20 декабря день памяти Преподобного Нила Столобенского, Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.

19.12.2022

Доброго дня! Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. "Селигерская" (Владимирская), архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, прп. Антония Сийского, прп. Нила Столобенского и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40). Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования - карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, - и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими - теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.

 

Евр. 3, 5-11. 17-19:

И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;

а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,

не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,

где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.

Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;

посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой....

На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?

Итак видим, что они не могли войти за неверие.

 

Лк. 20, 27-44:

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

после всех умерла и жена;

итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов?

а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

 

Из Охридского Пролога за 7 декабря

Рассуждение:

Сторицей возвращает Бог заем, данный Ему через руки нищих. Одна женщина-христианка состояла в браке с мужем-язычником. Жили они в любви и крайней бедности. Когда с большим трудом удалось им сберечь 50 сребреников, муж сказал жене, что надлежало бы отдать эти деньги в заем под процент, а иначе, сребреник за сребреником, проедят они всё сбережение и снова останутся ни с чем. Жена ответила ему: «Если хочешь дать эти деньги кому-нибудь взаймы, то подай их христианскому Богу». – «А где христианский Бог?» – спросил муж. Жена отвела его к церкви и посоветовала раздать все деньги сидящим там нищим. «Христианский Бог примет это от них, – говорила она, – ибо все эти [несчастные бедолаги] – Его». Раздав все 50 сребреников нищим, они вернулись домой. Однако спустя некоторое время хлеб в их доме закончился. Тогда жена сказала мужу, чтобы шел он к храму, – да примет деньги от Бога, Которому их и дал. Муж послушался, но у церкви [опять] увидел [одних] только нищих. Недоумевая, кто даст ему деньги, прогуливался он возле храма. Вдруг, посмотрев на землю перед собой, увидел он серебряную монету. Взял он ее, купил на нее одну рыбину и принес домой. Дома он пожаловался жене, что никого [у храма] не увидел и никто ему ничего не дал, и лишь случайно нашел он [там] только один сребреник. Жена ему ответила: «Бог невидим и незримым образом всё устраивает». Когда она разрезала рыбу, то нашла в ней какой-то светлый камень. Дала она его мужу, а тот понес его купцу, чтобы узнать, можно ли за этот камень что-то получить. Купец предложил ему 5 сребреников; мужчина улыбнулся, полагая, что торговец шутит, предлагая такую высокую цену. Купец же, подумав, что человек сей смеется из-за столь малой предложенной цены, стал набавлять ее до 10, затем до 15, до 30 и наконец до 50 сребреников. Понял тогда оный человек, что это какой-то драгоценный камень, и стал колебаться [продавать ли его вообще]. Купец же все больше и больше увеличивал цену, пока не достигла она 300 сребреников. Тогда человек сей принял 300 сребреников и вернулся домой радостным. «Видишь ли, сколь благ Бог христианский?» – сказал ему жена. Изумленный муж немедленно крестился и вместе со своей женой стал прославлять Бога.

Проповедь о том, что все сотворенное Богом было хорошо весьма

И увидел Бог все, что Он создал,

и вот, хорошо весьма.

Быт. 1:31

Если, братья, все части какого-то здания хороши, то и хорошо весьма всё здание в целом. Хорош в отдельности и каждый кирпич, и каждый камень, и штукатурка, и известка, и перекрытия, и столбы, – но человека приводит в восхищение взгляд на все сооружение. Иногда некая деталь в конструкции кажется ему непонятной и неподходящей, но – в тот момент, когда охватывает взором все строение – предает он это забвению. И действительно, в этом міре есть немало частностей – как в предметах, так и в событиях – которые представляются нам неясными и неуместными. И лишь когда открывается для нас некое высшее целое, мы начинаем понимать и успокаиваемся. Многие страдания и лишения в нашей жизни, когда они нас постигают, мы считаем отвратительными и бессмысленными. Но когда пройдут дни и годы, эти бедствия и утраты в нашей памяти сияют, как драгоценные камни, осветившие нам дальнейший путь нашего бытия. Поэтому, если раздражает тебя нечто в сотворенной Богом природе, смотри на целое; и если в жизни тебя что-то огорчает, ожидай терпеливо – с верой и надеждой – [когда наступят] новые дни и годы. И если вся эта жизнь покажется тебе жалкой и мучительной, воздвигни свои духовные очи в мір иной, – и посетит тебя покой и радость. Ибо и весь сей видимый мір – это все-таки несовершенное целое: существует и мір оный. Ведь сказано: Сотворил Бог небо и землю. И живописец просит зрителя взглянуть на картину издалека – чтобы увидеть ее во всей красоте.

