Доброго дня! С Успенским постом и предпразднством Преображения Господня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мцц. Евдокии, Дарии, Дарии, Марии и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Архиереи и фарисеи уразумели, что Господь говорил притчи на их счет, раскрывал им глаза, чтоб увидели истину, что же сделали они по этому случаю? Придумывали, как бы убить Господа. Если бы предубеждение не кривило их здравомыслия, им следовало, если не поверить, как требовала очевидность указаний, то обсудить внимательно, не так ли и в самом деле, как объясняет Спаситель. Предубеждение столкнуло их на кривую дорогу, и они потом оказались богоубийцами. И всегда так, и ныне так. Немцы, а за ними и наши онемечившиеся умом, как скоро встретят в Евангелии чудо, тотчас кричат: "неправда, неправда; этого не было и не могло быть, надо это вычеркнуть". Не то же ли это что убить? Пересмотрите все книги этих умников, ни в одной не найдете указания причин, почему они так думают; ни один из них ничего не может сказать против того, чем доказывается истина евангельская, и ни один не позаботился вникнуть в доводы, какими люди здравомыслящие обличают их лживость: твердят все только свое, что быть не может и потому не верят Евангелию. И ничего с ними не поделаешь: они готовы идти против Самого Бога.
2 Кор. 1, 1-7:
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Мф. 21, 43-46:
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Из Охридского Пролога за 5 августа
Рассуждение:
«Кто может веровать, если не даст Бог? Кто способен пойти на подвиг, если не поможет Господь? Кто силен принять венец (мученичества), если не дарует Христос?» – так начинает Валерий житие своего друга Понтия. Всё может Бог и всего хочет Бог, что для людей спасительно, если только люди Ему молятся. Молитвой святая Нонна обратила в христианство своего супруга Григория и своего сына, [будущего] святителя Григория Богослова. Молитвой [праведная] Моника вызволила блаженного Августина из беспутной жизни, [наставив его] на путь добродетели и веры. Молитвой св[ятитель] Василий привел ко Христу своего учителя Еввула. Молитвой царь Езекия продлил себе жизнь на 15 лет. Молитвой преподобный Симеон Столпник отвратил нашествие персов и скифов, уже подготовивших армию для вторжения в греческую землю. Одним словом, – легче пересчитать звезды на небе, нежели все чудеса, сотворенные молитвой в міре сем.
Проповедь о том, как Бог убеляет покаявшихся грешников
Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег
убелю; если будут красны, как пурпур, – как
во́лну убелю.
Ис. 1:18
О безграничная милость Божия! В величайшем гневе Своем на народ неверный и неблагодарный, на народ, обремененный беззакониями, на племя злодеев, на сынов погибельных, на князей, которые уподобились князьям Содомским, на людей, которые стали сродни народу Гоморрскому, – в таком гневе Господь все-таки не оставляет милости и призывает к покаянию. [Это подобно тому,] как после страшных раскатов грома проливается теплый и ласкающий дождь. Таков Господь – долготерпелив Он и многомилостив и не до конца прогневается. [Стоит] только грешникам перестать творить злое, научиться делать благое и приступить ко Господу со смирением и покаянием – [как] убелятся они, как снег. Могуч Господь и волен [спасти]. Никто, кроме Него, не в состоянии очистить грешную человеческую душу от греха и убелить ее чистотой. Сколько бы полотно ни стиралось в воде, с золой и мылом, сколько бы оно ни отмывалось и ни перестирывалось, оно не может обрести белизну, пока не распрострут его под солнечным светом. Так и душа – сколько бы ни очищали мы ее собственными трудами и усилиями, с помощью всех законнических [предписаний и] средств, – не может убелиться, пока не повергнем мы ее к ногам Божиим, отверстую и распростертую, чтобы свет Божий осиял ее и убелил. Господь одобряет и приветствует наши труды и усилия, в частности – желает Он, чтобы душу свою омыли мы слезами, утеснили покаянием, сдавили угрызениями совести, облекли в добрые дела, но в конце концов призывает Он нас прийти к Нему: Тогда придите, говорит Господь, и рассудим. Другими словами, посмотрю Я на вас и увижу, есть ли [нечто от] Меня в вас; и вы посмо́трите на Меня, как в зеркало, и увидите, каковы вы [есть на самом деле].
О Господи, медлящий во гневе, смилуйся над нами прежде последнего гнева в оный Страшный День. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ УЩЕЛЬСКИЙ
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадепии в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в ХVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: "Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: "Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити"".
Из Охридского Пролога за 7 августа
Рассуждение:
Почему Господь явил на Фаворе Свою Божественную славу не перед всеми учениками, а только перед тремя? Во-первых, потому, что Сам Он устами Моисея дал заповедь: При словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор. 19:15)... Итак, довольно трех свидетелей. Во-вторых, потому, что эти три свидетеля были [нарочито] отобраны. Отображают они собой три главные добродетели: Петр – веру, ибо первым исповедал он свою веру во Христа как Сына Божия; Иаков – надежду, ибо с надеждой на Христово обетование первым положил он жизнь свою за Господа, будучи первым [из двенадцати Апостолов. – Пер.] убит иудеями; Иоанн – любовь, ибо возлежал он у груди Господа и пребыл под Крестом Господним до конца. Бог именуется не Богом многих, а Богом избранных: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Нередко одного верующего человека Господь ценил больше, нежели весь какой-то народ. Так, не раз и не два хотел Он истребить народ еврейский, но по молитвам праведного Моисея оставил этот народ жить. И больше слушал Господь благочестивого Илию пророка, нежели всё царство нечестивого Ахава. По молитвам одного человека Бог часто спасал города и народы. Так, грешный город Устюг был бы разрушен огнем и градом, если бы не спас его своими молитвами живущий в нем один-единственный праведник, святой Прокопий, Христа ради юродивый (см. 8 июля).
Проповедь о возвышении Церкви Божией
И будет в последние дни, гора дома Господня будет
поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и
потекут к ней все народы.
Ис.2:2
Это пророчество относится ко Христовой Церкви. Насколько могло оно казаться загадочным для евреев, живших прежде Христа, настолько нам оно сегодня совершенно ясно. Гора, или высота, дома Господня и впрямь поставлена во главу гор, то есть во главу высот небесных, ибо, во-первых, Христова Церковь держится не землей, а небом; и во-вторых, одна часть членов Церкви (и притом теперь уже большая часть) пребывает на небе, тогда как другая часть – еще на земле.
Далее, Христова Церковь возвышена над холмами, то есть над всеми земными и людскими величинами. И человеческая философия, и искусство, и все культуры народов, и все земные ценности представляют собой лишь низкие холмы по сравнению с необозримой высотой Христовой Церкви. Ведь Церкви не было бы трудно создать все эти холмики, тогда как ни один из них, ни все они вкупе в течение многих тысячелетий не смогли бы образовать Церковь.
И наконец, говорит пророк, потекут к ней все народы. К чему и впрямь доселе стекались все народы, если не к Церкви Христовой? Иерусалимский храм был недоступен для язычников – под угрозой смертной казни. Церковь же с самого начала призывала к себе все народы на земле, будучи послушна заповеди Господа: Идите, научите все народы (Мф. 28:19).
Это – видение Исаии, сына Амосова, видение из далекой древности [в серб. букв.: из далекой дали. – Пер.], видение истинное и достославное [в серб, букв.: дивное. – Ред.].
О [досто]чудный Господи, благодарим мы Тебя непрестанно за то, что удостоил Ты нас быть чадами Церкви Твоей Святой, и истинной, и вознесенной превыше всех М1рских высот. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.