Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, дай нам силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Вукола, еп. Смирнского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Кто такие "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся"? И кто другие "всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины"? Первые те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять перед Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай. Вторые это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают, - что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они за удовлетворением пытливости своей.
Апостола Павла 2-е послание к Тимофею
2 Тим. 3, 1-9:
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Евангелие по Луке
Лк., 20, 45-47:
И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Гл. 21, 1-4:
Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Из Охридского Пролога за 6 февраля:
Рассуждение
Преподобный Варсонофий, пятьдесят лет живший в затворе и не видевший ни одного живого человека, достиг через богомыслие и молитву необычайной чистоты и прозорливости. Вот несколько его мыслей из книги Ответов. «Любой помысел, который не предваряется тишиной смирения, не исходит от Бога. Всё, что от диавола, бывает со смущением и мятежом». «Когда молишься, но Бог не тотчас исполняет твое прошение (в серб, букв.: отлагает тебя услышать. – Пер.), то делает Он это к твоей же пользе, желая научить тебя долготерпению». «Видимые разбойники суть рабы разбойников невидимых, мысленных». «Господь Иисус Христос претерпел всё и, наконец, вознесся на святой Крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое и совершенное умиротворение». «Господь хочет, чтобы любого человека почитал ты более, чем самого себя».
Когда старца спросили, нанять ли судебного ходатая (адвоката) в одном споре монастыря с некими людьми, он ответил: «Если купите заступничество людей, Бог вас не заступит».
Проповедь о взаимном познании Отца и Сына:
Я знаю Его, потому что Я от Него,
и Он послал Меня.
Ин. 7:29
Никто никогда не осмелился сказать, что знает Бога. Многие лишь говорили, что верят в Бога. Только Господь Иисус изрек слова: Я знаю Его. И тотчас обосновал, откуда Он Его знает, сказав: потому что Я от Него, и Он послал Меня. Первое обоснование: потому что Я от Него – утверждает вечное бытие Сына, а второе: и Он послал Меня – свидетельствует о временном явлении Сына в вещественном міре как Посланника Святой Троицы.
Нам, верующим во Христа, не дано знать Отца так, как Его знает Единородный Сын, но дано нам и заповедано веровать. Заслуга наша – в вере, а не в знании. Если бы все мы знали Бога из наблюдений, то ни у кого бы не было заслуг. Ведь что знаменательного в том, чтобы увидеть и познать? Однако не видеть, но верить – в этом заслуга, в этом добродетель, в этом наше спасение. Недостойны мы лицезреть Бога и познавать Его в видении, ибо расслаблены мы грехом и удалены от Него. Но милость Божия дала нам веру в этой жизни, могущую приблизить нас к Богу и ввести в Царство вечного созерцания и знания в жизни оной. О братья мои, да веруем Христу Господу, ибо Он знает. И говорит Он не от веры, а от знания.
Господи милостивый, утверди в нас веру. Простри нам край [ризы] Твоея, дабы держались мы за него до конца жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ВУКОЛ, ЕПИСКОП СМИРНСКИЙ
Преподобный Вукол, епископ Смирнский, ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви (Малая Азия).
Благодатию Божией, святитель Вукол обратил ко Христу и крестил множество язычников и как опытный и мудрый наставник защищал свою паству от тьмы ересей. Скончался в мире около 100 - 105 года. Свою паству он передал святому Поликарпу, знаменитому мужу апостольскому, который также был учеником святого апостола Иоанна Богослова (память его 23 февраля). У гроба святителя Вукола выросло миртовое дерево, которое исцеляло больных.
Тропарь преподобному Вуколу, епископу Смирнскому, глас 4
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Вуко́ле,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.