21 декабря день памяти Преподобного Патапия Фивского

20.12.2022

Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прп. Патапия, апп.от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря, Онисифора, мц. Анфисы в Риме и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

Ученики указывали Господу на красоту здания и утварей храма, а Он сказал: "придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено". Это подпись всему красному мира сего. На вид кажется прочно и вековечно; но день-другой, смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит силу разрушительную, которая не лежит, как семя неразвитое, а состоит в непрестанном действии и все течет к своему концу. "Преходит образ мира сего. Убо образом ходит человек: сокровиществует и не весть, кому соберет я ". А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое, словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владеемому нами, конца не чаем. И что еще? Обстановившись, как нам представляется, хорошо, уверены что стоим твердо, как на утесе; тогда положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чуем этого и предаемся безпечному наслаждению текущим, как будто всегда имеющим пребывать. Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть.

 

Евр. 5, 11-6, 8:

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

И это сделаем, если Бог позволит.

Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение....

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

 

Лк. 21, 5-7, 10-11, 20-24:

И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

 

Из Охридского Пролога за 8 декабря

Рассуждение:

Кто всецело предал себя Богу, того Бог руководствует ко спасению и к пользе многих других людей. Святой Николай, преданный воле Божией, убежал от суетной человеческой славы, оставил свой город Патару и прибыл в Миры Ликийские, где у него вообще не было никаких знакомых. Без каких-либо средств к существованию (ибо, хотя и был он богат, однако все оставил в доме своем), не видя ни одного знакомого лица и не строя никаких планов, ходил он, как иноземец, по городу, уповая на то, что Господь управит его стопы. В это время скончался Иоанн, архиепископ того города, но собор, созванный для избрания нового архипастыря, никак не мог прийти к согласию относительно какого-либо из претендентов на кафедру. В конце концов участники собора решили наложить на себя пост и молиться Богу, чтобы Господь указал на кого-либо, кто наиболее достоин этого сана. Бог услышал молитву Своих служителей и открыл им достойнейшего. Когда председательствующий на соборе епископ стоял на молитве, явился ему некий светозарный муж и повелел рано утром подойти к дверям храма и встретить того, кто первый придет на утреннее богослужение. «Того и поставьте архиепископом, имя ему Николай» [возвестил чудесный посланец]. Узрев сие видение и выслушав повеление, епископ сообщил об этом всем своим сопастырям, а на рассвете следующего дня подошел к церкви и стал ждать. В это время у дверей храма появился святой Николай, имевший обыкновение рано вставать на молитву. Увидев его, епископ спросил: «Как твое имя, чадо?» Николай молчал. Епископ повторил свой вопрос – и услышал такой ответ: «Николай меня зовут, владыка, раб твоей святости». Тогда епископ взял его за руку, привел на собор и сказал: «Примите, братья, своего пастыря, которого помазал вам Дух Святый и которого избрало не собрание человеческое, а Промысл Божий».

Проповедь о проклятии греховных дел

Проклята́ земля в де́лех твоих.  