О Господи, о бессмертный Художник, как весьма хорошо [все] сотворенное Тобой! Тебе слава и [по-] хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он приняв постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: "Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!" От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.

В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им:

"Все мое сокровище в углу кельи". Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении.

Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.

Тропарь преподобному Нилу Столобенскому, глас 4

Я́ко светильник всесве́тел/ яви́лся еси́ во о́строве Селиге́ра е́зера,/ преподо́бне о́тче Ни́ле:/ ты бо Крест Христо́в от ю́ности своея́ на ра́мо взем,/ усе́рдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ отону́дуже и чуде́с дарова́нием обогати́лся еси́./ Тем и мы, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как преяркий светильник явился ты на острове озера Селигер, преподобный отче Нил, ибо ты с юности, подняв на плечи Крест Христов, с усердием Ему последовал и чистотой приблизился к Богу, потому и обогатился дарованием чудес. Вот и мы, приходя к раке с мощами твоими, в сердечном сокрушении взываем: «Отче преподобный, моли Христа Бога о спасении наших душ».

Кондак преподобному Нилу Столобенскому, глас 8

Оте́чества, преподо́бне, удали́вся,/ в пусты́ню всели́лся еси́,/ и на о́стров Селиге́ра е́зера возше́д,/ жесто́ко житие́ показа́л еси́,/ и мно́гих доброде́тельми удиви́в,/ дарова́ния чуде́с от Христа́ прия́л еси́./ Помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Ни́ле, о́тче наш.

Перевод: Покинув свою родину, преподобный, ты поселился в пустыни и, взойдя на остров озера Селигер, явил суровую жизнь и, удивив многих добродетелями, принял от Христа дарования чудес. Вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Нил, отче наш».

Молитва преподобному Нилу Столобенскому

О вели́кий уго́дниче, пресла́вный чудотво́рче, собра́нного зде о тебе́ ста́да Христо́ва бо́дрый па́стырю и оби́тели сея́ Бо́гом да́нный нача́льниче, Ни́ле всеблаже́нне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Тро́ичныя сла́вы наслажда́яйся, те́лом же на земли́ в Боже́ственном хра́ме сем почива́яй и от него́ да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная источа́яй чудеса́, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щия честне́й твое́й ра́це лю́ди и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи. Се бо мы в безме́рных согреше́ниях оскверни́вшиися и в ти́не страсте́й при́сно валя́ющиися, пра́ведный гнев Бо́жий на себе́ наведо́хом и вся́кия ми́лости недосто́йны сотвори́хомся; те́мже и не сме́юще возвести́ оче́с на́ших к высоте́ Небе́сней, ниже́ вознести́ моле́бный глас, се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́ в хода́тайство и посо́бие призыва́ем. Ты у́бо, я́ко стяжа́вый дерзнове́ние, воздви́гни горе́ преподо́бныя твоя́ ру́це, я́коже иногда́ чу́дный о́ный Моисе́й Богови́дец Амали́ка побежда́яй, и просте́р к Го́споду Творцу́ всех и Бо́гу те́плую свою́ моли́тву, испроси́ Це́ркви благостоя́ние, возду́ха благорастворе́ние, земли́ плодоно́сие. Изба́ви же всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ благогове́йно почита́ющих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и прило́гов диа́вольских. Бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, напа́ствуемым помо́щник, наги́м покрови́тель, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцем пита́тель, ста́рым укрепи́тель, стра́нствующим путево́ждь, пла́вающим ко́рмчий и исхода́тайствуй всем, кре́пкия по́мощи твоея́ усе́рдне тре́бующим, вся я́же ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми, путь на земли́ маловре́меннаго жития́ на́шего безбе́дне соверши́м, улучи́м же на Небеси́ несконча́емый поко́й и просла́вим ку́пно с тобо́ю всех благи́х Да́теля, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание преподобному Нилу Столобенскому

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ни́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче а́нгелов.

