Апостолы от 70-ти Патров, Ерм, Лин, Гай, Филолог (I)
Св. апостол Патров упоминается в Послании к Римлянам: "Целуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермию и сущую с ними братию" (Рим.16:14). "Не на то смотри здесь, – пишет св. Иоанн Златоуст, – что апостол перечислил их, не приписав им никакой особой похвалы, но на то, что хотя они были гораздо ниже других, однако удостоились его приветствия. Лучше же сказать, что немалая похвала, что называет их братьями, равно и других с ними святых"[1]. Кроме имени, о св. Патрове в новозаветных книгах ничего неизвестно. Вероятно, он был одним из выдающихся членов Римской церкви. В Четьи Минеях Димитрия Ростовского, на основании сказаний Дорофея, Симеона Метафраста, он был епископ в Неаполе и Путеолах[2]. В библейском Словаре протоиерея Ф. Солярского[3], библейской энциклопедии архимандрита Никифора[4] сказано: "Патров (Πατροβας – отцу последующий) Рим.16:14 – один из 70 апостолов и ревностнейший из спутников и сотрудников ап. Павла. Предание говорит, что он был епископом Неаполя и Путеол и принял мученический венец за имя Христово". Неаполь – главный город в средней Италии, а Путеолы (Пуццоло) – там же приморский город. Память св. ап. Патрова в православной церкви 5 ноября, а также в соборе св. 70 апостолов 4 января; у католиков – 4 ноября. Этому св. апостолу, равно как и другим (Ерму, Гаию, Филологу, Лину и другим) нет особой службы, а в службе 4 января Патров упоминается без всяких о нем исторических сведений. В службе 70 апостолов, отдельною книжкою изданной (Киев 1899), св. Патрову посвящен 3-й стих 7-й песни: "Твой апостол Патров, блаже, плотское твое к человеком пришествие проповеда, заблудшия к познанию наставляя и просвещая зарею веры".
Римский гражданин, но по происхождению грек. Жил в конце I века. Был епископом в Филиппополе Фракийском. О Ерме упоминается апостолом Павлом в Послании к Римлянам: приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма (Рим.16:14).
Ерм – автор книги «Пастырь», написать которую его побудили откровения свыше. В самом «Пастыре» о его авторе сообщается, что он жил в Риме во время папы Климента, был сначала богат, занимался мирскими делами, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг и за это наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен об этом в ряде бывших ему видений. Эти видения и наставления и составляют содержание книги. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.
Святой апостол от 70 Ерм был епископом в Филиппополе, мученически скончался в I веке. В Послании к Римлянам святой апостол Павел призывал римлян приветствовать апостола Ерма (Рим.16:14).
Упоминается во 2-м послании ап. Павла к Тимофею (2Тим.4:21). Это послание писано было в Риме ап. Павлом во время вторых уз, незадолго до кончины (66–67); из этого можно заключать, что св. Лин жил в Риме и, по церковному преданию, был Римским епископом.
Евсевий Кесарийский пишет, что "после мученической кончины Петра и Павла (67) первый, получивший жребий епископства Римской Церкви, был Лин. О нем упоминает Павел".
По мнению одних (Ириней Лионский и др., см. Синаксарь Никодима), св. Лин во епископа был поставлен св. Павлом, а по другим (Тертуллиан, Руфин Аквилейский, св. Епифаний и др.) ап. Петром, который будто бы разделил Римскую Церковь на две половины, одну поручил Лину, а другую Клименту. Св. Епифаний свидетельствует, что св. Климент председательство Римской Церкви имел после Лина и Анаклета. Св. Иоанн Златоуст пишет в толковании на 2 Послание к Тимофею: "об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской Церкви".
Церковное предание не сохранило подробных сведений о жизни апостола Гаия. В апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI–VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII–IX вв.) он упомянут среди 70 апостолов как епископ Эфеса, преемник апостола Тимофея на этой кафедре. По другой версии, отраженной у Оригена, апостол Гаий был первым епископом Фессалоники[1]. Эту версию поддержал Л. Пети, но ее отвергли болландисты, а также С. Тильмон и Г. Барди, считавшие, что здесь имеется в виду Гаий Македонянин.
В Римском Мартирологе память апостола Гаия празднуется 4 октября вместе с Криспом, начальником коринфской синагоги.
Апостола Филолога приветствует ап. Павел в Послании к Римлянам: «Целуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его (Рим.16:15)…» Более никаких сведений о сем апостоле нет в книгах Нового Завета. Кто была Юлия, упоминаемая вместе с Филологом, трудно сказать, так как ап. Павел, кроме ее имени, ничего о ней не сказал. Некоторые считают ее за сестру св. Филолога, а другие (Ориген) за его супругу. В некоторых кодексах Нового Завета в 15 стихе XVI главы Послания к Римлянам поставлено: «Целуйте Филолога и Юлия» (а не Юлию) и потому считают мужчиною, а не женщиною, и полагают, что это был один из представителей церкви Римской (Migne. Dictionnaire de la Bible., II tom). Церковное предание св. Филолога причисляет к 70 апостолам и считает его учеником св. ап. Павла. Дорофей, Епифаний и др. считают св. Филолога учеником и спутником ап. Андрея. В греческом Синаксаре о св. Филологе сказано: "Ап. Павел в своем послании к Римлянам (Рим.16:15) пишет: Целуйте Филолога и Юлию" (греч. ασπασασθε Φιλολογον και Ιυλιαν). Был поставлен от ап. Андрея Первозванного во епископа в г. Синопе.
В славянской Четьи Минее св. Димитрия Ростовского о нем сказано: «Филолог святый, его же в римстей епистолии воспоминает Павел святый, глаголя: Целуйте Филолога (Рим.16:15): поставлен бысть св. Андреем во епископа в Синоп». В Прологе к Четьи Минейному сказанию прибавлено: «Филолог претерпел много несчастий и скорбей, многих научил и привел ко Христу». В «Деяниях (или сказаниях) ап. Андрея» упоминается в числе его спутников Филолог (И.И. Малышевского в Трудах Киев. Академии, декабрь 1889. «Спутники св. ап. Андрея»).
Память св. Филолога в православной церкви совершается 5 (18) ноября вместе с апп. Патровом, Ермом, Гаием и Лином, а также 4 (17) января в соборе св. 70 апостолов. Католики отмечают его память 4 ноября, вместе с Криспом и Гаием.
Тропарь апостолов глас 3
Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостолов глас 2
Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.
Кондак апостолов глас 4
Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.