18 мая день памяти Преподобномученик Ефрем Новый, Неа-Макринский чудотворец, Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

18.05.2021

Преподобномученик Ефрем Новый, Неа-Макринский чудотворец

На по­бе­ре­жье Ат­ти­ки, чуть к се­ве­ру от пор­та Ра­фи­на, сто­ит де­рев­ня Неа Мак­ри. За ней воз­вы­ша­ет­ся го­ра Амо­мон, у под­но­жия ко­то­рой рас­по­ло­жен мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния, боль­ше из­вест­ный пра­во­слав­ным гре­кам про­сто как “мо­на­стырь свя­то­го Еф­ре­ма”. До недав­не­го вре­ме­ни о свя­том Еф­ре­ме ни­че­го не зна­ли не толь­ко на За­па­де, но и на Во­сто­ке, и лишь в по­след­ние трид­цать лет пре­по­доб­но­му­че­ник Еф­рем Неа-Мак­рин­ский стал для гре­ков од­ним из са­мых лю­би­мых свя­тых, по­кло­нить­ся ко­то­ро­му съез­жа­ют­ся лю­ди со всей стра­ны.

В 1950 го­ду гре­че­ская мо­на­хи­ня сест­ра Макария, чув­ствуя, что Гос­подь хо­чет, чтобы она за­ня­лась вос­ста­нов­ле­ни­ем мо­на­сты­ря Бла­го­ве­ще­ния, раз­ру­шен­но­го пи­ра­та­ми в XV сто­ле­тии, ис­про­си­ла раз­ре­ше­ния епи­ско­па и при­ня­лась за ра­бо­ту. Чув­ство­ва­ла, что это ме­сто – свя­тое. Она тру­ди­лась здесь еже­днев­но, рас­чи­щая за­ва­лы, и в мо­лит­вах про­си­ла Бо­га, чтобы Он от­крыл ей, кем бы­ли и как жи­ли здесь ино­ки про­шлых вре­мен.

Как-то утром сест­ра Макария ра­бо­та­ла на мо­на­стыр­ском дво­ре, и вдруг в го­ло­ву ей при­шла на­стой­чи­вая мысль: “Ко­пай зем­лю на этом ме­сте и най­дешь то, что ищешь”. Про­шло еще немно­го вре­ме­ни, и сно­ва та же мысль по­се­ти­ла ее. Она об­ра­ти­лась к мо­ло­до­му ра­бот­ни­ку, при­шед­ше­му в мо­на­стырь кое-что по­чи­нить, но ей по­че­му-то неудоб­ным по­ка­за­лось объ­яс­нять ему ис­тин­ную цель по­ис­ков, и она по­про­си­ла его ко­пать на том ме­сте яко­бы с на­ме­ре­ни­ем отыс­кать древ­ний мо­на­стыр­ский ко­ло­дец. Он от­ка­зал­ся, воз­ра­зив, что во­ду мож­но ско­рее най­ти не здесь, а в дру­гих ме­стах, и в те­че­ние несколь­ких ча­сов без­ре­зуль­тат­но ко­пал в раз­ных ме­стах, там, где счи­тал нуж­ным. В кон­це дня он вер­нул­ся ту­да, где про­си­ла ко­пать сест­ра Макария.

Очень ско­ро они от­ко­па­ли очаг, три ма­лень­ких окон­ца и по­лу­раз­ру­шен­ную сте­ну, – при­зна­ки то­го, что здесь ко­гда-то бы­ла мо­на­ше­ская ке­лья. Рас­чи­щая кам­ни, ра­бот­ник дей­ство­вал так энер­гич­но, что ей при­хо­ди­лось про­сить его не спе­шить. Он не слу­шал­ся, по­ка она не ска­за­ла: “Воз­мож­но, здесь кто-то по­хо­ро­нен, и ты рис­ку­ешь уда­рить ло­па­той по его остан­кам. Умо­ляю те­бя быть осто­рож­нее”. Он взгля­нул на нее с удив­ле­ни­ем и ска­зал: “Ты прав­да счи­та­ешь, что мы най­дем здесь чьи-то остан­ки?” Сест­ра Макария вспо­ми­на­ет:

Я бы­ла по­чти уве­ре­на, я по­чти ви­де­ла это­го ино­ка сво­им внут­рен­ним взо­ром. Мы про­дол­жа­ли бла­го­сло­вен­ный труд, и вот на глу­бине ста се­ми­де­ся­ти сан­ти­мет­ров уви­де­ли гла­ву это­го че­ло­ве­ка Бо­жия. Ко­гда ее пол­но­стью от­ко­па­ли, нас окру­жи­ло тон­чай­шее бла­го­уха­ние. Ра­бот­ник был бле­ден, он да­же не мог го­во­рить. Я ­по­про­си­ла его оста­вить ме­ня од­ну, и он уда­лил­ся. Я при­ло­жи­лась к мо­щам свя­то­го с ве­ли­ким по­чте­ни­ем и всем су­ще­ством по­чув­ство­ва­ла, что ему при­шлось пре­тер­петь стра­да­ния. Ме­ня на­пол­ня­ла свя­тая ра­дость, буд­то я об­ре­ла небес­ное со­кро­ви­ще.

