20 октября день памяти Мучеников Сергия и Вакха, Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524).

20.10.2022

Доброго дня! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня,научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Умиление" Псково-Печерская, архистратигов Михаила и Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мчч. Сергия и Вакха, прп. Сергия Нуромского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник:

Св. Иоанн Предтеча посылает учеников своих спросить Господа: Он ли Тот, Который должен придти или другого ожидать надобно? Не для себя он так спрашивал, ибо знал точно кто Иисус Христос, будучи извещен об этом с неба, но для учеников. И ученики искали решения этого вопроса не из совопросничества, а из искреннего желания знать истину. Таковым нет нужды много говорить; Господь и не говорит, а только указывает на то, что было в ту пору Им совершено. Божественные дела свидетельствовали о божестве Его. Это было так очевидно, что вопрошавшие не стали уже больше вопрошать. Так и всегда. Сила Божия живет в Церкви; искренний искатель истины тотчас осязает се и удостоверяется в истине. Это опытное удостоверение полагает конец всем вопросам и совершенно успокаивает. Кто же не хочет верить, и, потеряв веру, начинает искать в Церкви и христианстве не основания веры, а поводов как бы оправдать свое неверие, тому никакие указания не кажутся удовлетворительными. Неверие же свое он считает основательным, хоть основания его мелочны и ничтожны. Того хочет его сердце, - потому все и сносно.

 

Лк. 7, 17-30:

Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

и блажен, кто не соблазнится о Мне!

По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

 

Из Охридского Пролога за 7 октября

Рассуждение:

Видение святого Андрея юродивого. Как-то раз сидел святой Андрей со своим учеником Епифанием и беседовал с ним о спасении души. При этом к Епифанию приступил демон: начал он строить ему какие-то козни, чтобы отвести его мысли в другую сторону, к Андрею же не смел он приблизиться. Тогда святой Андрей крикнул на него с гневом: «Уходи отсюда, скверная неприязнь!» И демон, отскочив вспять, злобно ответил: «Ты для меня неприязнь, какой больше нет во всем Царьграде!» Святой Андрей не захотел его тотчас прогнать, но дал ему выговориться. И демон стал рассказывать: «Чувствую я, что наступает время, когда пропадет мое ремесло. В ту пору люди станут хуже меня, равно как и дети своим лукавством превзойдут взрослых. А я тогда буду отдыхать и не стану уже учить людей ничему, ведь они сами [по себе] во всем будут творить мою волю». Спросил его святой Андрей: «Каким грехам больше всего радуется ваш род?» И демон ответил: «Идолослужению, клевете, ненависти к ближним, содомскому греху, пьянству и сребролюбию – вот чему мы больше всего радуемся». И еще вопросил его святой Андрей: «А как переносите вы то, если некто, ранее вам служивший, отречется от вас и ваших дел?» – «Это ты знаешь лучше меня, – ответил демон. – Тяжело мы это переносим, но утешаемся тем, что, может быть, снова вернем его к себе, ведь многие отрекшиеся от нас и обратившиеся к Богу паки к нам возвратились». Когда злой дух поведал сие и еще многое другое, святой Андрей дунул на него – и он исчез.

Проповедь о детях и об их похвале Господу  

Из уст младенец и ссущих совершил

еси хвалу, враг Твоих ради.  

