Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни
Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу.
В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил.
Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме.
В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами.
Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях.
В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.
После того как сын отца Федора Михаил окончил Московское техническое училище и женился, путь в монастырь для отца Феодора был открыт. В 1898 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь, где был пострижен в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отца Алексея полюбили в монастыре за смирение и кротость. Ко всем приходящим к нему он относился с любовью и состраданием.
Владыка Арсений (Жадановский) вспоминал: «Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим». Любовь старец ставил выше поста и молитвы.
С 1908 по 1916 год старец пребывал в полузатворе, но продолжал принимать людей. К нему приезжали архиереи и государственные деятели, священнослужители и монахи, военные и врачи, чиновники и учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне.
В 1916 году игумен Герман дал свое благословение на полный затвор старца Алексия, но уже через год ему пришлось прервать свое духовное уединение. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд. По личной просьбе святителя Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора. В конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию.
В 1919 году старец решил увеличить свой молитвенный подвиг и принял схиму. Имя у отца Алексия осталось прежним, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта — в честь святого праведного Алексия, человека Божия.
В 1923 году уездные власти закрыли Зосимовскую пустынь. Все иноки разъехались кто куда. Отец Алексий со своим келейником отцом Макарием отправились в Сергиев Посад и поселились в доме духовной дочери старца, уехавшей в Саров. Здесь жизнь мало чем отличалась от монастырской. До самой блаженной кончины в 1928 году, к старцу приезжали духовные чада и священнослужители.
Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Киевского глас 4
Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.
Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского глас 6
Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердне моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.
Молитва
О святый угодниче Божий, страстотерпче, благоверный княже Игоре! Ты измлада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во чтоже вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси и, благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас, грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости; Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление; покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 5 прп. Алексию Зосимовскому
Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший духом пребожественным, избирая Патриарха Росийского, святителя великого, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за землю русскую и спасение душ наших.
Кондак, глас 3
Благочистивого корене жезл святый, от юности живот конкурентности на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, дюбовию христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и великую милость.