пов: «Раз­ве не по­нра­ви­лась вам кра­со­та этой жен­щи­ны и ее на­ряд?». Они мол­ча­ли. То­гда Нонн про­дол­жал: «А я мно­го­му на­учил­ся от нее. Она по­ста­ви­ла сво­ей це­лью нра­вить­ся лю­дям и, как вы ду­ма­е­те, сколь­ко ча­сов упо­тре­би­ла она на укра­ше­ние се­бя, на за­бо­ту, чтобы по­ка­зать­ся кра­си­вее дру­гих жен­щин в гла­зах сво­их по­чи­та­те­лей! На Страш­ном су­де ею осу­дит нас Гос­подь, по­то­му что мы, имея на Небе бес­смерт­но­го Же­ни­ха, пре­не­бре­га­ем со­сто­я­ни­ем сво­ей ду­ши. С чем мы пред­ста­нем пе­ред Ним?».

При­дя в го­сти­ни­цу, свя­той Нонн стал усерд­но мо­лить­ся о спа­се­нии Пе­ла­гии. В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­ние, ко­гда Нонн со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, Пе­ла­гия, вле­ко­мая та­ин­ствен­ной си­лой, впер­вые при­шла в храм. Бо­го­слу­же­ние и про­по­ведь свя­то­го Иоан­на о Страш­ном су­де так по­тряс­ли ее, что она при­шла в ужас от сво­ей греш­ной жиз­ни. При­дя к Нон­ну, она изъ­яви­ла же­ла­ние кре­стить­ся, но не бы­ла уве­ре­на, по­ми­лу­ет ли ее Гос­подь: «Гре­хи мои мно­го­чис­лен­нее пес­ка мор­ско­го, и не до­станет во­ды в мо­ре, чтобы омыть мои сквер­ные де­ла». Доб­рый пас­тырь уте­шил ее на­деж­дой на ми­ло­сер­дие Бо­жие и кре­стил ее.

Став хри­сти­ан­кой, Пе­ла­гия со­бра­ла свое иму­ще­ство и при­нес­ла Нон­ну. Нонн же ве­лел раз­дать его ни­щим, го­во­ря: «Пусть бу­дет ум­но по­тра­че­но ху­до со­бран­ное». Несколь­ко дней спу­стя Пе­ла­гия, пе­ре­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась из го­ро­да. По­шла она в Иеру­са­лим и здесь при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг. Ее при­ня­ли за юно­шу. Устро­ив се­бе кел­лию на Еле­он­ской го­ре, она за­тво­ри­лась в ней и ста­ла ве­сти су­ро­вую мо­на­ше­скую жизнь в по­ка­я­нии, по­сте и мо­лит­ве. Жи­те­ли окрест­ных мест счи­та­ли ее за ино­ка Пе­ла­гия, ев­ну­ха. По­сле несколь­ких лет, до­стиг­нув вы­со­ких ду­хов­ных да­ро­ва­ний, инок Пе­ла­гий скон­чал­ся при­бли­зи­тель­но в 457 го­ду. При по­гре­бе­нии об­на­ру­жи­лось, что по­чив­ший инок – жен­щи­на.

Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8

В тебе́ ма́ти изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Пелаги́е, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Пелагия, дух твой.

Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2

Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.

Перевод: Тело твое постами изнурив, неусыпными молитвами Создателя молила о грехах своих, чтобы получить совершенное прощение, которое и обрела ты истинно, путь покаяния указав.