Доброго дня! Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мц. Харитины, свтт. Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, прп. Харитины кн. Литовской и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование.
Лк. 6, 37-45:
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Из Охридского Пролога за 5 октября
Рассуждение:
Если люди прилагают огромные усилия к поискам истины, не предпочитая ей ничего другого, то Бог Своими легкими путями [ее обретения] выходит им навстречу. Об этом свидетельствует и жизнь священномученика Дионисия Александрийского. Еще в юности, будучи язычником, Дионисий изучал греческих философов и поэтов [ради того только], чтобы отыскать истину. Не довольствуясь сим, он принялся читать всё, что попадало ему под руку. Однажды, по Божию Промыслу, встретила его некая бедная женщина и предложила купить несколько рукописных тетрадей [скрепленных свитков. – Пер.] с Посланиями апостола Павла. Дионисий охотно купил [их] и прочел. Они настолько его заинтересовали, что он опять разыскал ту женщину и спросил ее, есть ли еще такие сочинения, чтобы их приобрести. Женщина направила его к христианскому священнику, и тот вручил ему все Послания [апостола] Павла. Внимательно их прочитав, Дионисий уверовал во Христа и крестился без каких-либо колебаний. [Вот] второй случай. В местечке Арсиной распространилась ересь хилиастов, ошибочно учивших, что Христос скоро придет и учредит в міре сем земное царство, которое будет продолжаться тысячу лет. Во главе ереси стоял некий Коракион. Святой Дионисий предпринял путешествие в Арсиной, чтобы разубедить хилиастов и предотвратить распространение этой ереси среди верной паствы. На большом собрании и хилиастов и православных Дионисий спорил с Коракионом и прочими вождями хилиазма. Целых три дня длилась напряженная дискуссия. Вот какую ревность проявляли древние христиане в исследовании истины! И Бог благословил их труд и рвение, по молитвам святого Дионисия. В конце [концов] Коракион вкупе со всеми хилиастами отказался от своих заблуждений и принял православное учение святого Дионисия.
Проповедь о явленном благе
Мнози глаголют: кто явит нам благая?
Пс. 4:7
Сколь благ Бог, братья мои! Какое слово способно выразить это благо? Великое благо – Царствие Небесное, с пламенными Ангелами, с дивными святыми, со сладостным раем. Кто может описать это благо? Великое благо – бессмертная жизнь близ Бога и Божиих Ангелов, в обществе людей святых и праведных. Великое благо – встреча со своими сродниками и друзьями в небесном міре, со своими родителями, со своими детьми, с самыми дорогими сердцу людьми, которые своим отшествием оставили нас в печали и скорби. «Кто явит нам все эти блага?» – спрашивали многие в эпоху царя Давида, да и поныне задают тот же вопрос. Кто явит их нам, чтобы верили мы и надеялись?
Нам, христианам, эти блага явлены, и мы не ждем, братья, чтобы явил их нам кто-то другой, кроме Господа Иисуса Христа, истинного Свидетеля всех этих благ, истинного их Свидетеля и Господина. Блага сии раскрывал милосердный Господь и прежде Своего пришествия на землю: Своим избранным пророкам. Посему пророк Давид и говорит Богу: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Это ответ всем вопрошающим: «Кто явит нам эти блага?» Сам Бог явил эти блага. Свет лица Господня назнаменовался на нас, то есть написался, начертался на наших сердцах, и в этом свете мы познаём все те блага, которые способно дать только небо. Есть ли врачевание для тех, братья, кто слышал о Христовом пришествии на землю и, однако же, спрашивает: «Кто явит нам эти блага?» Если Христос не явил и не возвестил все эти блага Своим светлым рождеством, Своими светоносными чудесами, Своим светозарным воскресением, Своей пресветлой Церковью, то поистине не явит их черная земля, ибо не может; не явят и люди, ибо не знают. Есть ли лечебное средство для всякого, даже для самого закоренелого неверующего; есть ли такое лекарство, пока не грянет час смертный? Средство сие – в обращении от своей злобы [букв.: в покаянии в своей злобе. – Пер.], в очищении своего сердца, в исполнении Христовых заповедей. [Лишь] здоровые могут созерцать свет лица Господня, а не больные душой, не нечистые сердцем и не заблудшие умом.
