Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Пелагии, св. Пелагии девы, прп. Трифона, архим. Вятского, чуд., Вятских и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
С кем сравню людей рода сего?", т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как-будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? - и однако же идут. Что сатана противится - это не дивно; его имя такое: противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами? По крайней мере, по тем понятиям какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою. без их козней и коварства.
Флп., 239 зач., I, 27 - II, 4:
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога,
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него
таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,
то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Лк. 7, 31-35:
Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Из Охридского Пролога за 8 октября
Рассуждение:
О, если бы мы [хотя бы] столько труда вложили в заботу о своей душе, сколько вкладываем в попечение о плоти! О, если бы получили мы волю украшаться добродетелями пред Богом и Божиими пресветлыми Ангелами, как прихорашиваемся мы суетной и мимолетной внешней пестротой! Пелагия и Таисия сперва хлопотали только о теле, тогда как их души были подобны рабыням в темнице этих тел. Обе они были украшены только суетой, одеты в суету, наряжены в суету, окружены суетой, обольщаемы суетой. Но какая стремительная перемена! Какой божественный переворот в их жизни! Он более удивителен, нежели когда дикая яблоня, будучи привита, начнет приносить сладкие плоды или когда мутная и смрадная лужа каким-то образом станет прозрачной и чистой и вода в ней сделается пригодной для питья. Когда епископ Нонн вкупе с прочими епископами впервые увидел грешницу Пелагию во всем ее наружном блеске, облеченную в самые изысканные одежды, размалеванную, увешанную кольцами, ожерельями и разными побрякушками, пропитанную благовониями и ароматами и окруженную рабами, – когда епископ Нонн ее такой увидел, то заплакал и сказал своим друзьям: «Воистину многому научился я от этой женщины. Ее Господь поставит на Своем Страшном Суде и ею нас укорит. Ведь как вы думаете: сколько часов сия женщина провела в своей комнате, омывая себя, наряжаясь, украшаясь, смотрясь в зеркало, и всё это – для чего? Для того только, чтобы явиться пред людьми как можно более красивой. А мы, имеющие бессмертного Жениха на небесах, не стараемся украсить наши окаянные души, не спешим омыть их слезами покаяния и облечь в лепоту добродетелей, дабы явить их как можно более прекрасными пред очами Божиими!»
Проповедь о том, что у врага в конце концов не останется оружия
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады
разрушил еси, погибе память его с шумом.
Пс.9:7
Враг рода человеческого, палач [букв.: кровник. – Ред.] людской и человекоубийца от начала, употребил против человека все виды оружия и все хитросплетенные ковы. Присуще ему день и ночь выдумывать новые орудия [погибели] и строить новые козни, лишь бы только хоть кого-нибудь погубить. Ходит он, как голодный рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8); подобно ядовитой змее, таится и ждет своей добычи; точно паук, расставляет свои сети – чтобы только схватить какую-нибудь человеческую душу и низринуть ее в свое смрадное царство. Языческие народы суть подобие его градов. До Христова пришествия он господствовал в них спокойно и безраздельно. Идолослужение было служением ему, таковыми же являлись гадание и ворожба. Защищал он и [всячески] поощрял любую разнузданность и безнравственность жизни среди людей; человеческие жертвоприношения, огонь страстей, раздоры, войны, преступления – всё это доставляло ему удовольствие. Но в конец не стало у него оружия, разрушились его грады, память о нем погибла с шумом. Конец сей, о котором упоминает пророк, – это пришествие Владыки Христа в мір. Господь явил Свою силу над диаволом, одолев его искушения на горе́; явил Свою власть, изгоняя бесов из людей и повелевая им идти туда или сюда; явил Он – Своими страданиями и воскресением – и Свое непобедимое владычество над грехом и смертью. И что́, вероятно, важнее всего – разрушил он ад и разметал силу демонскую. Не захотел он истребить бесов, но ниспроверг и разогнал их и переломал им [всё их] оружие. Разгромил Он и рассеял их, как евреев, и даже еще страшнее, чем евреев. Освободил он народы от их гнета, а что самое главное – дал людям власть над бесами, дабы Его именем могли они их от себя отгонять. Видите, как Господь сочетал со Своей победой над демонами и Свою милость к человекам. Настолько изнурил он и разбил демонов, и смутил их, и разбросал, что предал их под власть человеков. Так бывшие некогда рабами стали господами, а бывшие господа – рабами. Однако не всех людей наделил Господь властью над демонами, а только тех, кто верует в Него и следует Его заповедям. [Таковым] дал Он власть, вручил им и оружие. Оружие – это крест.
О Господи Боже наш, Спаситель наш от власти бесовской, помоги нам, чтобы и мы сделали то малейшее, что́ оставил Ты еще нам сделать. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ АНТИОХИЙСКАЯ
Преподобная Пелагея (Пелагия) родилась в Антиохии Сирийской и до своего обращения ко Христу была легкомысленной и распущенной девицей. Имея очень привлекательную наружность, она украшала себя роскошными одеждами, золотом и драгоценными камнями, за что поклонники называли ее Маргаритой, т. е. жемчужиной.
Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий. Среди них находился Нонн, епископ Илиопольский, известный своей мудростью и праведной жизнью. Во время перерыва епископы вышли из храма, где они заседали, и вдруг перед ними появилась шумная толпа юношей. Среди них особенно выделялась своей красотой одна девица – с обнаженными плечами и нескромно одетая. Это была Пелагия. Она громко шутила и смеялась, а поклонники вились вокруг нее. Смущенные епископы потупили свои взоры, а святой Нонн, напротив, стал пристально рассматривать Пелагию. Когда шумная толпа удалилась, Нонн спросил епископов: «Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд?». Они молчали. Тогда Нонн продолжал: «А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На Страшном суде ею осудит нас Господь, потому что мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?».
Придя в гостиницу, святой Нонн стал усердно молиться о спасении Пелагии. В следующее воскресение, когда Нонн совершал Божественную литургию, Пелагия, влекомая таинственной силой, впервые пришла в храм. Богослужение и проповедь святого Иоанна о Страшном суде так потрясли ее, что она пришла в ужас от своей грешной жизни. Придя к Нонну, она изъявила желание креститься, но не была уверена, помилует ли ее Господь: «Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела». Добрый пастырь утешил ее надеждой на милосердие Божие и крестил ее.
Став христианкой, Пелагия собрала свое имущество и принесла Нонну. Нонн же велел раздать его нищим, говоря: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». Несколько дней спустя Пелагия, переодевшись в мужскую одежду, удалилась из города. Пошла она в Иерусалим и здесь приняла монашеский постриг. Ее приняли за юношу. Устроив себе келлию на Елеонской горе, она затворилась в ней и стала вести суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Жители окрестных мест считали ее за инока Пелагия, евнуха. После нескольких лет, достигнув высоких духовных дарований, инок Пелагий скончался приблизительно в 457 году. При погребении обнаружилось, что почивший инок – женщина.
Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8
В тебе́ ма́ти изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Пелаги́е, дух твой.
Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Пелагия, дух твой.
Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2
Те́ло твое́ поста́ми изнури́вши,/ бде́нными моли́твами Творца́ умоли́ла еси́ о дея́ниих твои́х,/ я́ко да прии́меши соверше́нное оставле́ние,/ е́же и обрела́ еси́, ма́ти, я́ве,// путь покая́ния показа́вши.
Перевод: Тело твое постами изнурив, неусыпными молитвами Создателя молила о грехах своих, чтобы получить совершенное прощение, которое и обрела ты истинно, путь покаяния указав.