Доброго дня! Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прп. Саввы Освященного, свт. Гурия, архиеп. Казанского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.
Кол. 3, 4-11:
Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Лк. 17, 12-19:
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Из Охридского Пролога за 5 декабря
Рассуждение:
Человек может быть велик как мастер своего дела, как государственный деятель, как полководец, но никто среди людей не [может быть] больше человека, великого в вере, надежде и любви. Насколько великим в вере и уповании на Бога был преподобный Савва Освященный, лучше всего показывает следующий случай. Как-то раз эконом обители сообщил святому Савве, что в наступающую субботу и воскресенье нет смысла ударять в било и по обычаю созывать братию на совместное богослужение и трапезу, потому что в монастыре нет ни крупицы муки и вообще не осталось никакой пищи и питья. По той же самой причине невозможно совершить и святую Литургию. Преподобный Савва ответил ему без раздумий: «Не опущу я Божественную службу из-за недостатка муки. Верен есть Заповедавший нам не заботиться о телесном и силен Он напитать нас во время голода». И возложил святой Савва всю надежду на Бога. В крайнем случае готов он был послать нечто из церковных сосудов или риз в город и продать – только бы не отменялось богослужение и обычная братская трапеза. Но прежде чем наступила суббота, некоторые люди, подвигнутые к тому Промыслом Божии, пригнали в монастырь 30 мулов, груженных пшеничной мукой, вином и елеем. «Что ты теперь скажешь, брат, – спросил святой Савва эконома, – может быть, и впрямь не ударять нам в било и не созывать отцов?» Эконом постыдился своего маловерия и попросил у игумена прощения.
Жизнеописатель святого Саввы называет сего преподобного отца «суровым к демонам и добрым к людям». Однажды некоторые монахи возмутились против святого Саввы и, по распоряжению патриарха Илии, были изгнаны из обители. Устроили они себе кельи вдоль Фекойского потока, где терпели оскудение во всем. Услышав о том, что они голодают, преподобный Савва нагрузил мешки с пшеницей на ослов и отвез им это лично. Видя, что нет у них храма, построил он им и храм. Монахи сначала приняли его с неприязнью, но затем на его любовь ответили своей любовью и покаялись в тех дурных поступках, которыми ранее огорчали преподобного отца.
Проповедь об отсутствии зла в делах Божиих
И увидел Бог, что это хорошо.
Быт. 1:4. 10.12.18.21.25
Первое откровение, братья, об этом міре, сообщаемое нам Священным Писанием, гласит, что мір произошел от добра, а не от зла; от Бога, а не от какой-то богопротивной силы и не из некой воображаемой первоисточной смеси добра и зла. Второе откровение, братья, об этом міре – то, что всё сотворенное благим Богом – хорошо. Хорош свет, хороша небесная твердь, хороша суша, хорошо море; хороша трава и прочие растения и плодовые деревья, хороши небесные светила: солнце, луна и звезды; хороши живущие в воде животные и небесные птицы, хороши все души по их родам, хороши скоты, и мелкие животные, и звери земные; наконец, хорош и человек, господин всех созданий под владычеством Божиим. И увидел Бог, что это хорошо. Ценителем значимости міра сего не является и не может быть некто, кто лишь поверхностно и отчасти наблюдает за мірозданием, но только Тот, Кто зрит все творения вкупе и каждое в отдельности, Кто знает их число, имя, свойства несопоставимо лучше, чем все люди на земле. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И однако же, находились люди, клеветавшие на дело Божие, утверждая, что мір сей есть в своей сущности зло, что зло суть и отдельные творения, и материя в целом, из которой все земные существа получили свою форму и очертания. Между тем на самом деле зло содержится в грехе, а грех – от злого духа; другими словами, зло – в духе зла, а не в материи. Отпавший от Бога дух – вот кто сеятель зла в этом міре. Отсюда и плевелы среди Божией пшеницы. Трудится дух зла над тем, чтобы в качестве своих орудий употребить и дух человеческий, и материальные предметы вообще. Именно он есть тот, кто влагает [букв.: вбрасывает. – Пер.] в человеческий разум помысел о том, что весь сотворенный мір есть якобы зло и что материя как вещество для созданий есть зло основополагающее, первоисточное. Клевещет он на Божии дела, чтобы сокрыть свои собственные; обвиняет Бога, чтобы снять обвинение с себя самого.
О братья мои, да храним себя от коварства злого духа, а особенно – от худых помыслов, которые всевает он [во все уголки] нашего ума.
О Господи Иисусе Христе, истинный Просветитель и Спаситель наш, в руки Твои предаем мы ум наш и наши сердца. Осияй нас Твоим истинным светом. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ
Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.
В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.
После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Тропарь преподобному Савве Освященному, глас 8
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Савва, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Савве Освященному, глас 8
Я́ко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия./ Те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво пребога́те.
Перевод: От младенчества Богу принесенный добродетелью, как жертва непорочная, Савва блаженный, ты стал преподобных украшением и гражданином пустыни достохвальным. Потому взываем тебе: «Радуйся, Савва славный!».
Молитва преподобному Савве Освященному
О, преди́вный и всехва́льный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Са́вво! Днесь (во святе́м хра́ме твое́м) благогове́йно предстоя́ще пред свято́ю ико́ною твое́ю и ра́достно соверша́юще пресве́тлую па́мять твою́, ублажа́ем тя засту́пника на́шего. Почита́юще же твое́ ве́лие дерзнове́ние пред Го́сподом, смире́нно мо́лим тя, преблаже́нне приими́ ми́лостивно от нас хвале́бное пе́ние сие́, от любве́ и усе́рдия тебе́ приноси́мое. И, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, потщи́ся Богоприя́тным твои́м хода́тайством испроси́ти у Царя́ ца́рствующих и Го́спода госпо́дствующих, я́ко да проба́вит вели́кия и бога́тыя ми́лости Своя́ на нас гре́шных, да пода́ст нам дух пра́выя ве́ры, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да изба́вит от бед и напа́стей, да низпослет вся поле́зная ко спасе́нию душ на́ших. Всем же правосла́вным да низпослет мир, тишину́, безмяте́жие, усе́рдие ко исполне́нию за́поведей Его́, изоби́лие плодо́в земны́х; да изба́вит всю Росси́йскую страну́ от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, уго́дниче Бо́жий! Не пре́зри моле́ний на́ших, но услы́ши нас моля́щихся тебе́, и под кро́вом заступле́ния твоего́ сохрани́ нас (и оби́тель сию́) ненаве́тны от враго́в ви́димых и неви́димых, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и восприи́мем ве́чная блага́я во ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.