Доброго дня Вам и Вашим родным, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Взыграние", архистратигов Михаила и Иегудиила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, прп. Кирилла Новоезерского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.
От Луки св. благовествование Гл. 9 (1-6)
Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Посл. к Галатам св. ап. Павла
Гл. 5 (22-26)
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Гл. 6 (1-2)
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Из Пролога, 7 ноября: О страхе Божием (Из жизни св. мученика Феодота корчемника)
Читая жития святых, мы нередко находим в них сказания о том, что многие из разбойников, блудниц и других великих грешников бросали свою дурную жизнь, обращались к Богу, делались ревностнейшими служителями Божьими и впоследствии за свою святую жизнь удостаивались даже и дара чудотворений. Скажите, братие, что же было причиною того, что упомянутые выше люди обращались от врага нашего спасения – к Богу, от греха – к добродетели и от пути погибельного на путь правый? Не знаем, на какую из причин всего этого укажете вы – но мы, с своей стороны, думаем, что главною причиною обращения грешников к покаянию и исправлению жизни был страх Божий. Вы, слыша это, спросите: из чего это видно? На это ответим вам, что это видно из примеров следующих.
1. Святый мученик Феодот, именуемый корчемником, хотя и был сыном христианских родителей, но в юности имел порочные наклонности. Он был очень корыстолюбив и из-за корысти открыл корчму, т.е., как сказано в житии его, дом пагубный. В те древние времена, в которые жил Феодот, открыть корчемницу значило: уловлять души людей в погибель, развращать их, заставлять людей рано пить и есть, забывать Бога и губить свою честь и состояние. С этою постыдною целью Феодот и открыл свою корчму. Долго ли так из-за корыстолюбия он содержал ее, мы не знаем, но знаем только то, что однажды на Феодоте исполнилось слово Писания, говорящее, что боязнею Господнею уклоняется всяк от зла. Раз Феодот пришел в себя, вспомнил Бога, смерть, страшный суд и ад – и страх Божий проник в сердце грешника, Феодот тотчас же после сего из дома погибели устроил дом спасения. Он начал с того времени в своей корчме насыщать голодных, поить жаждущих, одевать нагих и стал благодетельствовать церквам и их служителям. Затем, в своем духовном преуспевании он стал восходить от силы в силу и кончил тем, что мужественно пред гонителем христиан исповедал Христа, принял за Него страшные муки и смерть, а с ними и венец мученический стяжал себе.
Другой пример. Преподобный Давид, память коего Св. Церковь совершает шестого сентября, сначала был разбойник: много делал зла; многих убивал. Он был такой, говорит списатель жития его, «яко ин никтоже зол бяше». Однажды, отдыхая на горе со своими товарищами и размышляя о своей жизни, он пришел в ужас от своих дел, раскаялся и решился остальные дни свои посвятить на служение Богу. Бросив своих сообщников, он пришел в один из монастырей и в оном, сказано: «нача подвизаться воздержанием и удерживать себе смирением. И всех преспе, иже в монастыре, седьмдесять черноризец». Такой-то вот переворот в жизни Давида к лучшему сделал коснувшийся сердца его страх Божий.
А отсюда и ясным становится, братие, то, что этот страх Божий подлинно был главною причиною обращения и всех вообще грешников к покаянию и исправлению жизни. И эту истину, кроме приведенных примеров, подтверждает нам еще и св. Златоуст. «Если, – говорит он, – будем памятовать, что везде предстоит Бог, все слышит, все зрит – не только дела и слова наши, но и намерения и помышления наши, – в таком случае мы ничего беззаконного не дерзнем ни сделать, ни сказать, ни помыслить» (См. Поучение Пискарева, стр. 11).
Ввиду всего этого и будем непрестанно заботиться о том, чтобы утвердить всем нам в сердцах наших страх Божий. А для этого будем чаще представлять себе то, что есть над нами Бог всевидящий и правосудный, что всех нас рано или поздно постигнет смерть, что есть рай и ад и что будет в свое время и страшный суд Божий над нами. И конечно, когда будем поступать так, тогда ничто худое и богопротивное не пойдет на ум нам, и мы в обновлении жизни нашей ходить начнем. Аминь.
Икона Богородицы «Взыграние» (Угрешская)
На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.
Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».
После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.
В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние». Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители http:/ugresha.org: «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре».
Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери "Взыграние".