Пс.8:3

При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф. 21:15). Кажется, ничто так не раздражило иудейских старейшин, как сия похвала Иисусу со стороны малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его злобно. И Господь им кротко ответил: Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил [Себе] хвалу? Итак, ясно, как в ясный день, что сии пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое произошло при входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим, то есть к сей досточудной похвале, изреченной Господу из уст малых детей. Очевидно это из самого события, ибо как было предречено, так это дословно и совершилось. К тому же, ясно сие и из того, что Сам Господь при этом событии памятует о том пророчестве царя Давида. То, что это – великое чудо, вдохновенное Духом Божиим и сотворенное силой и волей Божией, в сем не может быть сомнения. В ту пору как князи и книжники, старцы и священники не могли распознать Владыку Христа, малые дети узнали Его и возвестили о Нем. Воистину сие чудо, во-первых, уникальное во всем Ветхом и Новом Завете, а во-вторых, оно не меньше, если не больше чуда воскрешения мертвых. Впрочем, и при том, и при этом Божием чуде действовала одна и та же Божия сила, Тот же Дух и тот же Божий Промысл. И эту силу и величие Божией славы пророк хотел особо оттенить событием с малыми детьми. [В псалме же] он ставит его в один ряд с удивительной картиной звездного міроздания, сотворенного той же самой силой Божией.

Кроме того, к сим малым детям надлежит причислить и самих Апостолов, и многих святителей, постников, мучеников за Христа и праведных дев – тысячи и тысячи тех, кто невинной душой и незамутненным сердцем признавал Христа Сыном Божиим и своим Спасителем, и прильнул к Нему сердечной любовью, и подъял за Него тяжкие страдания. Почему именно из этих уст устроил Себе хвалу Господь, а не из уст непосредственно вельмож, и философов, и риторов? За кротость избрал он эти уста, а те – отринул за гордость. Гордецы – величайшие Божии враги. Посему Христос чудным образом отверз уста детям и простым рыбакам и землепашцам, чтобы являли они истину наперекор своим противникам, то есть горделивым, но пустым князьям и книжникам иудейским.

О Господи Всесильный, Боже Всемогущий, отверзи и нам язык, чтобы с крепкой верой и детской радостью возвещали мы Твою бесконечную славу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

МУЧЕНИКИ СЕРГИЙ И ВАКХ

Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284 - 305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. "Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям". Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

Тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 5

Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец,/ и о́чи Христо́вы Це́ркве,/ о́чи просвети́те душ на́ших,/ Се́ргие многострада́льне и Ва́кше пресла́вне:/ моли́теся ко Го́споду,/ я́ко да убежи́м тьмы грехо́вныя,/ и све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго,// моли́твами ва́шими, святи́и.

Перевод: Украшение Христовых мучеников и очи Христовой Церкви, просветите очи душ наших, Сергий многострадальный и Вакх преславный, молитесь ко Господу, чтобы нам избежать тьмы греха и стать участниками Света незаходящего по молитвам вашим, святые.

Ин тропарь мученикам Сергию и Вакху, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Сергию и Вакху, глас 2

Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше,/ всю тех лесть разруши́сте,/ и побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии,/ единомы́сленно вопию́ще:// добро́ и красно́, е́же бы́ти с Бо́гом.

Перевод: Дух свой против врагов мужественно вооружив, все их коварство разрушили, и получили победу свыше, мученики всеми прославляемые, единомысленно взывая: «Хорошо и приятно быть с Богом».

 

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ"

По пре­да­нию, Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» бы­ла на­пи­са­на в 1521 го­ду неким иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем (Хит­ро­шем) с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Вла­ди­мир­ская».

В Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь ико­на бы­ла при­не­се­на в 1529–1570 го­дах, куп­ца­ми Ва­си­ли­ем и Фе­о­до­ром, во вре­мя игу­мен­ства пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия (†1571). С тех пор не один раз яв­ля­ла ико­на свою ми­лость и чу­до­дей­ствен­ную по­мощь пра­во­слав­но­му рус­ско­му на­ро­ду.

Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» и свя­тая ико­на «Успе­ние» осо­бен­но про­сла­ви­лись в цар­ство­ва­ние Ива­на Гроз­но­го, в 1581 го­ду во вре­мя оса­ды Пско­ва и Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря поль­ским ко­ро­лем Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем (Ли­вон­ская вой­на). За несколь­ко дней до оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца чу­дес­но яви­лась бла­го­че­сти­во­му стар­цу До­ро­фею, пре­ду­пре­ди­ла его от­но­си­тель­но пред­сто­я­ще­го бед­ствия, объ­яс­нив при­чи­ну по­стиг­ше­го лю­дей за их гре­хи несча­стья и ука­зав пу­ти вы­хо­да из него. То­гда ар­хи­епи­ско­пом был вы­зван игу­мен Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ти­хон с Пе­чер­ски­ми ико­на­ми «Успе­ния» и «Уми­ле­ния», чтобы со­вер­шать мо­леб­ны на ме­стах, ука­зан­ных Са­мою Бо­го­ро­ди­цею во вре­мя Сво­е­го яв­ле­ния.

