Доброго дня! С предпразднством Рождества Христова! Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, чтопринесет мне наступающий день, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, икон Б.М. "Новодворская", "Леньковская" (Спасительница утопающих), сщмч. Игнатия Богоносца, прав. Иоанна Кронштадского, чуд. и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится". Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву, и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва приятная Богу. Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл безчувствен. Если бы дать ему чувство, то он и очищение и жжение чувствовал бы одновременно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.
Мк. 9, 42-10, 1:
Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их...
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
Из Охридского Пролога за 20 декабря
Рассуждение:
Точно неугасимым пламенем, святые мученики были объяты Христовой любовью. Эта любовь облегчала им страдания и самую смерть делала сладкой. Вот что о священномученике Игнатии говорит святой Златоуст: «С такой легкостью сбросил он с себя тело, как некто сбрасывает с себя свою одежду». Путешествуя в Рим на смерть, Игнатий боялся только одного: как бы христиане – либо молитвами к Богу, либо каким-либо внешним способом – не удержали его от мученичества за Христа. Посему непрестанно просил он их – и письменно, и устно – не делать этого. «Простите меня, – говорил он, – я знаю, что мне полезно. Сейчас я лишь начинаю быть Христовым учеником, не желая ничего из видимого или невидимого, только бы достигнуть Христа. Пусть придут на меня все диавольские мучения: огонь, крест, звери, рассечение, раздирание, сокрушение костей, раздробление всего тела, – только бы приобрести мне Иисуса Христа. Лучше мне умереть за Христа, нежели царствовать [от края] до края земли... Моя любовь пригвождена ко кресту, и нет во мне пламени любви ни к чему мірскому». Когда ввели его в цирк, он обратился к народу со словами: «Граждане римские, знайте, что не наказываюсь я за какое-либо преступление и не осужден на смерть за некое беззаконие, – но ради Бога моего, Чьей любовью я объят и Кого ненасытно желаю. Его я пшеница, и зубы зверей смелют меня, дабы быть мне Его чистым хлебом». Когда звери съели его, Божиим Промыслом осталось у него сердце среди костей. И когда неверные разрубили сердце священномученика, то внутри обнаружили написанное золотыми словами имя: «Иисус Христос».
Проповедь о Давиде
И рече Давид к Нафану: согреших ко Господу...
Быша слезы моя мне хлеб день и нощь.
2Цар. 12:13;Пс.41:4
Согрешил царь Давид пред Богом, покаялся – и Бог простил ему [грех]. Велик был грех царя, но еще величайшим оказалось покаяние. Виновен он был пред Богом в двух тяжких беззакониях: в прелюбодеянии и убийстве, – но когда обличил его Нафан, пророк Божий, Давид болезненно воскликнул: Согреших ко Господу! Следовательно, исповедал он свой грех и покаялся горько-прегорько. И сокрушенно молился Богу, рыдая, постясь, возлежа на земле и кротко перенося страшные удары, которые – за его грех – Бог послал на него, и на дом его, и на народ его. В своих покаянных псалмах он говорит: Аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21:7); От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:6); Бдех (то есть не сплю) (Пс. 101:8); Пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10); Колена моя изнемогоста от поста (Пс. 108:24). Вот подлинное покаяние, вот истинно кающийся! Не зачерствел он во грехе и не впал в отчаяние, но, уповая на Божию милость, каялся непрестанно. И Бог, любящий тех, кто оплакивает свои грехи, смиловался над ним, поставив его покаяние как образец. И простил его Бог, и прославил паче всех израильских царей, и дал ему преизобильную благодать, дабы пропел он превосходнейшие покаянные молитвы и предрек пришествие на землю Спасителя міра, причем из его рода и колена.
Видите, братья, сколь дивна милость Божия к кающимся! Настолько дорог для Бога стал сей кающийся Давид, что Господь и Сам не постыдился взять на Себя плоть от его семени. Блаженны те, кто не черствеют в грехе и не впадают в отчаяние по причине согрешений. Покаяние избавляет как от того, так и от другого зла.
Господи милостивый, умягчи наши сердца покаянными слезами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ
Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был
учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.
Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.
В 106 г. император Траян (98 - 117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.
На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:
"Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: "Иди к Отцу"".
Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы.
По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: "Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, "а Кто запечатлен в моем сердце. Того я устами исповедую". Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись:
"Иисус Христос". В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся.
Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию, а впоследствии со славою возвращены и положены 1 февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91 - 100).
Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Игнатий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Ин тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4
Апо́стольских нра́вов подража́телю/ и престо́ла их сонасле́дниче,/ архиере́ев удобре́ние и му́чеников сла́во, Богодухнове́нне,/ на огнь, и меч, и зве́ри дерзну́л еси́, ве́ры ра́ди/ и, слово и́стины исправля́я,/ до кро́ве пострада́л еси́,/ священному́чениче Игна́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Апостольских нравов подражатель и престола их сонаследник, архиереев украшение и мучеников слава, Богодухновенный, на огонь, и меч, и зверей решился ты, веры ради и, слово истины исполняя, до смерти пострадал ты, священномученик Игнатий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3
Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный день/ предпропове́дует всем в верте́пе рожде́наго:/ сего́ бо жажда́я от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;// сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси, Игна́тие всему́дре.
Перевод: Светлых подвигов твоих светоносный день предвозвещает всем в пещере Рожденного, ибо желая насладиться Его любви, ты решился (на мученичество) быть съеденным зверями, потому и назвался Богоносцем, Игнатий премудрый.
Ин кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4
От восто́ка днесь возсия́вый/ и тварь всю просвети́вый уче́ньми, // му́ченичеством украси́ся, Богоно́сный и Боже́ственный Игна́тий.
Молитва священномученику Игнатию Богоносцу
О, вели́кий святи́телю Богоно́сный Игна́тие! К тебе́ припа́даем и мо́лим тя, при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию! Умоли́ Го́спода, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша: ты му́ченически ду́шу твою́ за ве́ру положи́л еси́, да́руй и нам му́жество во всем подража́ти тебе́. Ничто́ в жи́зни не возмогло́ отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду, ни ле́стныя обеща́ния, ни преще́ния, ни угро́зы, ниже́ са́мыя му́ки: ты с ра́достию предста́л пред зверьми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́нгел, возлете́л еси́ во оби́тели Отца́ на́шего Небе́снаго; и моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем. Бу́ди же, святы́й уго́дниче, предста́телем у Го́спода: за ны, недосто́йнии рабы́ твоя́; помога́й и всем правосла́вным христиа́ном святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему Бо́гу, да изба́вит ны от гла́да, тру́са, гра́да, бездо́ждия и смертоно́сных боле́зней, и да да́рует нам здр́авие и спасе́ние. Бу́ди же нам помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби, наипа́че в час кончи́ны на́шея яви́ся нам све́тлым защи́тником и хода́таем и умоли́ Го́спода сподо́битися всем нам, тебе́ ны́не те́пле моля́щимся, получи́ти по христиа́нской кончи́не Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси святи́и вку́пе с тобо́ю ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва 2-я священномученику Игнатию Богоносцу
О, велики́й уго́дниче Христо́в, священному́чениче Игна́тие! При́зри ми́лостивым твои́м о́ком и простри́ ко Го́споду те́плыя твоя́ моли́твы, и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние прегреше́ний. Се бо мы, раби́ Бо́жии (имена), се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́, хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны, гре́шныя, призыва́ем, тебе́ у́бо про́сим: не пре́зри нас недосто́йных, твоея́ по́мощи тре́бующих, и исхода́тайствуй нам вся ко спасе́нию поле́зная, я́ко да получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим всех благи́х Исто́чника и Дарода́теля, Бо́га Еди́наго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан святителем Петром, митрополитом Московским (память 21 декабря), предположительно в 1320 году. Будучи еще иеромонахом монастыря на Волыни и испросив благословение игумена, Петр оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рати, близ урочища, которое называлось Новый Дворец, он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвигов образовался монастырь, названный Новодворским
После подписания Брестской унии, во время гонения униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, святая икона была перенесена неким иеромонахом Иаковом в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.
Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Суражской обители (упразднен в 1766 году). 14 августа 1677 года, во время перенесения крестным ходом из старой церкви в новую, святой образ Божией Матери явил чудесные знамения. Святитель Димитрий Ростовский, прибывший в это время на поклонение чудотворной иконе, был свидетелем тому, что епископ Целерский Никодим после Литургии 16 августа оглашал перед собравшимися верующими эти чудеса.
Впоследствии чудотворный Новодворский образ Пресвятой Богородицы пребывал в Новгород-Северском Спасо-Преображенском монастыре, который был закрыт в конце 50-х годов XX столетия. Сам первообраз святой иконы в годы лихолетия был утерян.
