С Великим Четвергом и воспоминанием Тайной Вечери!
Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, апп. от 70-ти Иродиона, Агава и иже с ними и иных святых сего дня!
1-е посл. к Коринфянам св. ап. Павла Гл. 11: 23 - 32
Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
От Матфея св. благов. Гл. 26: 1 - 20
Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
и с того времени он искал удобного случая предать Его.
В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
Из Охридского Пролога за 8 апреля:
Рассуждение
Есть мужество выше всякого геройства и подвиг выше всякого благого почина. Святой Епифаний Кипрский пригласил на обед преподобного Илариона Великого и, дабы оказать вящее гостеприимство своему знаменитому посетителю, предложил на трапезе печеных цыплят. Иларион сказал ему: «Прости меня, но с тех пор, как принял я монашество, не ел ничего закланного!» На это Епифаний ответил: «А я, приняв монашество, никогда не возлег на одр, пока не простил своего врага!» Удивленный Иларион заметил: «Твоя добродетель, святой владыка, больше моей!»
Это великий урок для всех нас. Превосходен пост, но еще превосходнее прощение обид. Человек упражняется в посте, чтобы стяжать великодушие, а прощая обиды, проявляет свое великодушие. То предшествует этому, но одно то без этого не спасает.
Проповедь о воскресении мертвых
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут
мертвые? и в каком теле придут?
1Кор. 15:35
Апостол Павел наперед знает возражения, которые люди неверующие выдвинут против воскресения из мертвых, а потому загодя их и опровергает. «Как воскреснут мертвые?» – и сегодня спрашивают неверующие, которые даже телесными глазами не видят чудес воскресения в природе, а тем более – [очами] духовными. Безрассудный! – продолжает апостол, – то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Пока семя в земле не умрет, не взойдет росток, то есть нечто вполне отличное от семени. Однако неверующий смотрит глазами и ничего не замечает, но и впредь продолжает спрашивать: как воскреснет мертвый человек? Как? – Так же, как воскрес [и] Христос. Мертвым снисшел Он во гроб, но восстал живым. О воскресении из мертвых свидетельствует и природа, хотя гораздо сильнее природы являет его воскресший Господь. Дабы облегчить нам веру и надежду, то есть чтобы уверовали мы в воскресение вообще и уповали на наше собственное воскресение, Он и Сам воскрес из гроба, воскресив перед тем Лазаря Четверодневного, и сына наинской вдовицы, и дочь Иаира.
«Но в каком теле воскреснут мертвые?» – спрашивают неверующие. В таком, в каком хочет Бог. Есть у Бога несметное число тел. Однако все тела апостол подразделяет на две группы: на земные и на небесные. Итак, жившие в земных телах облекутся в тела небесные: нетленное придет на смену тленному, бессмертное – смертному, прекрасное – безобразному. Впрочем, и в небесном теле человек узнает себя и других вокруг себя, как узнаёт он себя и когда одет в лохмотья нищего, и когда облечен в царскую порфиру.
Господи пребогатый, не предай нас вечному истлению, но как сынов царских облеки в одеяние бессмертия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК
Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками – апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное церковное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения, во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.
Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.
Тайная Вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.
Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий – Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.
Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни – приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.
Тайная Вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: Он омывает апостолам ноги.
Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.
"Господи! – воскликнул Пётр, – Тебе ли умывать мои ноги?" На это Христос ответил: "что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.
И в наши дни в Великий Четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.
По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро – оливковое масло с примесью разных ароматов, – которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.
После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: "сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание". Взяв чашу и благословив её, сказал: "пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо: человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни.
В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. В этот день каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…" Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной Вечери, ныне совершающейся в храме…
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных богослужениях, представляющих нам все часы последних дней земной жизни Спасителя, мы станем свидетелями и величайшего события человеческой истории – Славного Христова Воскресения.
Тропарь на Великий Четверг, глас 8
Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
[Комментарий: В тропаре две разные по содержанию части. В первой части при помощи противопоставления описаны процессы, происходившие в душах учеников: в то время как славные апостолы во время умовения ног принимали важный жизненный урок от Учителя, просвещались светом добродетели, злочестивый Иуда, «болея» сребролюбием (в песнопениях именно сребролюбие названо главным мотивом предательства), планировал предстоящее предательство.
Вторая часть – нравственное приложение: здесь гимнограф обращается лично к каждому стяжателю, собирателю богатств (можно представить, будто такой человек стоит в храме и слова песнопения адресованы конкретно ему). В песнопении говорится о том, к какой катастрофе привел Иуду недуг стяжательства; чтобы не повторить его судьбу, мы должны «бежать» от этой страсти.]
Кондак на Великий Четверг, глас 2
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.