Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Гавриила, прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Патапия и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"И будете ненавидимы всеми за имя Мое". Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями - дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его - расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: "возложат на вас руки. . . и будут гнать вас . . . преданы будете. . . и умертвят вас". Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? "Терпением вашим спасайте души ваши". Терпи, с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.
1-е посл. к Тимофею св. ап. Павла Гл. 5 (11-21)
Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
От Луки св. благовествование Гл. 21 (12-19)
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет,- терпением вашим спасайте души ваши.
Из Пролога, 8 декабря: Страждущим по милости клеветников
(Слово о некоем попе, оболганнем к епископу, иже в темнице затворен бе, и Ангелом избавлен бысть)
Многие через клеветников терпят бедствия без вины: лишаются доброго имени или еще теряют свободу и другое какое наказание несут ради одной только злобы нечестивого. Что может быть ужаснее сего положения? И где взять сил, чтобы с твердостью пережить его? Братие оклеветанные! Без воли Божией и влас главы вашей не погибнет. Верьте, что рано или поздно Господь откроет вашу невинность; а за поношение вознаградит сугубым прославлением.
Один священник некоторым злым человеком был оклеветан перед епископом. Сей же, не разобрав дела, посадил священника в темницу. Долго ли последний находился в ней, неизвестно. Только раз перед Пасхою, ночью, вдруг является ему благообразный юноша и, называя себя посланным от архиерея, повелевает выйти из темницы и идти служить. «Да как же я пойду, – возразил священник, – когда двери заперты?» «Я тебе отворю их», – отвечал явившийся, и затем действительно отворил и вывел его из темницы. Утром темничный страж, заметив отсутствие заключенного, доложил об этом епископу, а сей, подумав, что священник самовольно скрылся из темницы, послал за ним в его село одного из своих слуг, чтобы узнать, дома священник или нет. Слуга застал священника служащим Литургию и сказал о сем архиерею. Мнимое самовольство пресвитера возмутило святителя. «Если так стал поступать он, так теперь уже с бесчестием я в темницу возвращу его!» – сказал епископ. Между тем, по прошествии первого дня Пасхи к священнику снова является выведший его из темницы и снова повелевает возвратиться в нее. Священник исполнил повеление, и явившийся, тайно от темничного стража, снова заключил его. Днем, к удивлению своему, сторож опять видит священника заключенным и опять идет возвестить об этом епископу. Ужаснулся последний и тотчас вызвал к себе заключенного. «Скажи, – спросил архиерей, – каким образом ты мог выйти и опять войти в темницу?» Священник отвечал: «Да от тебя, Владыка, слуга твой приходил ко мне ночью перед Пасхою и вывел меня; а в следующую же ночь он же опять заключил». Епископ привел к нему всех слуг своих, чтобы узнать, кто из них был освободителем священника, но последний за такового не признал ни одного из них. Святитель понял тогда, что священнику являлся не кто иной, как Ангел Божий, чтобы открыть невинность священника и чтобы все прославили Бога, прославляющего рабов Своих. И душевную пользу получил от этого происшествия святитель и отпустил священника с миром; оклеветавшего же его строго наказал.
Накажет, братие, клеветников строго и Господь. Ибо вот что говорит о них св. апостол Павел: клеветники (ложные доносители), выдумщики зла достойны смерти (Рим. 1:30–32).
Вы же, братие, невинно страждущие, для того, чтобы действительно вам увериться, что Бог откроет вашу невинность и ваших клеветников низложит, имея в виду сей рассказанный случай, приводите себе на память и другие, более разительные. Например, вспоминайте Иосифа, оклеветанного женою Пентефрия и брошенного в темницу, но потом сделанного властелином всей земли Египетской; Мардохея, которому клеветник Аман приготовил виселицу и на нее сам попал: и, наконец, Самого Господа Иисуса Христа, Который также оклеветан был и из-за клеветы страдал: но темже и Бог Его превознес и дарова Ему имя паче всякого имене (Фил. 2, 9). Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАТАПИЙ ФИВСКИЙ
Преподобный Патапий родился в Фивах в христианской благочестивой семье. Достигнув совершеннолетия, презрел суету мира и удалился в Египетскую пустыню. По прошествии многих лет он прославился аскетическими подвигами. Когда же люди стали приходить к нему за советом, пожелал пребывать в безмолвии и ушел в Константинополь, где устроил себе келлию в городской стене, близ Влахернскои церкви. Однако и здесь скоро стало известно о нем. Начали стекаться больные, и он, обладая даром исцеления, стал помогать всем нуждающимся.
Тропарь преподобному Патапию Фивскому, глас 8
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Пата́пие, дух твой.
Кондак преподобному Патапию Фивскому, глас 3
Храм твой, свя́те, духо́вное врачевство́ лю́дие обре́тше,/ со тща́нием к нему́ приходя́ще,/ цельбу́ неду́гов про́сят прия́ти,/ реше́ние же в житии́ прегреше́нных,/ ты бо всех су́щих в ну́ждах предста́тель яви́лся еси́,// Пата́пие преподо́бне.