Я по­че­му-то за­ра­нее зна­ла, что он мо­нах. Осто­рож­но счи­стив пе­сок, уви­де­ла хо­ро­шо со­хра­нив­шу­ю­ся кай­му его ря­сы. Чи­стая ткань бы­ла ис­кус­но под­ши­та по-ста­рин­но­му, нит­ка­ми боль­ше мил­ли­мет­ра тол­щи­ной. Зем­ля во­круг его рук и ног бы­ла твер­дой, и на ней со­хра­ни­лись от­пе­чат­ки... Я по­пы­та­лась счи­стить зем­лю с его паль­цев, но они ока­за­лись столь хруп­ки­ми, что на­ча­ли кро­шить­ся. По­шел дождь, мо­гил­ка быст­ро на­мок­ла, и я ре­ши­ла оста­вить мо­щи ле­жать под до­ждем. Дождь стру­ил­ся мяг­ки­ми се­реб­ря­ны­ми ка­пель­ка­ми, очи­щая мо­ги­лу и те­ло свя­то­го.

Ве­че­ром, чи­тая все­нощ­ную служ­бу, со­вер­шен­но од­на в этом свя­том ме­сте, я вдруг услы­ша­ла звук ша­гов. Кто-то шел со дво­ра, где бы­ла мо­гил­ка, к хра­му. Я уже зна­ла, что это он, тот неве­до­мый свя­той. Его ша­ги эхом от­да­ва­лись у ме­ня в ушах, я бы­ла страш­но на­пу­га­на. Кровь бро­си­лась мне в го­ло­ву, я за­сты­ла, да­же не в со­сто­я­нии обер­нуть­ся. Вне­зап­но сза­ди раз­дал­ся спо­кой­ный го­лос: “Сколь­ко же ты со­би­ра­ешь­ся дер­жать ме­ня там, сна­ру­жи?” Я обер­ну­лась и уви­де­ла его. Вы­со­кий, тем­но­во­ло­сый, гла­за круг­лые, с тя­же­лы­ми ве­ка­ми. Чер­ная кур­ча­вая бо­ро­да пол­но­стью за­кры­ва­ла шею. В ле­вой ру­ке он дер­жал ка­кой-то све­тиль­ник, пра­вой бла­го­слов­лял ме­ня.

При этих его сло­вах мой страх мгно­вен­но ис­чез, сме­нив­шись необык­но­вен­ной ра­до­стью, буд­то я встре­ти­лась с дав­ним хо­ро­шим зна­ко­мым. Я ска­за­ла: “Про­сти ме­ня, зав­тра на рас­све­те я по­за­бо­чусь о тво­их свя­тых мо­щах”. Он рас­тво­рил­ся в воз­ду­хе, а я про­дол­жи­ла чте­ние ве­чер­ней служ­бы....

Утром я с бла­го­го­ве­ни­ем счи­сти­ла с мо­щей зем­лю, об­мы­ла их и, по­ло­жив их в хра­ме, за­жгла ря­дом нега­си­мую лам­па­ду. В ту ночь мне при­сни­лось, что этот инок ­при­шел опять. Он сто­ял воз­ле хра­ма, дер­жа в ру­ках ­боль­шую, ис­кус­но сде­лан­ную се­реб­ря­ную ико­ну. Ря­дом с ико­ной был под­свеч­ник, и я за­жгла вос­ко­вую све­чу. ­По­том он про­из­нес: “Боль­шое те­бе спа­си­бо. Я – Еф­рем”.

В те­че­ние сле­ду­ю­щих несколь­ких лет св. Еф­рем от­крыл ис­то­рию сво­е­го му­че­ни­че­ства Макарии и дру­гим лю­дям, яв­ля­ясь им в ви­де­ни­ях и снах.