 

ВЛАДИМИРСКАЯ (СЕЛИГЕРСКАЯ)

В се­ми вер­стах от Осташ­ко­ва в Твер­ской епар­хии су­ще­ству­ет об­ще­жи­тель­ная Ни­ло­ва пу­стынь, рас­по­ло­жен­ная при Стол­бен­ском озе­ре [ошиб­ка: озе­ро — Се­ли­гер, ост­ров — Сто­лоб­ный — прим.] и по­лу­чив­шая свое на­име­но­ва­ние от име­ни пре­по­доб­но­го Ни­ла Стол­бен­ско­го. При мо­щах это­го свя­то­го в его оби­те­ли хра­нит­ся чу­до­твор­ный об­раз Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри, при­не­сен­ный сю­да прп. Ни­лом в 1528 го­ду. Сна­ча­ла эта ико­на на­хо­ди­лась в пу­стын­ной ке­лье это­го по­движ­ни­ка.

Од­на­жды пре­по­доб­ный на­хо­дил­ся вне сво­ей ке­льи за ра­бо­той. В это вре­мя на него на­па­ли раз­бой­ни­ки. Угро­жая свя­то­му, они тре­бо­ва­ли от него, чтобы он от­дал им свои со­кро­ви­ща. Пре­по­доб­ный же в от­вет на все их вы­мо­га­тель­ства спо­кой­но ска­зал им:

— Со­кро­ви­ще мое на­хо­дит­ся в уг­лу ке­льи; вой­ди­те ту­да и возь­ми­те его.

В уг­лу же на­хо­ди­лась ико­на Бо­го­ма­те­ри с Бо­гом­ла­ден­цем. И гнев Бо­жий по­ра­зил дерз­но­вен­ных на­силь­ни­ков. Лишь толь­ко раз­бой­ни­ки во­шли в ке­лью по­движ­ни­ка, как все они бы­ли по­ра­же­ны сле­по­той. Но эта тьма про­све­ти­ла их серд­ца по­ка­я­ни­ем. Со сле­за­ми они ста­ли умо­лять Ни­ла о про­ще­нии их по­ступ­ка. Пре­по­доб­ный по­мо­лил­ся Гос­по­ду о за­блуд­ших и рас­ка­яв­ших­ся пре­ступ­ни­ках, и все они про­зре­ли. За­тем пре­по­доб­ный дол­го еще по­учал их в сво­ей ке­лье о ду­шев­ном спа­се­нии, убеж­дая оста­вить на­все­гда по­роч­ное де­ло и вер­нуть­ся к спо­кой­ной и тру­до­лю­би­вой жиз­ни. Раз­бой­ни­ки с сер­деч­ным со­кру­ше­ни­ем слу­ша­ли ре­чи ду­хов­но­го сво­е­го вра­зу­ми­те­ля и да­ли сло­во ни­ко­гда не воз­вра­щать­ся к сво­е­му преж­не­му за­ня­тию. В за­клю­че­ние сво­ей бе­се­ды прп. Нил про­сил их ни­ко­му не рас­ска­зы­вать о сво­ем див­ном об­ра­ще­нии на путь доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. И они то­гда ни­ко­му не по­ве­да­ли обо всем, слу­чив­шем­ся с ни­ми. Но по­сле кон­чи­ны св. Ни­ла они рас­ска­за­ли о яв­лен­ной к ним ми­ло­сти Бо­жи­ей.

Прп. Нил пре­ста­вил­ся в 7 день де­каб­ря 1554 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го в это чис­ло и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние про­сла­вив­ше­му­ся у него об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри Се­ли­гер­ской, на­зы­ва­е­мой ина­че еще Ке­лей­ной Вла­ди­мир­ской ико­ной. На­ка­нуне дня па­мя­ти пре­по­доб­но­го, т. е. в на­ве­че­рии на 7 де­каб­ря, пе­ред этой чу­до­твор­ной ико­ной со­вер­ша­ет­ся мо­ле­бен.

26 мая — так­же день празд­ни­ка в честь Се­ли­гер­ской ико­ны.