Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня вовсем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Фомы и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.
Флп., 237 зач., I, 12-20:
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
при уверенности и надежде моей, [Зач. 238.] что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Лк. 6, 46-7, 1:
Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что́ Я говорю?
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то [Зач. 29.] вошел в Капернаум.
Ин., 65 зач., XX, 19-31:
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Из Охридского Пролога за 6 октября
Рассуждение:
Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2Кор. 5:1), – говорит проницательный апостол Павел. Все наши труды по Богу на земле нацелены именно на то, чтобы заслужить по нашим силам сей нерукотворенный и вечный дом на небесах. Некий индийский царь Гундафор вознамерился построить себе пречудный дворец, какого нет на земле. Когда его посланник Аван искал опытного мастера, который бы воздвиг царю такой дворец, то, по Промыслу Божию, встретил он апостола Фому. Апостол поведал ему, что он [Фома] и есть тот зодчий и что, кроме него, никто другой не сможет построить царю то, чего он желает. Итак, Фома принял много золота от царя для созидания этого дворца. Однако, выйдя из царских покоев, тотчас раздал всё это золото нищим. Спустя два года царь послал слуг спросить Фому, готов ли дворец. Его надлежало воздвигнуть где-то близ столицы. Фома ответил, что всё готово, кроме крыши. Для этого запросил он у царя еще золотых монет, и тот ему дал. А Фома опять раздал все деньги нищим и обходил царство, совершая свое дело, то есть проповедуя Евангелие. Царь узнал, что Фома даже не начинал строить дворец, схватил его и бросил в темницу. В ту же ночь умер брат царя, и царь был безмерно опечален. Ангел, взяв душу почившего, провел ее по раю и показал ей величественный дворец, какого человеческий ум даже не может себе вообразить. Душа умершего захотела войти в этот дворец, но Ангел сказал ей, что это невозможно, так как это дворец его брата, который построил ему апостол Фома на его милостыню. После этого Ангел снова возвратил душу в тело. Брат, придя в себя, возвестил царю: «Поклянись, что дашь мне то, что я у тебя попрошу». И царь поклялся. Тогда брат сказал: «Дай мне твой дворец, который есть у тебя на небесах». Изумился царь и засомневался, может ли быть дворец на небесах. Но когда брат описал ему всё подробно, царь поверил словам брата и немедленно вывел Фому из темницы. Услышав из уст Апостола слова спасения и вечной жизни, царь и его брат крестились. И потрудился царь совершить новые дела милосердия, так что и для себя создал он предивный дворец на небесах.
Проповедь о покаянии царя
Утрудихся воздыханием моим,
измыю на всяку нощь ложе мое,
слезами моими постелю мою омочу.
Пс. 6:7
День сменяется ночью, а ночь днем. Пусть и наше дневное покаяние сменяется ночным, а ночное – дневным. Дневное покаяние проявляется главным образом в добрых делах, а ночное – в молитве, воздыхании и плаче. Так возмещаем мы дни и ночи, наполняя их тем, что́ наиболее ценно пред Богом и что́ пойдет с нами на Божий Суд. Взгляни на царя Давида и зри пример истинного покаяния. Недостаточно исповедать пред священником грех свой и тотчас считать его прощенным. Вот и Давид пред пророком Нафаном признал свой грех, сказав: Согрешил я пред Господом (2Цар. 12:13). Однако великий царь не посчитал это достаточным, но неустанно воздыхал в молитве пред Богом и каждую ночь омывал свой грех слезами покаяния. Даже возлежание на постели служило ему не для отдыха, а для утруждения от плача покаянного, от рыданий с воздыханиями. Не говори: Давид убил человека и совершил прелюбодеяние; ему было в чем так каяться. А разве ты ненавистью не убиваешь людей и нечистыми помыслами и вожделениями не совершаешь прелюбодейство? Сия жизнь не для самооправдания, брат, а для самообличения. Блажен только тот, кого Бог оправдает на Страшном Суде.
Покаяние – дело не одного часа или дня: ему подобает быть нашим внутренним занятием до конца жизни. Измыю на всяку нощь ложе мое, – говорит Давид. Этим подразумевается не то, что днем якобы не надобно каяться, а то, что изливать душевное покаяние удобнее ночью, нежели днем. В ночной тиши и грехи наши, и Суд Божий четче предстают перед нашими глазами... Не напоминает ли нам ночь о смерти яснее, чем день? И наша постель [не служит ли образом] близкой могилы?
О Господи, праведный и дивный, даже искренне покаяться не можем мы без Твоей помощи. Помоги нам, Всеблагий, увидеть наши греховные язвы, и ощутить смрад от них, и самим зарыдать пред Тобою, прежде чем наши сродники зарыдают над нашим мертвым телом [букв.: над нашей мертвой телесной храминой. – Пер.]; прежде, Господи, прежде чем наши Ангелы-хранители восплачутся над падалью нашей души, вметаемой в неугасимый огонь. Помоги и спаси, Господи Боже наш. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ФОМА
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Тропарь апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу), глас 2
Учени́к Христо́в быв, Боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в,/ и Того́ пречи́стую страсть осяза́нием уве́рив, Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.
Перевод: Ты был учеником Христовым и участником священного собрания апостольского, маловерием Христово Воскресение подтвердив и Его Божественные раны осязанием проверив, Фома всеми прославляемый, и сейчас проси нам мира и великой милости.
Ин тропарь апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу), глас 3
Апо́столе святы́й Фомо́,/ моли́ Ми́лостивого Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Фома, моли милостивого Бога да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Кондак апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу), глас 4
Прему́дрости благода́ти испо́лнен/ Христо́в апо́стол, и служи́тель и́стинный,/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:// Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь.
Перевод: Благодатью премудрости наполнен, Христов апостол и служитель истинный, в покаянии взывал к Тебе: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).
Молитва апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)
О, святы́й апо́столе Христо́в Фомо́! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя неве́рия, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: (имена)
Молитва 2-я апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)
О, святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Фомо́! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание апостолу Фоме Ди́диму (Близнецу)
Велича́ем тя, апо́столе Христо́в Фомо́, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.