Он ро­дил­ся 14 сен­тяб­ря 1384 го­да, в ран­нем дет­стве по­те­рял от­ца. Мать его бы­ла бла­го­че­сти­вой жен­щи­ной. Она од­на вы­рас­ти­ла Еф­ре­ма и его ше­сте­рых бра­тьев и се­стер. В воз­расте че­тыр­на­дца­ти лет свя­той Еф­рем ушел в мо­на­стырь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и два­дцать семь лет про­жил там в мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. В мо­на­сты­ре он при­нял сан свя­щен­ни­ка и стал хра­ни­те­лем мо­на­сты­ря. Неиз­вест­но, бы­ли ли в оби­те­ли еще ино­ки или же он жил один.

В день его рож­де­ния, в сен­тяб­ре 1425 го­да, в празд­ник Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, его взя­ли в плен пи­ра­ты-му­суль­мане. Они под­верг­ли свя­то­го му­че­ни­ям, при­нуж­дая от­речь­ся от Хри­ста. Он от­ка­зал­ся, и они ис­тя­за­ли его во­семь ме­ся­цев, да­вая ра­нам на его те­ле немно­го за­жить и за­тем сно­ва му­чая его. 5 мая 1426 го­да его при­ве­ли во двор мо­на­сты­ря и под­ве­си­ли вниз го­ло­вой на де­ре­ве. Это де­ре­во со­хра­ни­лось и по сей день. Ему вби­ли гвоз­ди в ру­ки и но­ги, а те­ло прон­зи­ли рас­ка­лен­ным до­крас­на ост­рым же­лез­ным пру­том.

Так пре­дал дух Гос­по­ду этот свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник, а через пять­сот лет лю­ди узна­ли о его стра­да­ни­ях и об­на­ру­жи­ли его мо­щи. Гос­подь про­сла­вил его за пе­ре­не­сен­ные им стра­да­ния и бла­го­сло­вил его да­ром чу­до­тво­ре­ния. Он стал из­вест­ным вра­чом душ и те­лес, и сей­час то­му име­ют­ся сот­ни пись­мен­ных сви­де­тельств, на­ко­пив­ши­е­ся со дня об­ре­те­ния его мо­щей.

С 1950 го­да мать Макария, ставшая впоследствии игуменией, тру­дилась над вос­ста­нов­ле­ни­ем мо­на­сты­ря. Она и сест­ры про­во­дили служ­бы по мо­на­стыр­ско­му чи­ну и за­бо­тились о сот­нях па­лом­ни­ков, еже­днев­но при­ез­жа­ю­щих по­мо­лить­ся в хра­ме у мо­щей ­Свя­то­го. 23 апреля 1999 года игумения Макария отошла ко Господу.

За монастырем растет лес с древними соснами и дубами. Среди этих деревьев стоит небольшая каменная часовня святого апостола Иоанна Богослова, а вокруг нее располагается монастырское кладбище. Эта часовня была построена еще до святого Ефрема, и сам Святой любил прогуливаться здесь. Когда вечером садится солнце, деревья светятся теплым, золотым светом, озаряя весь лес удивительным сиянием.

Тропарь преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому, глас 1

На горе́ Непоро́чных я́ко со́лнце возсия́л еси́,/ и му́ченически, богоно́сне, к Бо́гу изше́л еси́,/ ва́рварское наше́ствие претерпе́л еси́,/ Ефре́ме великому́чениче Христо́в,/ си́м при́сно источа́еши благода́ть все́м благоче́стно вопию́щим ти́./ Сла́ва да́вшему ти́ кре́пость,/ сла́ва просла́вльшему тя́,// сла́ва подаю́щему тобо́ю все́м исцеле́ния!

Кондак преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому, глас 3

На горе́ Непоро́чных подвиза́лся еси́, богому́дре,/ и на се́й проше́л еси́ му́ченичества пу́ть,/ сего́ ра́ди сугу́бым венце́м Живодавец досто́йно тя́ венча́л е́сть,/ священному́чениче Ефре́ме,// приле́жно прося́ща поми́ловати славосло́вящих тя́.