Быт.3:17

После грехопадения Адама и Евы Бог изрек наказание, – и причем огласил Он его не сразу, а спустя известное время, ожидая их покаяния. Об этом свидетельствует беседа, в которую вступил Бог с Адамом после того, как тот совершил грех. Где ты? – спросил Бог Адама. И когда Адам ответил, что спрятался он по причине своей наготы, Бог снова обратился к нему с вопросом: Кто сказал тебе, что ты наг? И тогда Адам вместо покаяния принялся обвинять свою жену. После этого Бог изрек наказание. На змея, послужившего орудием диаволу, пало неограниченное проклятие. Жена осуждена в муках рождать детей, а ее воля поставлена под власть мужа. Это не проклятие, а кара, в которой содержится и надежда. Муж приговорен нести тяготы по возделыванию земли. Но что означают слова: Проклята земля в делех твоих? Проклял ли Бог землю, как и змея, проклятием безграничным? Никак нет. Земля проклята только в греховных делах человека. Вследствие людского греха земля производит терния и волчцы; от греха происходят неурожаи, засухи, наводнения, землетрясения, поражение нив саранчой, гусеницами и другими вредоносными насекомыми, а также эпидемии. А то, что земля не проклята как таковая, в своей полноте, ясно следует из того, что производит она и добрые плоды и что Бог исстари, по молитве праведников, благословлял дары земли, необходимые для человеческой жизни, [так] что даже Божии Ангелы как гости Авраама вкушали от ее произрастаний (Быт. 18:1–8). Ибо чем виновата земля и все остальные Божии создания на ней (кроме змея) в грехе Адама? И все-таки вся тварь совокупно стенает и мучится [с нами]доныне (Рим. 8:22). Стенает она и мучится не по причине проклятия на себе, а вследствие греховных дел человеческих, которые прокляты.

О братья мои, постыдимся греха своего, за который страдает и невинная Божия тварь.

О Боже благий, прости нам прошлые грехи наши и сохрани нас от будущих. О Боже милостивый, смилуйся над каждой Твоей неповинной тварью, страждущей из-за нас, и смягчи ее страдания. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАТАПИЙ ФИВСКИЙ


Родился и был воспитан в вере и страхе Божием в египетском городе Фивы, в благочестивой семье. Рано познал он и презрел суету міра сего и удалился в египетскую пустыню, где – ради любви Божией – предал себя подвигу очищения своего сердца от всех мірских пристрастий и помыслов. Но когда о его добродетелях стало известно среди людей, начали они к нему приходить, ища утешения в скорбях и печалях. Опасаясь людской славы, помрачающей ум человека и отчуждающей его от Бога, Патапий убежал из оной пустыни в Царьград. Ибо полагал сей досточудный святой, что, вероятно, легче скрыться от людей в многолюдном городе, нежели в пустыне. Близ Влахернской церкви в Царьграде сделал он себе келью и, затворившись в ней, в полной безвестности продолжил свой прерванный подвиг. Однако свет не способен укрыться. Один мальчик, слепой от рождения, направляемый Божиим Промыслом, пришел к преподобному Патапию и попросил его помолиться Богу, чтобы прозрел он и увидел Божию тварь – и еще больше прославил Господа. Патапий умилостивился над страдальцем, вознес молитву к Богу – и мальчик обрел зрение. Это чудо открыло сего Божия угодника всей столице, и люди толпами устремились к нему за врачеванием, утешением или назиданием. Одного знатного мужа Патапий исцелил от водяной болезни, осенив его крестом и помазав елеем. Некоего юношу освободил он, сотворив рукой знамение креста в воздухе, от жестоко мучившего его нечистого духа. И вышел злой дух из Божия создания, как дым, с пронзительным воплем. Некую женщину, имевшую язву на груди, кишащую червями, [Патапий только] перекрестил – и соделал здоровой. И многие другие чудеса явил святой Патапий молитвой, именем Христовым и крестным знамением. Упокоился [сей угодник Божий] в глубокой старости и перешел в Царство Небесное. Было это в VII столетии.

 

Тропарь преподобному Патапию Фивскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Пата́пие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Патапий, дух твой.

Кондак преподобному Патапию Фивскому, глас 3

Храм твой, свя́те, духо́вное врачевство́ лю́дие обре́тше,/ со тща́нием к нему́ приходя́ще,/ цельбу́ неду́гов про́сят прия́ти,/ реше́ние же в житии́ прегреше́нных,/ ты бо всех су́щих в ну́ждах предста́тель яви́лся еси́,// Пата́пие преподо́бне.

Перевод: Храм твой, святой, обрели люди, как духовное лекарство, с усердием приходя в него, они просят исцеления болезней и освобождения от греховной жизни, ибо ты стал помощником всех, находящихся в скорбях, Патапий преподобный.