О Господи Боже наш, Свет Ангелов и человеков, помоги нам, чтобы [своими] грехами не омрачили мы данный Тобою нам свет, в котором зрим мы блага небесные. Не лиши нас, Многомилостивый, этих благ. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНАЯ ХАРИТИНА, КНЯЖНА ЛИТОВСКАЯ
Преподобная Харитина, княжна Литовская, подвизалась в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла, устроенном на Синичьей горе.
Решив посвятить свою жизнь Господу, она приняла иночество. За добродетельную жизнь преподобная поставлена в игумении обители и до кончины своей была для всех сестер образом смирения, чистоты и строгого воздержания. Почила она в 1281 году и похоронена в монастырском Петропавловском храме.
В Иконописном Подлиннике говорится: "Святая и праведная Харитина, начальница Петровского девичьего монастыря, что в Новеграде. Родом бысть королевства Литовского; подобием простовласа девица, в единой свите без мантии".
Тропарь преподобной Харитине Литовской, Новгородской, глас 2
От ю́ности твоея́ Бо́га все́м се́рдцем возлюби́ла еси́, Харити́но преподо́бная, по́двиги в ве́ре положи́ла еси́ за Христа́. Жениха́ твоего́, и в но́вое твое́ Оте́чество, зе́млю ру́сскую вселилась еси́, к Небе́сному Оте́честву на́с призыва́еши, моля́щи Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: С юности твоей Бога всем сердцем возлюбила ты, Харитина преподобная, подвиги в вере совершила ты за Христа, Жениха твоего, и в новое твое Отечество, землю русскую переселилась ты, к Небесному Отечеству нас призывая, моля Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобной Харитине Литовской, Новгородской, глас 4
Оте́чество твое́ и ро́д оста́вив, Вели́каго Нова́града дости́гла еси́, во оби́тели и́ноческой многотру́дный по́двиг преподо́бнический подъя́ла еси́, а́нгельски на земле́ пожи́вше, мно́гим жена́м русским пу́ть ко спасе́нию показа́. Те́мже вси́ притека́юще к тебе́, зове́м: ра́дуйся, преподо́бная ма́ти на́ша Харити́но.
Перевод: Отечество твое и родных оставив, дошла до Великого Новгорода, в обители монашеской многострадальный преподобнический подвиг ты понесла, прожив на земле подобно ангелам, многим женщинам русским путь ко спасению показав. Потому все, обращаясь к тебе, взываем: «Радуйся, преподобная мать наша Харитина».
Молитва преподобной Харитине Литовской, Новгородской
О, преподо́бная и пресла́вная ма́ти Харити́но, неве́сто Жениха́ твоего́ Христа́, предста́тельница и храни́тельница Вели́каго Нова́града и земли́ Ру́сской. Услы́ши ны́, моля́щиися к тебе́, и я́коже попече́ние име́ла еси́ о оби́тели твое́й и и́ночествующих в не́й и мно́жество же́н ру́сских на пу́ть спасе́ния направила еси́, та́ко и ны́не помози́ на́м, просвети́ омраче́ние умо́в на́ших и к све́ту и́стинныя ве́ры наста́ви наро́д росси́йский, наде́жду на Бо́га в душа́х на́ших укрепи́, любо́вь в сердца́х на́ших утверди́ и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние.
Во дни́ вели́ких бе́д и скорбе́й страны́ на́шея бу́ди о на́с засту́пница, умоли́ Пречи́стую Ма́терь Го́спода, да спасе́т зе́млю ру́сскую от гла́да, от наше́ствия враго́в и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сных я́зв и боле́зней, да укрепи́т ны́ в Правосла́вии, единомы́слии, братолю́бии и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, да научи́т ны́ послуша́нию Це́ркви Его́ Святе́й. О, приснопа́мятная ма́ти на́ша Харити́но, принеси́ за на́с гре́шных моли́твы твоя́ и разсе́янных ча́д Бо́жиих собери́ любо́вию твое́й, возжзи́ пла́мень моли́твы в сердца́х на́ших, да сла́вяще па́мять твою́, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание преподобной Харитине Литовской, Новгородской
Ублажа́ем тя́, преподо́бная ма́ти Харити́но, и чти́м святу́ю па́мять твою́, наста́внице и́нокиням и собесе́днице а́нгелом.