Молитва преподобномученику Ефрему Новому, Неа-Макринскому

О, пресла́вный священному́чениче Ефре́ме! и ско́рый помо́щниче Христиа́ном в боле́знех! Ве́рую от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко даде́ся тебе́ от Го́спода да́р боля́щия врачева́ти и разсла́бленныя укрепля́ти. Сего́ ра́ди к тебе́, я́ко благода́тному врачу́ боле́зней, а́з немощны́й прибега́ю и, тво́й досточти́мый о́браз с благогове́нием лобыза́я, молю́ся: твои́м предста́тельством у Царя́ Небе́снаго испроси́ мне́ боля́щему исцеле́ние от удруча́ющия мя́ боле́зни, а́ще бо и недосто́ин е́смь тебе́, бла́гостнейшаго отца́ и при́снаго засту́пника моего́, но ты́, бы́в подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя́ досто́йна твоего́ заступле́ния чрез мое́ обраще́ние от злы́х де́л к благо́му житию́, уврачу́й оби́льно дарова́нною тебе́ благода́тию я́звы и стру́пы души́ и те́ла моего́, да́руй ми́ здра́вие и спасе́ние и во все́м благо́е поспеше́ние, да та́ко, ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́в во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́блюся со все́ми святы́ми сла́вити Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

 

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» по ико­но­гра­фии от­но­сит­ся к ти­пу «Оран­та» – Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с воз­де­ты­ми вверх ру­ка­ми, пе­ред Ней – Бо­гом­ла­де­нец, сто­я­щий в ча­ше. Это Ча­ша При­ча­ще­ния – неис­то­щи­мый ис­точ­ник ду­хов­ной ра­до­сти и уте­ше­ния. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца мо­лит­ся за всех греш­ных и воз­ве­ща­ет, что каж­до­му страж­ду­ще­му уго­то­ва­на Неупи­ва­е­мая Ча­ша небес­ной по­мо­щи и ми­ло­сер­дия.

По­яв­ле­нию этой ико­ны пред­ше­ство­ва­ло необыч­ное про­ис­ше­ствие, про­изо­шед­шее в 1878 го­ду в Туль­ской гу­бер­нии. Некий от­став­ной сол­дат был одер­жим стра­стью к пьян­ству. Он про­пи­вал все, что у него бы­ло, и вско­ре стал ни­щен­ство­вать. От зло­упо­треб­ле­ния ал­ко­го­лем у него от­ня­лись но­ги, но это не оста­но­ви­ло его и он про­дол­жал пить. Как-то во сне быв­ший сол­дат, а ныне кре­стья­нин, уви­дел стар­ца, ко­то­рый при­ка­зал ему ид­ти в го­род Сер­пу­хов в мо­на­стырь Вла­ды­чи­цы Бо­го­ро­ди­цы, где на­хо­ди­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша», и от­слу­жить пе­ред ней мо­ле­бен. Не имея ни гро­ша, с от­няв­ши­ми­ся но­га­ми, кре­стья­нин не мог от­пра­вить­ся в путь. Но свя­той ста­рец во вто­рой и тре­тий раз явил­ся ему и гроз­но по­ве­лел ис­пол­нить ска­зан­ное. На чет­ве­рень­ках от­пра­вил­ся от­став­ной сол­дат в Сер­пу­хов. В од­ном из се­ле­ний, ко­то­рые ле­жа­ли на пу­ти, он оста­но­вил­ся для от­ды­ха. Чтобы об­лег­чить боль и стра­да­ния пут­ни­ку, ста­руш­ка-хо­зяй­ка рас­тер­ла ему но­ги и уло­жи­ла на печь. На сле­ду­ю­щий день сол­да­ту по­лег­ча­ло, но хо­зяй­ка оста­ви­ла его еще на од­ну ночь, сно­ва рас­те­рев ему боль­ные но­ги. Опи­ра­ясь на две, а по­том и на од­ну пал­ку, кре­стья­нин по­ти­хонь­ку до­шел до Сер­пу­хо­ва.

Во Вла­дыч­нем мо­на­сты­ре он рас­ска­зал о сво­их див­ных сно­ви­де­ни­ях и по­про­сил от­слу­жить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша». Но его прось­ба при­ве­ла в за­ме­ша­тель­ство на­сель­ниц мо­на­сты­ря: ни­кто в оби­те­ли не знал та­кой ико­ны. Лишь через неко­то­рое вре­мя они на­шли икон­ку, ви­сев­шую в про­хо­де из хра­ма в риз­ни­цу. На обо­рот­ной сто­роне ее бы­ла над­пись «Неупи­ва­е­мая Ча­ша»... В ли­ке же уче­ни­ка свя­ти­те­ля Алек­сия – пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма – кре­стья­нин сра­зу же узнал явив­ше­го­ся ему во сне свя­то­го стар­ца. До­мой из Сер­пу­хо­ва от­став­ной сол­дат воз­вра­тил­ся уже сво­бод­ным от сво­ей па­губ­ной стра­сти.

