Доброго дня! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня,научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Умиление" Псково-Печерская, архистратигов Михаила и Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мчч. Сергия и Вакха, прп. Сергия Нуромского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Св. Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: Он ли Тот, Который должен придти или другого ожидать надобно? Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно кто Иисус Христос, будучи извещен об этом с неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не из совопросничества, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает се и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить, и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, - потому все и сносно.
Лк. 7, 17-30:
Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
и блажен, кто не соблазнится о Мне!
По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Из Охридского Пролога за 7 октября
Рассуждение:
Видение святого Андрея юродивого. Как-то раз сидел святой Андрей со своим учеником Епифанием и беседовал с ним о спасении души. При этом к Епифанию приступил демон: начал он строить ему какие-то козни, чтобы отвести его мысли в другую сторону, к Андрею же не смел он приблизиться. Тогда святой Андрей крикнул на него с гневом: «Уходи отсюда, скверная неприязнь!» И демон, отскочив вспять, злобно ответил: «Ты для меня неприязнь, какой больше нет во всем Царьграде!» Святой Андрей не захотел его тотчас прогнать, но дал ему выговориться. И демон стал рассказывать: «Чувствую я, что наступает время, когда пропадет мое ремесло. В ту пору люди станут хуже меня, равно как и дети своим лукавством превзойдут взрослых. А я тогда буду отдыхать и не стану уже учить людей ничему, ведь они сами [по себе] во всем будут творить мою волю». Спросил его святой Андрей: «Каким грехам больше всего радуется ваш род?» И демон ответил: «Идолослужению, клевете, ненависти к ближним, содомскому греху, пьянству и сребролюбию – вот чему мы больше всего радуемся». И еще вопросил его святой Андрей: «А как переносите вы то, если некто, ранее вам служивший, отречется от вас и ваших дел?» – «Это ты знаешь лучше меня, – ответил демон. – Тяжело мы это переносим, но утешаемся тем, что, может быть, снова вернем его к себе, ведь многие отрекшиеся от нас и обратившиеся к Богу паки к нам возвратились». Когда злой дух поведал сие и еще многое другое, святой Андрей дунул на него – и он исчез.
Проповедь о детях и об их похвале Господу
Из уст младенец и ссущих совершил
еси хвалу, враг Твоих ради.
Пс.8:3
При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21:15). Кажется, ничто так не раздражило иудейских старейшин, как сия похвала Иисусу со стороны малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его злобно. И Господь им кротко ответил: Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил [Себе] хвалу? Итак, ясно, как в ясный день, что сии пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое произошло при входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим, то есть к сей досточудной похвале, изреченной Господу из уст малых детей. Очевидно это из самого события, ибо как было предречено, так это дословно и совершилось. К тому же, ясно сие и из того, что Сам Господь при этом событии памятует о том пророчестве царя Давида. То, что это – великое чудо, вдохновенное Духом Божиим и сотворенное силой и волей Божией, в сем не может быть сомнения. В ту пору как князи и книжники, старцы и священники не могли распознать Владыку Христа, малые дети узнали Его и возвестили о Нем. Воистину сие чудо, во-первых, уникальное во всем Ветхом и Новом Завете, а во-вторых, оно не меньше, если не больше чуда воскрешения мертвых. Впрочем, и при том, и при этом Божием чуде действовала одна и та же Божия сила, Тот же Дух и тот же Божий Промысл. И эту силу и величие Божией славы пророк хотел особо оттенить событием с малыми детьми. [В псалме же] он ставит его в один ряд с удивительной картиной звездного міроздания, сотворенного той же самой силой Божией.
Кроме того, к сим малым детям надлежит причислить и самих Апостолов, и многих святителей, постников, мучеников за Христа и праведных дев – тысячи и тысячи тех, кто невинной душой и незамутненным сердцем признавал Христа Сыном Божиим и своим Спасителем, и прильнул к Нему сердечной любовью, и подъял за Него тяжкие страдания. Почему именно из этих уст устроил Себе хвалу Господь, а не из уст непосредственно вельмож, и философов, и риторов? За кротость избрал он эти уста, а те – отринул за гордость. Гордецы – величайшие Божии враги. Посему Христос чудным образом отверз уста детям и простым рыбакам и землепашцам, чтобы являли они истину наперекор своим противникам, то есть горделивым, но пустым князьям и книжникам иудейским.
О Господи Всесильный, Боже Всемогущий, отверзи и нам язык, чтобы с крепкой верой и детской радостью возвещали мы Твою бесконечную славу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИКИ СЕРГИЙ И ВАКХ
Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 - 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.
Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.
Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. "Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям". Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).
Тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 5
Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец,/ и о́чи Христо́вы Це́ркве,/ о́чи просвети́те душ на́ших,/ Се́ргие многострада́льне и Ва́кше пресла́вне:/ моли́теся ко Го́споду,/ я́ко да убежи́м тьмы грехо́вныя,/ и све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго,// моли́твами ва́шими, святи́и.
Перевод: Украшение Христовых мучеников и очи Христовой Церкви, просветите очи душ наших, Сергий многострадальный и Вакх преславный, молитесь ко Господу, чтобы нам избежать тьмы греха и стать участниками Света незаходящего по молитвам вашим, святые.
Ин тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Сергию и Вакху, глас 2
Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше,/ всю тех лесть разруши́сте,/ и побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии,/ единомы́сленно вопию́ще:// добро́ и красно́, е́же бы́ти с Бо́гом.
Перевод: Дух свой против врагов мужественно вооружив, все их коварство разрушили, и получили победу свыше, мученики всеми прославляемые, единомысленно взывая: «Хорошо и приятно быть с Богом».
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ"
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».
В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529–1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» и святая икона «Успение» особенно прославились в царствование Ивана Грозного, в 1581 году во время осады Пскова и Псково-Печерского монастыря польским королем Стефаном Баторием (Ливонская война). За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления.
В августе 1581 года 100-тысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород Великий и Москву. По оценкам историков, в Пскове тогда проживало около 20 000 человек. Значительная часть взрослого мужского населения взялась за оружие, чтобы оборонить город. Даже женщины и дети принимали активное участие в обороне. Общая численность гарнизона не превышала 12–16 тыс. человек. Из Псково-Печерского монастыря в город были отправлены чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Поляки бомбардировали город Псков калеными ядрами с колокольни Мирожского монастыря, одно из них попало в икону Божией Матери, поставленную на забрале стены, не повредив не только её, но и окружающих её защитников города. За 5 месяцев осады поляки 30 раз штурмовали Псковский кремль, но города так и не взяли.
Поражение под Псковом вынудило Великое княжество Литовское заключить с Россией 10-летнее перемирие (Ям-Запольский мир, январь 1582 года).
В память чудесного избавления города Пскова, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.
В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.
В 1812 году Русской земле угрожали французские войска. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк (17–18 августа 1812 г.). Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей, в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение», «Умиление» и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности.
В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827), у правого клироса которого хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.
В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой Умиление во Псков.
В XX веке Псково-Печерскому монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Псково-Печерская обитель вместе с городом Печоры промыслом Божиим по Тартускому договору от 02.02.1920 г. была отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там, вплоть до 1940 года, чем была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – одна из немногих русских православных обителей, не прерывавших в XX веке своего молитвенного предстояния Богу. И хотя не щадили монастырь ни революции, ни войны (в мае 1945 года он лежал буквально в руинах), труд и молитва монастырской братии одолевали очередную разруху и снова приводили обитель к благоустройству и благолепию.
ропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 4
К Богоро́дице с умиле́нием припаде́м,/ вси, грехми́ обремене́ннии,/ чудотво́рную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, приими́ моле́ние недосто́йных раб Твои́х/ и пода́ждь нам, прося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.
Перевод:
К Богородице коленоприклоненно припадем все, обремененные грехами, чудотворную Ее икону Умиления целуя и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской
О, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице Влады́чице! Ма́ти всех стра́ждущих и боле́знующих се́рдцем! Страны́ на́шея и гра́да Защи́тнице! Оби́тели Пско́во-Пече́рския красото́ и сла́во! При́зри на нас смире́нных, обремене́нных грехи́ мно́гими, отягче́нных скорбьми́ и печа́лями, и с сокруше́нием и слеза́ми взира́ющих на пречи́стый лик Твой, в чудотво́рней ико́не явле́нный. Сохрани́ от вся́каго зла святу́ю оби́тель сию́, ю́же преподо́бный Корни́лий со ста́рцы Ма́рком и Ио́ною Тебе́ вручи́ и всех в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в ней. Спаси́ и град сей, и вся лю́ди, правове́рно живу́щия и к Тебе́ прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от вся́каго стра́ха и тру́са, от мо́ра и гла́да, от злых челове́к и вся́ческой ско́рби. Прини́кни к нам милосе́рдием Твои́м, я́ко ли́ком Твои́м Боже́ственным любе́зно прини́кла еси́ к лани́те Богомладе́нца. Согре́й нас дыха́нием Твоея́ любве́ и никогда́ же отступа́й от нас, ни в сей жи́зни, ни в бу́дущей, да ча́юще Твою́ всеси́льную Матери́нскую по́мощь, сподо́бимся безбе́дно дойти́ ве́чныя жи́зни и прославля́ть Небе́снаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.