Одним из иноков упраздненного монастыря список с чудотворного образа был перенесен в г. Нежин, а в 1997 году он был передан в местную Крестовоздвиженскую церковь. В 2000 году Новодворская икона Божией Матери была помещена в киот, каждое воскресенье перед чудотворным образом служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
Другие списки с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери находились в Каменском Успенском женском монастыре Новозыбковского уезда Черниговской губернии и в Киевском Златоверхом Михайловском монастыре.
В 2004 году во время посещения Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря президентами России, Украины и Беларуси, список с чудотворной иконы, написанный в XVIII в., был передан в дар обители.
Новодворская икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богоматери с Божественным Младенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Новодворской», глас 4
Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем,/ почита́ющи святу́ю ико́ну Твою́/ и припа́дающе к не́й уми́льно глаго́лем:/ Небе́сная на́ша Засту́пнице и Покрови́тельнице,/ изба́ви на́с от все́х бе́д и скорбе́й/ и умоли́ Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Сегодня православные люди светло празднуем, почитая святую икону Твою и коленопреклоненно перед ней со смирением взываем: «Небесная наша Защитница и Покровительница, избавь нас от всех бед и скорбей, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наши».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Новодворской», глас 1
Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ Новодворская Твоя́ ико́на, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и на́с, к не́й притека́ющих,/ от бе́д и искуше́ний свободи́,/ оби́тели и́ноческия сохрани́/ и Правосла́вие в земле́ на́шей утверди́,/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х:/ ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.
Перевод: Источником исцелений и веры Православной утверждением стала Новодворская Твоя икона, Богородица, потому и нас, к ней приходящих, от бед и искушений освободи, обители монашеские сохрани и Православие в земле нашей утверди, и грехи прости молящимся Тебе, ибо все, что хочешь, можешь.
"СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ" (ЛЕНЬКОВСКАЯ, НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ)
В восьми верстах от города Новгород-Северска в Черниговской губернии есть село Леньков, расположенное при реке Десне. В глубокой древности это селение было несколько ближе к городу. В нем существовал храм во имя Собора Пресвятой Богородицы, почему и доныне то место называется Богородичным. Во время польского нашествия при самозванце с. Леньков и его церковь были совершенно опустошены. Во второй же половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место. Построен и новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. В нем и помещается чудотворная икона Богоматери.
Предание говорит, что в этот храм икона Божией Матери перенесена из прежней Богородичной церкви. История явления и прославления этого образа такова.
Против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, есть на реке Десне весьма опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могут переплыть эту пучину. Очень часто случалось, что в этот водоворот попадали огромных размеров баржи, нагруженные хлебом, и становились добычей бездны: круговращение воды своей стремительной силой увлекало их вместе с сопровождавшими их людьми. И вот на этом-то опасном месте однажды обретена была икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие, узрев пречистый образ, взяли его и поставили сначала на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте возник вышеупомянутый Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньков, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с ней через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божией Матери видимо почило на опасном месте со времени построения вблизи него храма в честь Ее имени. Замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.
Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих», по виду своему весьма ветхая: лик Предвечного Младенца даже трудно рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Усердие верующих украсило этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользуется большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество верующих, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.
Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих», глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих»
Засту́пница усе́рдная, Ма́ти Го́спода Вы́шняго! Ты́ еси́ все́м христиа́ном по́мощь и заступле́ние, па́че же в беда́х су́щим. При́зри ны́не с высоты́ святы́я Твоея́ и на ны́, с ве́рою поклоня́ющияся Пречи́стому о́бразу Твоему́, и яви́, мо́лим Тя́, ско́рую по́мощь Твою́ по мо́рю пла́вающим и от ве́тров бу́рных тя́жкия ско́рби терпя́щим. Подви́гни и вся́ правосла́вныя христиа́ны на спасе́ние в вода́х утопа́ющих, и возда́ждь подвиза́ющимся о се́м бога́тыя ми́лости и щедро́ты Твоя́. Се́ бо, на о́браз Тво́й взира́юще, Тебе́, я́ко ми́лостивно су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти все́х скорбя́щих и напа́ствуемых. Ты́ по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница, и на Тя́ упова́юще, са́ми себе́, и дру́г дру́га, и ве́сь живо́т на́ш Тебе́ предае́м во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Спасительница утопающих»
Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния все́м с ве́рою притека́ющим.