Весть о чу­до­твор­ной иконе быст­ро рас­про­стра­ни­лась по всей Рос­сии. Лю­ди, стра­дав­шие от пьян­ства, их род­ные и близ­кие спе­ши­ли воз­не­сти мо­лит­вы к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це об ис­це­ле­нии от неду­га, мно­гие при­хо­ди­ли уже по­сле, чтобы воз­бла­го­да­рить Вла­ды­чи­цу за Ее ве­ли­кую ми­лость.

Чу­до­твор­ная ико­на «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» на­хо­ди­лась во Вла­дыч­нем мо­на­сты­ре до 1919 го­да, а по­сле его за­кры­тия – в со­бо­ре Ни­ко­лы Бе­ло­го на Ка­луж­ской ули­це. Даль­ней­шая судь­ба ико­ны неиз­вест­на.

В 1993 го­ду в Сер­пу­хов­ском Вы­соц­ком муж­ском мо­на­сты­ре, а в 1995 – в воз­рож­ден­ном Вла­дыч­нем мо­на­сты­ре бы­ли сде­ла­ны спис­ки чу­до­твор­ной ико­ны, при этом бы­ли со­хра­не­ны все про­пор­ции и ака­де­ми­че­ский стиль, ха­рак­тер­ный для под­лин­ни­ка. Все это по­слу­жи­ло на­ча­лом воз­рож­де­ния по­чи­та­ния чу­до­твор­ной ико­ны по­сле дол­гих лет бо­го­бор­че­ства.

По­кло­нить­ся иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» едут со всех угол­ков Рос­сии и дру­гих стран. Сла­вит­ся чу­до­твор­ная ико­на ско­рым ис­це­ле­ни­ем страж­ду­щих от неду­гов нар­ко­ма­нии, ал­ко­го­лиз­ма и ку­ре­ния. За­ме­че­но, что ико­на не толь­ко ис­це­ля­ет, но и по­мо­га­ет из­ме­нить об­раз жиз­ни че­ло­ве­ка, при­во­дит его к осо­зна­нию сво­их гре­хов, по­ка­я­нию, воз­вра­ща­ет к бла­го­че­сти­вой жиз­ни.

К со­жа­ле­нию, точ­но не из­ве­стен тот день, в ко­то­рый ико­на бы­ла яв­ле­на. В XIX ве­ке празд­но­ва­ние в честь ико­ны «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» со­вер­ша­лось 27 но­яб­ря – в один день с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние», так как обе эти ико­ны схо­жи по ико­но­гра­фии.

В кон­це XX ве­ка, по­сле вос­ста­нов­ле­ния по­чи­та­ния ико­ны «Неупи­ва­е­мая Ча­ша», ее празд­но­ва­ние бы­ло при­уро­че­но ко дню пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Сер­пу­хов­ско­го – 5 мая, так как яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шло через пред­ста­тель­ство это­го свя­то­го. В 1997 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия II бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать об­ще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неупи­ва­е­мая Ча­ша» 5 мая.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша», глас 4

Днесь пpитеце́м ве́pнии/ к Боже́ственному и пpечу́дному о́бpазу Пpесвяты́я Богома́теpи,/ напоя́ющей ве́pных сеpдца́/ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́pдия/ и лю́дем ве́pным чудеса́ показу́ющей./ Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пpа́зднуем и те́пле вопие́м:/ Влады́чице пpеми́лостивая,/ исцели́ на́ша неду́ги и стpа́сти/ моля́щи Cы́на Твоего́ Хpиста́ Бо́га на́шего// спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»

Бысть чре́во Твое́ свята́я Трапе́за, иму́щая Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего, от Него́же всяк яды́й не умира́ет, я́коже рече́ всех, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»

О, Премилосе́рдая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ — Це́ркви Христо́вой и спасе́ния отпа́дающих, бра́тьев и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́. О, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. Приими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»

Цари́це на́ша Преблага́я, наде́ждо на́ша, Пресвята́я Богоро́дице, прия́телище си́рых и стра́нных Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озло́бленных покро́ве. Зри́ше на́шу беду́, зри́ше на́шу скорбь: отвсю́ду искуше́ниями одержи́мы есмы́, а заступа́ющего несть. Ты у́бо Сама́ помози́ нам, я́ко не́мощны, окорми́, я́ко стра́нны, наста́ви нас, я́ко заблу́дших, уврачу́й и спаси́ нас, я́ко безнаде́жных. Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех ско́рбных и обремене́нных. При́зри на нас, гре́шных и во озлобле́нии су́щих, покры́й нас Честны́м Твои́м Омофо́ром. Да изба́влени бу́дем от зол, обыше́дших нас, наипа́че же пия́нства. Да восхва́лим всегда́ Пресвято́е и́мя Твое́. Ами́нь.