В ав­гу­сте 1581 го­да 100-ты­сяч­ная поль­ско-ли­тов­ская ар­мия поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия оса­ди­ла Псков, на­ме­ре­ва­ясь в слу­чае успе­ха ид­ти на Нов­го­род Ве­ли­кий и Моск­ву. По оцен­кам ис­то­ри­ков, в Пско­ве то­гда про­жи­ва­ло око­ло 20 000 че­ло­век. Зна­чи­тель­ная часть взрос­ло­го муж­ско­го на­се­ле­ния взя­лась за ору­жие, чтобы обо­ро­нить го­род. Да­же жен­щи­ны и де­ти при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в обо­роне. Об­щая чис­лен­ность гар­ни­зо­на не пре­вы­ша­ла 12–16 тыс. че­ло­век. Из Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в го­род бы­ли от­прав­ле­ны чу­до­твор­ные ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Успе­ние» и «Уми­ле­ние». По­ля­ки бом­бар­ди­ро­ва­ли го­род Псков ка­ле­ны­ми яд­ра­ми с ко­ло­коль­ни Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря, од­но из них по­па­ло в ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­став­лен­ную на за­бра­ле сте­ны, не по­вре­див не толь­ко её, но и окру­жа­ю­щих её за­щит­ни­ков го­ро­да. За 5 ме­ся­цев оса­ды по­ля­ки 30 раз штур­мо­ва­ли Псков­ский кремль, но го­ро­да так и не взя­ли.

По­ра­же­ние под Пско­вом вы­ну­ди­ло Ве­ли­кое кня­же­ство Ли­тов­ское за­клю­чить с Рос­си­ей 10-лет­нее пе­ре­ми­рие (Ям-За­поль­ский мир, ян­варь 1582 го­да).

В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния го­ро­да Пско­ва, при ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че свя­той об­раз был укра­шен жем­чу­гом и ка­ме­нья­ми – ал­ма­за­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми, аме­ти­ста­ми.

В на­ча­ле XVII ве­ка мо­на­стырь пе­ре­жил мно­же­ство на­па­де­ний швед­ских, ли­тов­ских и поль­ских за­во­е­ва­те­лей, ко­то­рые поль­зо­ва­лись внут­рен­ни­ми труд­но­стя­ми Рус­ско­го го­су­дар­ства и бес­чин­ство­ва­ли на за­пад­ных его ру­бе­жах.

В 1812 го­ду Рус­ской зем­ле угро­жа­ли фран­цуз­ские вой­ска. Быст­ро про­дви­гав­ши­е­ся на­по­лео­нов­ские вой­ска за­ня­ли По­лоцк (17–18 ав­гу­ста 1812 г.). Угро­за ок­ку­па­ции на­вис­ла и над Пско­вом. То­гда, по прось­бе пско­ви­чей, в го­род при­нес­ли из мо­на­сты­ря ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Успе­ние», «Уми­ле­ние» и хо­ругвь с изо­бра­же­ни­ем Спа­са Неру­ко­твор­но­го. 7 ок­тяб­ря был со­вер­шен крест­ный ход с чу­до­твор­ны­ми свя­ты­ня­ми. В тот же день рус­ские вой­ска от­би­ли По­лоцк, Псков ока­зал­ся вне опас­но­сти.

