С Собором Иоанна Предтечи и Крестителя Господня! Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении и во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Уриила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, св. Иоанна Предтечи!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину "Агнец Божий, Который берет на себя грех мира", - есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и уверовали. От них прошло это свидетельство в народ и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме, предложил главам церковным вопрос откуда крещение Иоанново, с неба или от человек (Мк. 11, 29)? Те устранились от ответа; потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это; тотчас должны были признать и свидетельство его, что перед ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства Св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.
Деяния св. апп. Гл. 19 (1-8)
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
От Иоанна св. благовествование Гл. 1 (29-34)
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Из Охридского Пролога:
Рассуждение
«Человек не есть нечто видимое», – сказал святой Василий Великий. Как один дом похож на другой, так и внешний человек на внешнего человека. Однако как дому воздается честь по тому, кто в нем живет, так и человеку – по духу, в нем обитающему. Для телесного зрения ясно, что дом – это не хозяин, а лишь пристанище, в котором живет домовладыка; но лишь для духовного зрения очевидно, что тело – не человек, а лишь обитель, в которой живет человек.
Проповедь о покорности воле Божией
Да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Мф. 6:10
Блажен святой Иоанн Креститель, ибо еще прежде [проповеди] Евангелия исполнил [он] его [во всей полноте]! Удалившись в пустыню, он всецело – и телом, и душой – предал себя воле Божией. Так что воля Божия совершалась и на земле его тела, и на небе его души. Ни голод, ни звери не повредили его тела в пустыне на протяжении многих лет, равно как ни отчаяние от одиночества, ни гордость по причине небесных видений не причинили ущерба его душе. Не запросил он у людей ни хлеба, ни знаний. Всё потребное дал ему Бог, ибо совершенно вдал он себя в волю Божию.
Не сам он направлял свои стопы в пустыню или из пустыни. Незримый Кормчий свыше руководил его жизнью. Ибо когда надлежало ему выйти из пустыни и пойти навстречу Господу, говорится, что бысть глагол Божий Иоанну (Лк. 3:2). Словно невинный младенец – с такой простотой рассказывает святой Иоанн о своем общении с Небесными Силами: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Ия видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1:33–34). Как просто и трогательно вещает он о небесных истинах! Но как страшен он, точно лев, в обличении людской неправды, злодейств Ирода и Иродиады! Агнец и лев живут в нем сообща. Небо близко ему так, как мать дитяти. И воля Божия для него так доступна и ясна, как и для Ангелов на небесах.
Господи премудрый, управь по Твоей воле жизнь и нас, грешных, в пустыне міра сего, как управил Ты жизнь святого Иоанна Крестителя. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.
СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.
О святом Иоанне Крестителе, см.: Мф. 3, 1 - 16; Мф. 11, 1 - 19; Мф.14, 1 - 12; Мк. 1, 2 - 8; Мк. 6, 14 - 29: Лк. 1, 5 - 25, Лк.1, 39 - 80; Лк.3, 1 - 20; Лк. 7, 18 - 35; Лк. 9, 7 - 9; Ин. 1, 19 - 34; Ин. 3, 22 - 26.