Свт. Феофан Затворник:
«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк.12:4–5). Самый большой у нас страх – смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия – лучше умри, но не иди против страха Божия; потому что если пойдешь против страха Божия, то по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если б это последнее имелось всегда в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшнейшей смерти прогонит опасение смерти слабейшей, и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир.7,39).
Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам
1 Сол. 2:14-19
Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше.
И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Евангелие по Луке
Лк. 12:2-12
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь.
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,
ибо Святой Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
Из Охридского Пролога за 5 ноября
Рассуждение
Что́ тень в сравнении с действительностью, и даже еще меньше, то́ телесная любовь по сравнению с любовью духовной. Братство и сестричество по плоти и крови – ничто, если сопоставить их с братством и сестричеством по духу. Галактиону отец обручил девицу Епистимию. Галактион крестил Епистимию, и после этого оба они приняли монашество. Любовь по плоти заменила в них любовь духовная, крепкая донельзя (в серб. букв:, крепкая, как смерть. – Пер.). Столь сильна была любовь Галактиона к Епистимии, что не хотел он никогда видеть ее телесными очами. Ведь для любви духовной не нужны ни тело, ни свидание. Настолько же сильна была духовная любовь Епистимии к Галактиону, что когда услышала она, что Галактиона увели на истязания, то и сама побежала вслед за ним, прося его не отвергать ее, но в свойстве духовного отца и брата принять в сомученичество. Когда безжалостные палачи били святого Галактиона по нагому телу, святая Епистимия рыдала. Когда же отрубали им за Христа руки и ноги, оба они радовались, прославляя Бога. Столь велика была сила их любви к Владыке Христу, а также любовь духовная, которую питали они друг ко другу. Поистине плотская любовь похожа на пеструю бабочку, жизнь которой недолговечна, а любовь духовная не стареет и не угасает [букв.: любовь духовная продолжительна. – Ред.].
Проповедь о возвышении человека через воскресшего Христа
Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и
Господства, и всякого имени, именуемого не только
в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его.
Еф. 1:21–22
Вот высота, на которую вознес Бог человеческое существо! Ибо речь здесь не о Божественной природе Христовой, а о человеческой; не о вечном Слове Божием, а о Человеке Иисусе, Которого Бог воскресил из мертвых и вознес не только над всем сим видимым и смертным міром, но и над [міром] невидимым и бессмертным, превыше всех ангельских чинов и небесных властей, превыше всей явленной и неявленной досточудной небесной иерархии, превыше всякого сотворенного существа, ве́домого и неве́домого, [равно как] и превыше всякого имени, нарицаемого в обоих міраx: в міре вещественном и в міре духовном. Видите ли, братья, как преславный наш Творец исполнил Свое обетование, данное изгнанному из рая Адаму, и еще яснее изреченное Аврааму, и еще отчетливее раскрытое через пророков и Давида! Замечаете ли, как Господь Саваоф начал прославлять человеческий род, возвеличив Человека Иисуса, в Котором было воплощено Божество Бога Сына Божия! Как Первенца славы сперва прославил Его, а затем по порядку – [и] всех тех, которые причислили себя к Его [последователям] и благодатью Духа Святого назнаменовали себя к вечной славе и вписали себя в Книгу жизни. Не напрасно Церковь воспевает Божию Матерь как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Там, где возвеличился воскресший Господь, там возвысилась и Его Пресвятая Богоматерь, а также и Его святые Апостолы – по Его слову к Отцу Небесному: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17:24).
Таково необозримое следствие сошествия Бога на землю. Таков неизреченный плод Его страданий.
О Господи Иисусе Христе, Спаситель наш, равный только Отцу Своему и Духу Святому, помоги нам до конца выбраться из преисподней смрадных грехов и чувственного безумия. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ ИОНА, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ
Святитель Иона, архиепископ Новгородский, в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Предсказание исполнилось через пятьдесят лет.
Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия. Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449 - 1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых.
К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители.
5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями.
Тропарь святителю Ионе, архиепископу Новгородскому, глас 4
Исправле́ние ве́ры, и о́браз кро́тости,/ и я́коже сад посреде́ рая́,/ преподо́бными де́лы твои́ми мир просвеща́еши,/ и сего́ ра́ди к моще́м твои́м любо́вию прикаса́емся и ве́рно вопие́м:/ предста́ни в по́мощь воспева́ющим па́мять твою́ светоно́сную, о́тче Ио́но,// и моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Исполнение веры и образ кротости, как сад посреди рая, преподобными делами твоими мир просвещаешь, потому к мощам твоим с любовью прикасаемся и с верой взываем: «Приди на помощь воспевающим память твою светоносную, отче Иона, и моли о спасении душ наших».
Кондак святителю Ионе, архиепископу Новгородскому, глас 4
Свы́ше прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ хода́тайствовати Бо́гу и челове́ком,/ я́ко архиере́й возноше́ние вознося́,/ и мир лю́дем твои́м снося́,/ и оби́лие плодо́в, Ио́но блаже́нне;/ ты бо еси́ Вели́каго Нова́гра́да похвала́// и су́щих о нем ра́дость.
Перевод: Свыше получил ты Божественную благодать служить Богу и людям, как архиерей совершая возношение Святых Даров, и преподавая «мир всем» людям твоим, и молясь об изобилии плодов, Иона блаженный, ибо ты слава Великого Новгорода и жителей его радость.