2 ноября день памяти Преподобного Гавриила Самтаврийского (1995).

02.11.2022

Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., вмч. Артемия, прав. отр. Артемия Веркольского, прп. Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе) и иных святых сего дня!    

 

Свт. Феофан Затворник:

"Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня", сказал Господь: а Пославший Его - Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания - один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

 

Кол. 3, 17-4, 1:

И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия...

Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

 

Лк. 9, 44-50:

вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

[Зач. 48.] При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

 

Из Охридского Пролога за 20 октября

Рассуждение:

Дивно руководствует милосердный Бог теми, кто предает себя Его святой воле и Его попечению. Как ремесленник из мягкого воска изготовляет такие свечи, какие хочет, так и премудрый Бог делает из Своих преданных служителей бессмертные светила в Небесном Царствии. Святой новомученик Игнатий был всецело предан Богу еще в детстве, сильно желая стать монахом и мучеником за веру. Во время восстания Карагеоргия турки, объезжая Болгарию, собирали войско против сербов. Прибыли они и в дом Георгия, отца Игнатия, чтобы посмотреть, есть ли там рекруты. Увидев, что Георгий – человек сильный и [физически] развитый, захотели взять его в армию. Однако он твердо им сказал: «Не могу я идти против единоверных мне христиан». Разъяренные турки убили его тут же на месте. Юный Игнатий спрятался в одном из соседних домов, а затем бежал в Румынию. Однако желание монашества привело его на Святую Гору. Впрочем, хотел он чего-то большего, нежели монашество, а именно – мученичества. Однажды ночью, молясь со слезами перед иконой Пресвятой Богородицы, чтобы устроила Она ему путь к мученичеству, он услышал перед собой некий шум и увидел, как от той иконы отделился светлый венец и опустился ему на голову. Вскоре после этого пострадал он мученически от рук турок и принял венец вечной славы.

Проповедь о древних и новых повествованиях о Божиих чудесах

Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши

возвестиша нам дело, еже соделал еси

во днех их, во днех древних.

Пс. 43:2

Так царь Давид говорит от имени всего народа. А затем перечисляет несколько великих Божиих дел, которые Господь совершил для народа израильского. Обо всех этих Божиих делах слышали и мы, братья, из Священного Писания. Но скольких еще (и каких) неизвестных Давиду – свершившихся в последующую эпоху! Сверх того, что слышал Давид, не слышали ли мы несравненно более досточудные и вящие дела Божия Промысла и Божия человеколюбия! Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и пожил как человек среди людей, источил мудрость, сотворил чудеса, умертвил смерть, посрамил диавола, даровал силу Своим последователям. Давид не слышал об этом, а мы слышали, так как возвестили нам сие духовные Отцы: Апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые – со времен оных, древних, и вплоть до наших дней. И не только они поведали нам о том, но каждый день Дух Божий вещает это через Святую Церковь, через благодатные таинства, через бесчисленные и несметные чудеса. Вот причина нашей великой радости, а также и великого страха. Ведь много нам дано, но многое с нас и взыщется. Дано нам больше духовных богатств, нежели всем тем, кто жил до Христа: больше мудрости и ве́дения, больше славы Божией и силы и больше, гораздо больше примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Вопросите себя, о богатейшие всех богатых, что́ за всё сие дали вы и [что] даете Богу? Итак, потрудитесь, чтобы не посрамиться на Божием Суде. Подобно грезам, проносятся и вскоре минуют все ваши дни на земле. И скоро глас ангельской трубы созовет все народы и всех людей на Страшный Божий Суд. Возьмите на себя труды, чтобы [там] не постыдиться. Ведь не сможете вы оправдаться словами «Мы не знали» или «У нас не было»! Знаете и имеете вы больше откровений, чем Давид и Соломон. И вящий с вас спрос, нежели с них.

О Сыне Божий, великий и [досто]чудный Боже и Спасителю наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей, пролитой за нас. Да не запамятуем [сие], Господи, и да не будем на всю вечность осуждены. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ (УРГЕБАДЗЕ) САМТАВРИЙСКИЙ

Мир­ское имя от­ца Гав­ри­и­ла - Го­дерд­зи Ур­геб­ад­зе. Ро­дил­ся он 26 ав­гу­ста 1929 го­да в Тби­ли­си, в се­мье убеж­ден­но­го ком­му­ни­ста. Отец рано скончался, и родные называли мальчика отцовским именем - Васико.

