Свт. Феофан Затворник:
«И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся»*21. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.
Апостола Павла послание к галатам
Гал. 5:22 - 6:2
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Евангелие по Луке
Лк. 9:1-6
Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Из Охридского Пролога за 6 ноября
Рассуждение
Как Бог может извести воду из камня – во утешение людям, так способен Он низвести и огонь с неба для их наказания. Участь Содома и Гоморры представляет собой характерный пример Божией кары, свершившейся над закоренелыми грешниками. То, что Бог может повторить подобное прещение и в другом месте, явил Он над Царьградом в 472 году, в правление царя Льва Великого и патриарха Геннадия. В тот год 6 ноября в полдень небо внезапно затянули густые и черные облака, от которых земля погрузилась во мрак. Облака сии иногда вспыхивали, словно от раскаленного огня, а затем снова чернели. Это явление продолжалось над Царьградом целых 40 дней. Устрашенный народ стал каяться и молиться, вкупе с царем и патриархом обходя с молебнами храмы и стогны города. [Люди молились] Богу с рыданием и воплями. В последний день [сего явления] из облаков стал падать горячий и черный пепел; подобно дождю, это продолжалось с вечера до полуночи, а затем прекратилось. Назавтра день выдался ясным и чистым, однако черный пепел покрывал землю слоем толщиной в пядь. С немалыми усилиями люди очистили свои дома и улицы от этого закопченного пепла, однако все посевы на полях погибли безвозвратно. И всякий имевший разум понял и осознал сие явление как Божие наказание, причем как кару смягченную, благодаря спешному всенародному покаянию пред Господом Богом. А если бы народ замедлил покаяться в своих накопившихся великих грехах, то кто знает, что́ в те дни произошло бы с Царьградом. Но наступило своевременное обращение грешников, а к тому же и молитвы Пресвятой Богородицы и многочисленных святых, воспитанных в Царьграде, посодействовали вящему смягчению сего Божия прещения.
Проповедь о главе Церкви и о Теле Христовом
И поставил Его выше всего,
главою Церкви,
которая есть Тело Его.
Еф. 1:22–23
Обезглавленное человечество [паки] обрело свою главу в Господе Иисусе Христе, воскресшем из мертвых. Отделившееся от своей главы тело снова стало плотно к ней прижиматься, часть за частью, член за членом. Не все люди – тело, а лишь верующие в Господа Иисуса Христа; призваны все, однако только отозвавшиеся приемлются под Главу. Откликнувшиеся составляют тело, именуемое Церковью, глава которой – Господь. И как воскресший и прославленный Человек Иисус возносится Святой Троицей превыше всех и всего на земле и на небе, так и Его Церковь, тело Его, будет вознесено до своей Главы, то есть над всем и вся. Вся Церковь вкупе со своей Главой будет стоять одесную Святой Троицы, ибо где ее Глава, там и ее тело. До такой высоты, величия и славы будут воздвигнуты искупленные и покаявшиеся грешники, некогда враги Божии, сбившиеся с пути, как блудный сын, и обезглавленные, как умерщвленный труп, а теперь усыновленные через Христа и благодаря Христу и облеченные в красоту божественной жизни и сияния. Ибо великое дело, братья, – воплощение Сына Божия на земле, и Его страдания на кресте, и смерть ради нас. Его снисхождение на землю произвело громадную перемену в участи людей и в смысле [бытия] всех тварей. Всё изменил Он и всё соделал новым. Посему, братья, да живем и да поступаем не как ветхий человек, а как новый; да жительствуем не по греху, а по праведности; да ходим не по плоти, а по духу, – дабы тем самым удостоиться нам той высоты, величия и славы, на которую призваны мы нашим Господом [букв.: Главой. – Ред.].
О Господи Иисусе, Святая Глава Святой Церкви, удостой нас вечно быть членами Твоего пречистого Тела. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ ПАВЕЛ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти Патриарха Александра (+340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем, он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием.
Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол.
Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника, из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: "Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь".
Тропарь святителю Павлу, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 3
Боже́ственныя ве́ры испове́данием/ друга́го Па́вла тя Це́рковь, ревни́теля во свяще́нницех, показа́,/ свозопие́т ти и А́вель ко Го́споду,/ и Заха́риина кровь пра́ведная./ О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.
Перевод: Ревнителем в исповедании веры в Бога, как второго Павла, Церковь явила тебя среди священнослужителей. Взывает твоя праведная кровь вместе с Авелевой и Захарииной ко Господу (Лк.11:51). Отче преподобный, Христа Бога моли даровать нам великую милость.
Кондак святителю Павлу, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 2
Облиста́вый на земли́, я́ко звезда́ Небосве́тлая,/ Кафоли́ческую просвеща́еши Це́рковь ны́не,/ о не́йже и страда́льчествовал еси́,/ ду́шу твою́, Па́вле, предложи́в,/ и, я́коже Заха́риина и А́велева,// я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.
Перевод: Просиявший на земле, как звезда Небесная, Православную просвещаешь сейчас Церковь, за нее же и претерпел ты мучения, жизнь твою, Павел, отдав и, как Захарии и Авеля (Быт.4:10, Мф.23:35), истинно взывает кровь твоя ко Господу.