В па­мять это­го со­бы­тия в Пе­чер­ской оби­те­ли был воз­двиг­нут храм в честь Свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла (1815–1827), у пра­во­го кли­ро­са ко­то­ро­го хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Уми­ле­ние» (1524 го­да), од­на из глав­ных свя­тынь Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

В па­мять это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния бла­го­дар­ные пе­че­ряне каж­дый год в 7-ю неде­лю по Па­схе хо­ди­ли крест­ным хо­дом с чу­до­твор­ной ико­ной Уми­ле­ние во Псков.

В XX ве­ке Пско­во-Пе­чер­ско­му мо­на­сты­рю вме­сте с Оте­че­ством при­шлось прой­ти через две вой­ны. Но древ­ние тра­ди­ции, бе­реж­но хра­ни­мые в мо­на­сты­ре, не бы­ли на­ру­ше­ны да­же в са­мые страш­ные для рус­ско­го мо­на­ше­ства вре­ме­на. Пско­во-Пе­чер­ская оби­тель вме­сте с го­ро­дом Пе­чо­ры про­мыс­лом Бо­жи­им по Тар­тус­ко­му до­го­во­ру от 02.02.1920 г. бы­ла от­не­се­на к бур­жу­аз­ной Эс­то­нии и оста­ва­лась там, вплоть до 1940 го­да, чем бы­ла спа­се­на от все­об­ще­го ра­зо­ре­ния и осквер­не­ния. Свя­то-Успен­ский Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь – од­на из немно­гих рус­ских пра­во­слав­ных оби­те­лей, не пре­ры­вав­ших в XX ве­ке сво­е­го мо­лит­вен­но­го пред­сто­я­ния Бо­гу. И хо­тя не ща­ди­ли мо­на­стырь ни ре­во­лю­ции, ни вой­ны (в мае 1945 го­да он ле­жал бук­валь­но в ру­и­нах), труд и мо­лит­ва мо­на­стыр­ской бра­тии одоле­ва­ли оче­ред­ную раз­ру­ху и сно­ва при­во­ди­ли оби­тель к бла­го­устрой­ству и бла­го­ле­пию.

ропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 4

К Богоро́дице с умиле́нием припаде́м,/ вси, грехми́ обремене́ннии,/ чудотво́рную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, приими́ моле́ние недосто́йных раб Твои́х/ и пода́ждь нам, прося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.

Перевод:

К Богородице коленоприклоненно припадем все, обремененные грехами, чудотворную Ее икону Умиления целуя и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской

О, Преблагослове́нная Де́во Богоро́дице Влады́чице! Ма́ти всех стра́ждущих и боле́знующих се́рдцем! Страны́ на́шея и гра́да Защи́тнице! Оби́тели Пско́во-Пече́рския красото́ и сла́во! При́зри на нас смире́нных, обремене́нных грехи́ мно́гими, отягче́нных скорбьми́ и печа́лями, и с сокруше́нием и слеза́ми взира́ющих на пречи́стый лик Твой, в чудотво́рней ико́не явле́нный. Сохрани́ от вся́каго зла святу́ю оби́тель сию́, ю́же преподо́бный Корни́лий со ста́рцы Ма́рком и Ио́ною Тебе́ вручи́ и всех в ве́ре и наде́жде подвиза́ющихся в ней. Спаси́ и град сей, и вся лю́ди, правове́рно живу́щия и к Тебе́ прибега́ющия, от наше́ствия иноплеме́нных, от вся́каго стра́ха и тру́са, от мо́ра и гла́да, от злых челове́к и вся́ческой ско́рби. Прини́кни к нам милосе́рдием Твои́м, я́ко ли́ком Твои́м Боже́ственным любе́зно прини́кла еси́ к лани́те Богомладе́нца. Согре́й нас дыха́нием Твоея́ любве́ и никогда́ же отступа́й от нас, ни в сей жи́зни, ни в бу́дущей, да ча́юще Твою́ всеси́льную Матери́нскую по́мощь, сподо́бимся безбе́дно дойти́ ве́чныя жи́зни и прославля́ть Небе́снаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.