Уве­ро­вал в Бо­га в дет­стве. Од­на­жды со­сед­ки ру­га­лись, и од­на из них ска­за­ла: "Ты ме­ня рас­пя­ла, как Хри­ста". Маль­чи­ку ста­ло ин­те­рес­но, что это зна­чит - "рас­пять" и кто та­кой Хри­стос. Взрос­лые от­пра­ви­ли ре­бен­ка в цер­ковь, где сто­рож по­со­ве­то­вал ему про­чи­тать Еван­ге­лие. Он на­ко­пил де­нег, ку­пил Еван­ге­лие и через несколь­ко лет знал текст прак­ти­че­ски на­изусть.

Же­ла­ние мо­на­ше­ства воз­ник­ло в нем еще в юные го­ды. Поз­же ста­рец го­во­рил: "Боль­ше­го ге­ро­из­ма, чем мо­на­ше­ство, нет". Мать его дол­гое вре­мя бы­ла про­тив стрем­ле­ния сы­на к мо­на­ше­ству, но под ко­нец жиз­ни при­ми­ри­лась с его вы­бо­ром, а за­тем и са­ма при­ня­ла по­стриг и была по­хо­ро­не­на в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.

Мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в 26 лет, по­лу­чив имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го - стар­ца, ко­то­рый про­шел по во­де и при­нес на афон­ский бе­рег при­плыв­шую по мо­рю Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Гав­ри­ил осо­бо по­чи­тал чу­до­твор­ный спи­сок Ивер­ской, хра­ня­щий­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.

Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил мно­го­гла­вую цер­ковь. Он воз­во­дил ее сво­и­ми ру­ка­ми и за­кон­чил око­ло 1962 го­да. Ико­ны для этой церк­ви отец Гав­ри­ил на­хо­дил на го­род­ских свал­ках, ку­да в те го­ды сво­зи­ли и вы­ки­ды­ва­ли вме­сте с му­со­ром мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни. Ино­гда он це­лы­ми дня­ми бро­дил по свал­кам. У него бы­ла неболь­шая ма­стер­ская, где он очи­щал ико­ны, де­лал им окла­ды из раз­ных ма­те­ри­а­лов. Сте­ны его церк­ви сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­ми. Да­же фо­то­гра­фии и изо­бра­же­ния икон из свет­ских жур­на­лов он по­ме­щал в ра­моч­ки.

1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­стра­ции иеро­мо­нах Гав­ри­ил сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на зда­нии Вер­хов­но­го Со­ве­та Гру­зин­ской ССР, и стал про­по­ве­до­вать со­брав­шим­ся лю­дям Хри­ста. Его за это силь­но из­би­ли и по­са­ди­ли в изо­ля­тор КГБ Гру­зии. На до­про­се отец Гав­ри­ил го­во­рил: он это сде­лал по­то­му, что "нель­зя бо­го­тво­рить че­ло­ве­ка. Там, на ме­сте порт­ре­та Ле­ни­на, долж­но ви­сеть Рас­пя­тие Хри­ста. Сла­ва не нуж­на че­ло­ве­ку. На­до пи­сать: «Сла­ва Гос­по­ду Иису­су Хри­сту»". В ав­гу­сте то­го го­да был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу на об­сле­до­ва­ние. Там был при­знан су­ма­сшед­шим. Стар­цу по­ста­ви­ли ди­а­гноз: "пси­хо­па­ти­че­ская лич­ность, ве­рит в Бо­га и ан­ге­лов". Ему вы­да­ли "бе­лый би­лет".
Впо­след­ствии цер­ков­ные иерар­хи, в уго­ду свет­ским вла­стям, не раз­ре­ша­ли ему за­хо­дить в цер­ковь, не пус­ка­ли на служ­бы, про­го­ня­ли. У ба­тюш­ки не бы­ло воз­мож­но­сти при­ча­стить­ся, а он же­лал это­го всей ду­шой. Он мог по несколь­ко дней об­хо­дить­ся без еды, по­дол­гу не спать, но очень тя­же­ло пе­ре­но­сил от­чуж­де­ние от церк­ви. Ста­рец ча­сто от бес­си­лия пла­кал, от­кры­вая ду­шу сво­им сест­рам.

В 1980-е го­ды по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро. В по­след­нее вре­мя он жил в круг­лой башне. Мо­на­хи­ни неко­то­рое вре­мя удив­ля­лись чу­да­че­ствам ба­тюш­ки, по­ка не уви­де­ли в них осо­бый по­двиг. По­на­ча­лу им ка­за­лось стран­ным, что он ка­кое-то вре­мя жил в ку­рят­ни­ке, где бы­ли боль­шие ще­ли, зи­мой хо­дил бо­си­ком. По­том сест­ры ста­ли чув­ство­вать, что от него ис­хо­дит необык­но­вен­ная лю­бовь: он лю­бит всех. Ча­сто ста­рец кри­чал на се­стер, тре­бо­вал от них по­слу­ша­ния, за­став­лял что-то де­лать или мог за­ста­вить их есть из гряз­ной по­су­ды. Но оби­жать­ся на него бы­ло невоз­мож­но - в его гла­зах све­ти­лась неж­ная лю­бовь.

Игу­ме­нью Фе­о­до­ру, ко­гда она бы­ла еще мо­на­хи­ней, он брал с со­бой в Тби­ли­си и за­став­лял по­про­шай­ни­чать. Они вдво­ем про­си­ли ми­ло­сты­ню, а по­том ста­рец раз­да­вал всё ни­щим. Ес­ли они воз­вра­ща­лись на так­си, он мог на­кри­чать на так­си­ста и со­всем не дать де­нег, а мог и за­пла­тить во мно­го раз боль­ше.

В Страст­ную сед­ми­цу из его ке­льи до­но­сил­ся по­сто­ян­ный плач. Неко­то­рые ви­де­ли, как во вре­мя мо­лит­вы он под­ни­мал­ся над зем­лей на 40–50 сан­ти­мет­ров и от него ис­хо­дил свет. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­чи­та­ли от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­ким по­движ­ни­ком, они при­хо­ди­ли к нему как к жи­во­му свя­то­му.

Отар Ни­ко­ла­и­шви­ли был ду­хов­ным ча­дом ба­тюш­ки и ча­сто про­во­дил вре­мя в его ке­лье. Од­на­жды отец Гав­ри­ил неожи­дан­но ска­зал ему, что на­до сей­час же, сроч­но ехать в мо­на­стырь свя­то­го Ан­то­ния Март­коп­ско­го. Отар сму­тил­ся: ма­ши­на не на хо­ду, с ней про­бле­мы. Ба­тюш­ка на­сто­ял, и они кое-как по­еха­ли. До­ро­га ста­ла под­ни­мать­ся в го­ру, ав­то­мо­биль "за­каш­лял и за­чи­хал", но ста­рец вдруг ска­зал: "Сы­нок, ты не бес­по­кой­ся, с на­ми на зад­нем си­де­нье едет сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний Март­коп­ский, но ты не обо­ра­чи­вай­ся". И ма­ши­на вдруг так рва­ну­ла впе­ред, что во­ди­те­лю при­шлось да­вить на тор­мо­за. Ко­гда они въе­ха­ли в мо­на­стыр­ские во­ро­та, ма­ши­на тут же за­глох­ла. В это же вре­мя ту­да во­шли несколь­ко во­ору­жен­ных лю­дей, агрес­сив­но на­стро­ен­ных. Ста­рец тут же вы­шел впе­ред и ска­зал: "Стре­ляй­те в ме­ня". Это сму­ти­ло и отрез­ви­ло бан­ди­тов, и они по­ки­ну­ли оби­тель.

Отец Гав­ри­ил умер 2 но­яб­ря 1995 го­да от во­дян­ки. По за­ве­ща­нию стар­ца его те­ло обер­ну­ли в ци­нов­ку и пре­да­ли зем­ле там, где под­ви­за­лась свя­тая Ни­на.

24 де­каб­ря 2012 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­рец Гав­ри­ил про­слав­лен в ли­ке свя­тых как пре­по­доб­ный. Это про­изо­шло в неве­ро­ят­но ко­рот­кий срок по­сле его кон­чи­ны — через 17 лет.

22 фев­ра­ля 2014 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го.

25 де­каб­ря 2014 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви по­ста­но­вил «вклю­чить в ме­ся­це­слов и Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Сам­та­врий­ско­го с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 2 но­яб­ря, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

Молитва преподобному Гавриилу Самтаврийскому

О́, блаже́нне Гаврии́ле, древним отцем подо́бниче и тве́рдый веры испове́дниче, от младенства Госпо́да всем сердцем возлюбивый и ре́вностно Ему после́довавый! Мы же, яко раби́ недостойнии, благочестия и смире́ния не имущии, обаче себе́ на всяк день в души́ велича́ющии, ближних осуждающии, не и́мамы пред Бо́гом, чим оправдатися! Сего ради молим тя: моли́ за нас Господа, да пода́ст нам ум, сло́во Его разуме́ти, да бу́дем не то́кмо слы́шателие, но и ревностнии его творцы и да разуме́ем, я́ко ничесо́же мо́жем, кроме́ по́мощи Бо́жия.
Ей, святче Божий! Помози нам Господа возлюбити и Тому прилепитися все́ю душе́ю свое́ю, всем се́рдцем и помышле́нием, да пода́ст нам ра́дость, мир, долготерпение и утеше́ние в ско́рбех по неизрече́нней Свое́й ми́лости, Ему́же подобает всякая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.